Журнал "Камертон"

 

 

ПРОФЕССИОНАЛИЗМ И ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ КРУГОЗОР МУЗЫКАНТА

 В ноябре-декабре 2007 года в рамках работы социологического кружка консерватории было проведено исследование художественного и профессионального уровня студентов исполнительских специальностей. Цель исследования – установить степень зависимости формирования профессиональных навыков от художественных предпочтений музыканта. Сравнение данных выборочного опроса студентов 1 и 4 курсов предоставило возможность выявить ряд факторов, непосредственно воздействующих на формирование художественного вкуса будущих музыкантов-профессионалов.

Результаты свидетельствуют, что при поступлении в консерваторию студентом-первокурсником движет стремление к самосовершенствованию и идеализированная установка: "Святая к музыке любовь" (характерно для 90% студентов 1 курса). Однако недостаточно высокий уровень профессиональной подготовки препятствует артистическому росту музыканта-исполнителя. Студент должен много времени уделять устранению технических трудностей, восполняя пробелы своего училищного образования. Наибольшие трудности вызывает работа над полифоническими произведениями и сочинениями крупной формы, тогда как к удачно сыгранным произведениям относили только миниатюры. Это свидетельствует о том, что они не приучены мыслить крупно, масштабно. Несбывшиеся надежды на скорую артистическую карьеру ведут к разочарованию и профессиональной замкнутости – узкой направленности на решение практических задач, что в целом сужает круг их художественных интересов. Поэтому 67% студентов 4 курса изменили свою мотивацию в сторону прагматического представления значения диплома о высшем профессиональном образовании для дальнейшей карьеры музыканта. Студенты-старшекурсники, уделяя внимание техническим моментам, более озабочены стилевыми особенностями исполняемого произведения. Значит, к 4 курсу уровень художественного вкуса и профессионализм их возрос. Тем не менее, желательно, чтобы в процессе обучения технические задачи был преодолены раньше (например, к концу 2 курса), освободив время для развития личного эстетического потенциала.

Художественная направленность профессиональных интересов 66% студентов консерватории устремлена к романтической музыке. С одной стороны, это вызвано ее повышенной эмоциональностью, что близко и понятно каждому молодому человеку. С другой стороны, это показатель исполнительской односторонности, высокий профессионализм требует широты музыкального кругозора.

Собственно исполнительская деятельность будущих артистов ориентирована на публичные выступления и сольные концерты: 48 % первокурсников участвовали в конкурсах или давали сольные концерты с разнообразной музыкальной программой, 52% студентов 4 курса уже имеют звание лауреата или дипломанта. Это высокий показатель их профессиональной увлеченности. Однако 44% старшекурсников чаще выступают на концертах в качестве ансамблистов. Следовательно, снижается их потребность в сольных выступлениях. На первом курсе студент имеет четкую установку стать солистом, но средний уровень его профессиональной подготовки не позволяет ему реализовать себя в данном качестве. Годы учебы в консерватории затрачиваются на устранение технических недостатков, поэтому к концу обучения больше половины студентов смогут состоятся только в качестве артистов ансамблей и творческих коллективов. Это снижает творческий потенциал музыканта и препятствует развитию его художественной индивидуальности.

Расширению профессионального кругозора студентов, за время обучения, должны способствовать занятия другими дисциплинами. Сравнительный рейтинг оценок знаний по изучаемым предметам с собственной самооценкой показывает, что самые низкие баллы студенты получают по музыкально-теоретическим дисциплинам и самооценка знаний здесь сильно занижена; высокие результаты студенты показывают на гуманитарных дисциплинах и самооценка по этим предметам адекватна. Низкий показатель по столь необходимым для музыканта-исполнителя дисциплинам «тормозит» его эстетическое развитие. Его не привлекает интеллектуальная нагрузка, нет стремления к преодолению собственных музыкальных «пробелов». Это подтверждает и тот факт, что предпочтительным источником пополнения знаний для студентов становятся визуальные средства информации (СМИ, Интернет), а специализированной литературой пользуются лишь половина опрошенных. Не утруждая себя поиском нужного материала в библиотеке, они предпочитают обращаться к простым и доступным источникам знаний.

Неслучайно, самым значимым видом искусства для многих становится кино. Особенно привлекают фильмы-интерпретации литературных произведений и премьеры знаменитых режиссеров. Показательно, что открыто выраженная эмоциональность студентов-исполнителей проявляется в их предпочтении таких зрелищных видов искусства, как театр, балет, кино и живопись. «Застывшая» пластика архитектуры и скульптуры оставила студентов равнодушными. Резко отрицательное отношение к цирку студенты объясняли связью этого вида искусства с акробатикой, то есть со спортом.

Критерий эмоциональной значимости действует и в отношении художественных стилей. Удивительное единодушие положительных оценок по поводу романтизма, и очень немногие ценят искусство барокко, даже классику. Вот почему, среди любимых литературных персонажей были названы герои, характеризующиеся ярким эмоциональным накалом чувств: Татьяна Ларина, Мастер, Анна Каренина и др. Причем опрос показал, что студенты читают много и круг чтения их широк: от популярной беллетристики до философских сочинений.

Итак, данные настоящего социологического исследования позволяют утверждать, что средний студент-исполнитель за период обучения в консерватории, безусловно, художественно развивает свой профессионализм: совершенствует свое мастерство, много читает, посещает музеи, театры, кинопремьеры. Он действительно любит искусство. Однако музыка не является доминантой его жизни. Он с удовольствием занимается танцами, спортом, иностранными языками, психологией, даже кулинарией. Безусловно, по окончании консерватории он становится квалифицированным специалистом, хотя его профессионализм не так высок, чтобы позволить ему заниматься карьерой солиста, поэтому 48% опрошенных планируют в будущем работать или в оркестре, или в другом творческом коллективе.

 

исследование провели

Е.Борисова

кандидат социологических наук,

и.о.доцента,

Т.Матвеева и М.Щербакова

студенты-музыковеды 5 курса