Камертон № 6

«СОЛОВЕЙ МОЙ, СОЛОВЕЙ …»

К 25-летию музыкально-педагогической
деятельности народной артистки России,
профессора Н.К. Тарасовой

 

 

«Поет, как птица». Так обычно в народе говорят о певцах с яркими природными данными, совершенной вокальной техникой, особенно, если голос превосходно звучит на предельно высоких звуках. Недаром «русскими соловьями» называли великих певцов - Собинова, Нежданову, Лемешева, Барсову. И для  современных певцов нет выше признания, чем это поэтическое  сравнение с «птицей, которая не может не петь, потому что рождена, чтобы петь» (из письма Станиславского Неждановой по случаю ее юбилея).
Нашим, «астраханским соловьем» является народная артистка России, профессор консерватории, солистка музыкального театра и филармонии Наталья Тарасова. Достаточно услышать, как она поет «Сказки Венского леса» Штрауса или арию Нормы из одноименной оперы Беллини, чтобы навсегда сохранить в памяти ее несравненный  голос.
На сцене Астраханского музыкального театра Тарасова -  со дня его основания (1996 г.). Блистательная Розина в «Севильском цирюльнике» Россини, трогательная Марфа в «Царской невесте» Римского-Корсакова неизменно притягивали публику, когда в этих спектаклях пела Наталья Тарасова. А еще были  Виолетта в «Травиате» Верди, Констанция в «Похищении из Сераля» Моцарта, Адель в «Летучей мыши» Штрауса, Эвридика в «Орфее и Эвридике» Глюка, - партии, в которых Тарасова демонстрировала великолепное владение различными вокальными стилями: от старинного бельканто и венской (немецкой) школы до признанной во всем мире эталонной итальянской школы пения. Сегодня же занятость народной артистки России на сцене Астраханского музыкального театра по существу ограничивается лишь одной партией -  Иоланты в одноименной опере Чайковского. Слава Богу, что она постоянно выступает в концертах, радуя слушателей виртуозным исполнением оперных арий, романсов, песен. А когда Н.Тарасова поет в сопровождении квартета народных инструментов «Скиф», под руководством заслуженного артиста РФ, профессора А.Мостыканова, – это всегда яркий праздник для души и сердца астраханской публики и тех слушателей, которые знают наших прославленных музыкантов по их гастролям в России и за рубежом.  
Наряду с огромной концертно-исполнительской деятельностью Н.К.Тарасова вкладывает много сил в обучение молодых певцов.  Развивая лучшие вокальные традиции своих выдающихся учителей, она за годы работы в Саратовской консерватории имени Л.В.Собинова (1984-1997) и Астраханской консерватории (с 1997) создала собственную школу пения, воспитанники которой являются лауреатами и дипломантами Международных, Всероссийских, региональных конкурсов, успешно работают в музыкальных учебных заведениях, филармониях, музыкальных и оперных театрах страны, включая Большой в Москве и Мариинский в Санкт-Петербурге.
Закономерно, что Н.К. Тарасова стала первой из астраханских певцов, кто по результатам плодотворной  работы в нашем городе удостоился высокого почетного звания «Народный артист России».

Корни и ветви известной вокальной школы
Вокальная школа Натальи Кимовны Тарасовой имеет глубокие корни. Все началось с обучения в Ставропольском музыкальном училище. Ее первый педагог по сольному пению – Валюшко Валентина Петровна, закончила Казанскую консерваторию по классу   Ковельковой Екатерины Георгиевны. Известно, что Ковелькова еще в начале ХХ века обучалась в Санкт-Петербургской консерватории у Ферни-Джиральдони, пела в различных оперных театрах, даже на одной сцене с Шаляпиным. Словом, Валюшко унаследовала великолепную западноевропейскую  школу пения.  «Валентине Петровне уже 80 лет, а голос ее до сих пор звучит отлично»,- говорит Наталья Кимовна, подчеркивая, что через Валюшко у нее – «петербургские и казанские вокальные корни». 
По окончании Ставропольского музыкального училища Тарасова, по совету своего педагога, поступила в Саратовскую консерваторию, в класс профессора О. Н. Стрижовой. «Для меня попасть в класс Ольги Николаевны было равнозначно тому, что вытянуть счастливый лотерейный билет, ведь у нее училась Галина Ковалева, оперная прима Ленинградского театра оперы и балета, пение которой для меня до сих пор является эталонным»,- признается Наталья Кимовна. 
Сама О.Н. Стрижова получила разностороннее высшее образование: вначале в Московском авиационном институте, затем в Ивановском технологическом и, наконец, в Московской и Саратовской консерваториях. Учеба в Московской консерватории,  в классе знаменитого профессора Назария Григорьевича Райского, среди воспитанников которого был Лемешев, стала тем крепким фундаментом, на котором впоследствии выстраивалась вокальная школа самой Стрижовой. Последователь школы выдающегося бельгийского  певца и вокального педагога Эверарди, в свою очередь развивавшего лучшие традиции французской и итальянской вокальных школ в лице своих учителей Гарсиа и Ламперти, - Райский являлся редким знатоком вокального репертуара, в том числе незапетого. Как знаменитый камерный певец Назарий Григорьевич нередко исполнял новую музыку, в частности романсы Танеева, другом которого он являлся. По воспоминаниям  Лемешева, Райский неустанно шлифовал музыкальный вкус своих учеников, прививал им стилистическое чутье исполняемой музыки, развивал артистические способности. Не случайно его ученики успешно пели и в опере, и на концертной эстраде.
Однако заканчивать консерваторию Стрижовой, по семейным обстоятельствам, пришлось не в Москве, а в Саратове, в классе профессора В.Ф.Туровской, которая до войны являлась педагогом Московской консерватории. Занимаясь под ее руководством в Саратовской консерватории, Стрижова была одной из лучших студенток вуза. Собиновская стипендиатка, она закончила консерваторию в 1949 году и была оставлена здесь же педагогом на кафедре сольного пения. Причем, не останавливаясь на достигнутом, Ольга Николаевна, без отрыва от производства, продолжала учиться, стажируясь  под руководством выдающегося камерного певца, профессора Московской консерватории А.Л.Доливо, в свою очередь воспитанника знаменитой вокальной школы У.Мазетти, и даже сдала на «отлично» кандидатские экзамены по специальности и методике в Музыкально-педагогическом институте  им. Гнесиных.
Одновременно с педагогической деятельностью, Стрижова вела в Саратове огромную исполнительскую и просветительскую работу. В ее репертуаре была представлена почти вся мировая вокальная классика, а также новая музыка, в том числе саратовских  композиторов, которые нередко поручали ей первое исполнение своих произведений.
И все же главным делом своей жизни О.Н.Стрижова считала педагогику. Подобно своим великим учителям, она занималась не только развитием вокальных данных своих учеников, но и учила их «жить музыкой». По воспоминаниям ее выпускницы, народной артистки  СССР, лауреата Международных конкурсов, профессора Ленинградской консерватории, солистки Ленинградского (Мариинского) академического театра оперы и балета Галины Ковалевой, «каждая ария, каждый романс, каждая скромная вокальная миниатюра, спетая у нее (Стрижовой –Л.В.) на уроке, приближали … к цели, к профессии музыканта …».
Среди лучших выпускников класса Стрижовой немало и других видных современных исполнителей и педагогов: народные артисты России С.Костина, Н Тарасова; заслуженные артисты России Л.Воробьева. Л.Гусева, Р.Лунева, Т.Луцак, А.Тарасова, В.Самойлова, В.Смирницкая и др. Всех их роднят такие замечательные вокальные качества, как правильное звукообразование, идеально ровное, единорегистровое звучание голоса, кристально чистая интонация, динамическая гибкость и осмысленность исполнения.
Как авторитетный вокальный педагог О.Н.Стрижова выступала с докладами и мастер-классами на Всесоюзных и Всероссийских конференциях, смотрах («ярмарках») выпускников вокальных отделений музыкальных вузов страны, являлась членом жюри Всесоюзных и Всероссийских конкурсов вокалистов. К тому же она с 1969г. И до конца жизни возглавляла кафедру сольного пения  Саратовской консерватории, которая за время ее руководства стала одной из ведущих в Российской Федерации.
Недаром за большой вклад в отечественное вокальное искусство О.Н.Стрижовой было присвоено почетное звание «Заслуженный деятель искусств РСФСР» (1977г.) и ученое звание профессора по кафедре сольного пения (1978г.).
Так сложилось, что Наталья Тарасова была последней выпускницей Стрижовой. Только заканчивать консерваторию ей пришлось без любимого педагога. За неделю до Государственных экзаменов, 13 мая1984 года, Ольги Николаевны не стало: сердце остановилось от третьего инфаркта. Преждевременная смерть Учителя была страшным ударом для учеников. Оцепеневшей от горя Тарасовой нужно было собрать все силы, чтобы выйти на сцену с арией Царицы ночи из «Волшебной флейты» Моцарта, каватиной и рондо Антониды из «Ивана Сусанина» Глинки…  Слава Богу, школа Стрижовой не подвела выпускницу: председатель ГЭК народная артистка России, профессор ГМПИ (ныне РАМ) им. Гнесиных Н.Д.Шпиллер поставила молодой певице «пять с плюсом» и пригласила к себе в аспирантуру.  А на экзамене по оперному классу, который проходил на сцене Саратовского театра оперы и балета, в костюмах, с оркестром, Тарасова блестяще выступила в сложнейшей партии Лючии ди Ламмермур в одноименной  опере Доницетти (ставилось II-е действие).  Во время исполнения знаменитой арии у нее было такое ощущение, словно она парит в невесомости. «Как будто я висела на серебряной нити, которую мне протянул Бог за все мои страдания. Казалось, это был уход в другой мир – как своеобразная медитация.  При этом у меня было чувство необыкновенной радости в каждой клетке»,- вспоминает певица. Это был настоящий триумф, овациям в адрес талантливой выпускницы и ее наставников - дирижера Игоря Николаевича Семенова, режиссера Галины Евгеньевны Станиславовой - не было конца.

Сохранить вокальную школу Стрижовой
По окончании консерватории Н.К.Тарасова, по направлению республиканского Министерства культуры, была оставлена в Саратове преподавателем кафедры сольного пения и одновременно получила рекомендацию в очную ассистентуру-стажировку. Показательно, что в класс начинающего педагога пришли все, кто раньше учился у профессора О.Н.Стрижовой. Конечно, осиротевшие студенты хотели сохранить школу своего учителя, тем более что они знали, как высоко оценивала Ольга Николаевна педагогические способности Тарасовой (интересно, что за 35 лет собственной преподавательской  деятельности Стрижова отмечала настоящий педагогический дар лишь у двух своих учениц – В.Шершневой и Н.Тарасовой).
Хотя у Тарасовой была возможность продолжить послевузовскую  учебу в Москве, она предпочла без отрыва от производства закончить очную   ассистентуру-стажировку в родной консерватории, под руководством А.И.Быстрова.  «Александр Иванович был профессором, поэтому  вел аспирантов,- говорит Наталья Кимовна.- В вокальную технологию он не вмешивался и  доверял мне самостоятельную подготовку сольных программ. Вместе с тем, это было время накопления знаний, общения с замечательными музыкантами, которые привили мне вкус к сложной современной музыке, к ансамблевому музицированию».
Достаточно сказать, что в 1980-90-е годы Тарасова исполнила в Саратове  цикл мелодекламаций «Лунный Пьеро» Шенберга, «Три мадригала» Шнитке, виртуозные  немецкие арии Генделя, сложнейшие романсы Берга, новые вокальные сочинения Казенина, Гаврилина, Тищенко, Бренинга, Гохман, чтобы оценить весомый вклад певицы в музыкальную культуру университетского города. А ведь у нее как солистки Саратовской филармонии были еще  сольные партии в Девятой симфонии Бетховена, «Реквиеме» Моцарта, «Stabat Mater» Гайдна, Россини с дирижерами Матсовым, Серовым, «Carmina Burana» Орфа  - с немецким дирижером Питером Хансом. Кроме того, она являлась солисткой филармонического квартета народных инструментов «Лель», с которым гастролировала по стране (в 1995 г. выступала в Астрахани) и за рубежом. Характерно, что в  качестве концертмейстеров с ней выступали лучшие саратовские пианисты, в том числе А. Катц. Высоко оценивая ее подвижническое отношение к музыке и божественную музыкальность, А.Скрипай (в то время ректор Саратовской консерватории) говорил: «Наташа! Вы – Моцарт!». Профессора Т.Кан и А.Киреева советовали своим студентам-пианистам послушать, как гениально Тарасова поет Глинку и Моцарта. Недаром за большую концертно-просветительскую деятельность  в Саратове певице было присвоено почетное звание заслуженной артистки России.
И все эти певческие триумфы не мешали Н.К.Тарасовой успешно заниматься педагогической деятельностью. За 13 лет работы в Саратовской консерватории   она подготовила по специальности 25 выпускников. Среди них дипломант первого Всероссийского открытого конкурса оперных певцов им. Ю.Гуляева Анна Губарева, лауреат Международного конкурса вокалистов им. Беллини в Италии Татьяна Крашнова, заслуженные артисты России Светлана Ломоносова, Нина Стрижова (племянница О.Н.Стрижовой).

В Астрахань – с учениками
Когда Н.К.Тарасова решила переехать в Астрахань, это было неожиданным для ее коллег – профессоров Саратовской консерватории. Доктор искусствоведения, музыковед А.Демченко искренне сожалел, что Саратов лишается уникальной певицы и опытного вокального педагога. Заведующая кафедрой хорового дирижирования, руководитель Губернского театра хоровой музыки Л.Лицова упрекнула: «Вы не имеете права увозить школу Стрижовой!». Даже в собственной семье Наталья Кимовна поначалу не встретила поддержки. Сергей Васильевич Тарасов, который  также преподавал в Саратовской консерватории, на театральном факультете, и был востребован как певец-ансамблист, гастролируя с Губернским хором по стране и за рубежом, считал ее затею с переездом легкомысленной, не понимая, зачем оставлять все, что было завоевано в Саратове большим трудом. К тому же их сыну  Антону тогда исполнилось лишь 12 лет и впечатлительному  подростку предстояло пережить расставание с родным городом.
Удивительно, но выстраданное решение педагога поменять место работы было с пониманием встречено учениками. Когда осенью 1997 г. Тарасовы прибыли в Астрахань, вместе с ними сюда перевелись из Саратовской консерватории все студенты Натальи Кимовны: С.Болгова, Г.Шамсутдинова, З.Шикова, Ю.Калыбельникова, Т.Важорова, А.Приходько, И.Белая и дипломники –  лауреат Международного конкурса вокалистов в Италии Е.Проскурина, дипломант Второго Всероссийского конкурса оперных певцов им. Ю.А.Гуляева В. Семиониди, А.Лаптев, В.Харьковская. Прослеживая дальнейший профессиональный путь этих воспитанников Тарасовой, можно сказать, что они не ошиблись, смело последовав за своим Учителем. Как выпускники Астраханской консерватории по классу Н.К.Тарасовой, они добились ощутимого признания в своей творческой деятельности. Так, Т.Важорова является лауреатом Первого Российского конкурса вокалистов им. В.Барсовой, преподавателем сольного пения Астраханской консерватории, солисткой музыкального театра и филармонии.

Супруги В.Семиониди и А.Лаптев работают в Греции, в Государственном хоре радио и телевидения, участвуют в оперных постановках, выступают в посольствах, успешно ведут частную педагогическую работу. И.Белая,  дипломант Первого Северо-Кавказского конкурса вокалистов, солистка Ставропольской филармонии, преподает в музыкальном училище и на музыкальном факультете педагогического института. З.Шикова – солистка Органного зала в Сочи. С.Болгова работает в Ярославской филармонии и институте искусств. Г.Шамсутдинова преподает в Тольяттинском институте искусств. Ю.Калыбельникова – солистка оркестра народных инструментов и преподаватель Краснодарского музыкального колледжа. Е.Проскурина являлась солисткой Воронежского театра оперы и балета, в настоящее время работает в Москве. Там же, в столице, преподает В.Харьковская, возглавляя вокальное отделение в детской музыкальной школе на Рублевке.
И все последующие поколения учеников Н.К.Тарасовой, подготовленные в стенах  Астраханской консерватории, достойно представляют вокальную школу своего педагога,   даже на самых престижных сценах страны. Недаром в 2004 г. успешная педагогическая деятельность Тарасовой была отмечена ученым званием профессора кафедры сольного пения.

Когда ее выпускник Сергей Плюснин начал стажироваться в Оперном Центре Г.П.Вишневской и дебютировал в «Иоланте» Чайковского, его исполнение арии Роберто было оценено взыскательной московской критикой как блестящее. За успешное обучение Плюснин, впервые в истории этого Центра, назначался на именную стипендию, а по окончании стажировки был принят в оперную труппу Большого театра. Вместе с тем, Вишневская продолжает приглашать Сергея в  свой театр, высоко оценивая его врожденное чувство сцены и правильную вокальную школу. Неслучайно она предлагала Тарасовой вести мастер-классы в своем Оперном Центре.
Вокальная школа Тарасовой была признана и в Санкт-Петербурге. Ее выпускница Екатерина Крапивина, лауреат Международных и Российских конкурсов, является солисткой  Мариинского театра оперы и балета, куда она была принята еще во время учебы в Астраханской консерватории. Чтобы попасть в этот театр, Крапивина прошла через ряд серьезных прослушиваний, выступая с оркестром перед коллегией, а также во время урока с В.Гергиевым. Затем у нее был испытательный  спектакль – партия Ольги в «Евгении Онегине» Чайковского. В этой роли она достойно показала перспективу своего оперного будущего: яркий голос, красивую внешность, сценическую выдержку. Оценка В.Гергиева решила ее счастливую судьбу: «Вы отлично научены, умеете дифференцировать звук». Показательно, что в спектаклях Мариинского театра с Анной Нетребко, на которые собираются поклонники оперной дивы со всего мира, занимают и нашу Катю. Так, в ансамбле с Нетребко, она спела Флору  в «Травиате» Верди, Алису в «Лючии ди  Ламмермур» Доницетти.
В настоящее время вокальный класс Н.К.Тарасовой – самый многочисленный в Астраханской консерватории. Важно, что у нее продолжают совершенствоваться воспитанники ее же учеников. Среди них студенты Михаил Великанов и Наташа Лабзенева, которые поступили в Астраханскую консерваторию по окончании Сызранского  музыкального училища по классу Е.Андреенковой (заведующей вокальным отделением); Светлана Ветрова и Елена Евтушенко – из Майкопского музыкального училища, по классу М.Прошиной; Елена Трофименко – из Ставропольского музыкального училища, по классу И.Белой. А студентам Елене Каюковой, Оксане Ворониной, Серафиме Сопильняк, как и Екатерине Крапивиной, повезло заниматься под руководством Н.К.Тарасовой еще в стенах Астраханского музыкального колледжа. Успехи в их систематическом вокальном обучении налицо. Елена Каюкова – лауреат IX Всероссийского смотра-конкурса исполнительского мастерства студентов музыкальных училищ и вузов, дипломант III Российского конкурса вокалистов им. В.Барсовой, победитель общероссийского конкурса «Молодые дарования России». О.Воронина и С.Сопильняк – лауреаты I  премии VI Международного конкурса им. А.Г.Рубинштейна в номинации «вокальный ансамбль».

К Н.К.Тарасовой приезжают учиться отовсюду, даже из далекого Китая. Интересно, что студент Яо Вэй, получив первоначальное вокальное образование в Китае, приехал в Россию учиться в Ростовской консерватории, где его вели как баритона. Однако, несмотря на все старания трудолюбивого студента, голос не развивался. Познакомившись с Ван Гао Чао, который учился в Астраханской консерватории, Яо Вэй приехал сюда на прослушивание, и Тарасова определила у него вовсе не баритон, а тенор. Тогда он перевелся в Астраханскую консерваторию и, занимаясь в классе Натальи Кимовны, довольно скоро показал теноровую природу своего голоса. А его лауреатские дипломы на недавних Международных конкурсах в Волгограде и Тольятти  подтвердили эффективность вокальной школы Тарасовой. Между прочим, Яо Вэй выбрал в жены студентку класса Тарасовой – Серафиму Сапильняк, а своего первенца супруги назвали Антоном, как сына обожаемого педагога (по-китайски, это имя созвучно пожеланию: «Мир Востоку!»). 

 Дано от рождения
Выходить чуть не каждый день на сцену как певица, обучать молодых вокалистов, возглавлять в качестве проректора  по творческой работе концертно-просветительскую деятельность Астраханской консерватории, а также гастролировать и ездить с мастер-классами по стране, быть членом жюри различных конкурсов, экспертом аттестационных комиссий по комплексной оценке деятельности средних и высших музыкальных учебных заведений России  – сколько для этого нужно энергии и сил!  Наверное, эти силы Наталье Кимовне действительно даны милостью Божьей, тем более что место ее рождения по своей природной энергетике является уникальным:  Алтайский край, Алейский район, село Возрождение. Отец, Ким Иванович Дрогин, приехал сюда со Ставрополья на освоение целинных земель. Мама, Мария Ивановна, великая труженица, славилась и как певунья,  летними вечерами ее голос звенел на все село. Певческий дар матери, безусловно,  передался дочери Наташе. Интересно, что будущая певица родилась дома:  в тот день разыгрался такой  буран, что невозможно было выйти на улицу.  А когда крик новорожденной прорезал «симфонию» непогоды,  это было самым дорогим подарком для матери, родившей девочку в женский праздник – 8 Марта. 
Через год Дрогины покинули Алтай и дальнейшая жизнь дружной семьи, в которой подрастали сестры Лидия, Наташа и брат Иван,  сложилась  на Ставрополье.  К слову сказать, дети простых тружеников, все они получили высшее образование: Лидия – педагогическое (заслуженный учитель РФ), Наталья – музыкальное (народная артистка РФ, профессор), Иван – закончил военное училище и аграрный институт.

На вопрос  «Что для Вас сейчас составляет самое важное в жизни?» Наталья Кимовна  ответила: «Прежде всего, благополучие моего сына Антона, который выбрал профессию – Родину защищать (после окончания юридического факультета в Астраханском техническом университете он как офицер ФСБ служит в родном Саратове). И, конечно, хочется петь, общаться с интересными музыкантами, воспитывать молодых певцов в традициях вокальной школы, которую формировали мои великие учителя».

Л.Власенко,
заслуженный деятель искусств РФ,
профессор Астраханской консерватории