Журнал "Камертон"
 

ИГРАЕМ И ПОЕМ НА «БИС»

 

В рамках аттестации Астраханской государственной консерватории 20 февраля в Большом зале состоялся концерт преподавателей, аспирантов и студентов, посвященный 450-летию города.

Концерт стал первым праздником музыкального сезона 2008 года (после рождественских и студенческих каникул), привлекшем профессионалов, любителей музыки, художественную интеллигенцию города. О большом интересе к концерту говорил тот факт, что не хватило мест для всех желающих приобщиться к высокому искусству.

Обширная (трехчасовая) программа соединила сольные, ансамблевые, оркестровые, хоровые сочинения зарубежных и отечественных композиторов и была выстроена с таким расчетом, чтобы репрезентировать «лицо» каждой кафедры.

Настрой задал преподаватель кафедры фортепиано Илья Михайлов, открывший концерт эмоционально ярким исполнением Скерцо E dur Ф.Шопена. Пианистическая одаренность (умение слышать мелодичность всей музыкальной ткани за жемчугом виртуозных пассажей), превосходное чувство формы, тонкое ощущение стиля – главные качества интерпретации (индивидуально-творческого раскрытия) сочинения великого «поэта» фортепиано.

Кроме сольного выступления Ильи Михайлова кафедру фортепиано представлял дуэт лауреатов международных конкурсов – Натальи Муравьевой и Татьяны Лысковой, исполнивший «Хабанеру» и «Народный праздник» из «Испанской рапсодии» М.Равеля. Отмечу прекрасно созданный участниками ансамбля «звучащий образ Испании» (ритмические, фактурные, артикуляционные, динамические средства, создающие иллюзию тембрального разнообразия инструмента – «иллюзорный тембр» по В.Цытовичу).

Кафедра духовых инструментов была представлена сольным выступлением дипломанта Дельфийских игр – 2007 студента 4 курса Руслана Мелекаева (класс доцента В. Смиховского), в исполнении которого прозвучал Этюд на тему Римского-Корсакова К. Мостраса (концертмейстер Анна Бакшеева). Чуткое отношение к тонкостям виртуозного характера, мастерское владение тембральной палитрой и диапазоном инструмента нашли отклик в сердцах слушателей, долго не отпускавших исполнителя со сцены.

Квинтет преподавателей кафедры духовых инструментов (заслуженный артист РФ, профессор Ярослав Левицкий – флейта; лауреат международного конкурса Вардан Бабаханян – флейта; лауреат международного конкурса, доцент Виктор Смиховский – кларнет; Игорь Кухар – туба; Петр Скарвинко – фагот) исполнил две пьесы К.Дебюсси – прелюдию «Менестрели» и «Кукольный кэк-уок».

Зал встречал каждое выступление исполнителей аплодисментами, криками «браво».

Как всегда порадовали своими выступлениями вокалисты: дипломантка Всероссийского конкурса им. В.Барсовой, студентка 5 курса Евгения Старцева (класс профессора И. Маколовой), студент 4 курса Яо Вэй и лауреат Российского конкурса, студентка 4 крса Елена Каюкова (класс профессора Н. Тарасовой). Из мировых оперных шедевров Дж. Верди «Риголетто», «Трубадур» были представлены ария Джильды – Евгения Старцева, концертмейстер профессор А.Курганова и Стретта Манрико – Яо Вэй, концертмейстер Л. Курцберг. Евгении Старцевой удалось создать впечатляющий «портрет» Джильды в звуках: передать нежность, трепетную женственность и мягкость любящей натуры, однако осталось ощущение чуть-чуть замедленности темпа арии.

Студент из Китая Яо Вэй подчеркнул героический характер, мятежность духа, свободолюбие трубадура Манрико, за что был награжден долгими аплодисментами. Елена Каюкова великолепно исполнила арию Тоски из одноименной оперы Дж. Пуччини – наиболее яркого и выдающегося представителя итальянского веризма. В трактовке женского образа певица проявила художественную чуткость, наполнив его проникновенным лиризмом в традициях bel canto .

К чертам стиля Р.Щедрина можно отнести подчеркнутую ударность, самозабвенное «вдалбливание» остинантных ритмо-интонационных формул, жесткость гармоний, динамику нарастаний – черты, роднящие его с ранним С.Прокофьевым. Пьесу «В подражание Альбенису» (одному из основоположников испанской школы композиторов, пианисту, завоевавшему славу «испанского Листа») интересно интерпретировали студентка 4 курса кафедры струнных инструментов Елизавета Ромадина (класс профессора Е.Франгуловой) и концертмейстер Ирина Козак.

Кафедра народных инструментов вынесла на суд членов аттестационной комиссии, коллег, музыкальной общественности города сольное исполнение аспиранткой, лауреатом всероссийского конкурса Натальей Самусенко (балалайка) Вариаций на тему Паганини Лукина (творческий руководитель профессор А.Мостыканов). В игре было все: преодоление виртуозных трудностей, различных регистровых сопоставлений, контрастность звуковой палитры, красота кантилены и изящество «бисерных» пассажей (концертмейстер А.Мараховская).

Яркое впечатление осталось и от игры бывшего выпускника, ныне преподавателя кафедры, лауреата международного конкурса Дмитрия Соловьева (баян). Уже сам выбор пьесы – Токката Г. Мушеля настраивал на темп и темпераментную игру. Дмитрий Соловьев блестяще справился с виртуозной аккордовой техникой, головокружительным темпом, штрихами, покорив слушателей артистизмом и внешней легкостью игры, за что получил щедрые аплодисменты и восторженные крики «браво», «бис».

Кульминацией первого отделения концерта было выступление квартета с поэтическим названием легкой гоночной лодки по академической гребле (перевод с англ. – skiff ) и древних племен Северного Причерноморья (перевод с греч. – Skythai ) – художественный руководитель заслуженный артист РФ, профессор, Александр Мостыканов (балалайка), заслуженный артист РФ, профессор Александр Бабушкин (баян), заслуженный артист РФ Игорь Калина (балалайка-контрабас), доцент Сергей Соколов (домра-альт).

Созданный в 1992 году и с тех пор горячо любимый астраханцами, лауреат Международных конкурсов камерных ансамблей и Всероссийского конкурса ансамблей русских народных инструментов, квартет «Скиф» исполнил «Половецкие пляски» из оперы А.Бородина «Князь Игорь», русскую народную песню «Винят меня в народе» в обработке Александра Шалова, воронежскую «Матаню» Владимира Фабричных. Трактовка художественных образов была интересной, глубокой, многогранной, а само исполнение воспринималось звучащей партитурой огромного оркестра.

Квартет, которому рукоплескали концертные залы многих стран за техническое совершенство, артистизм, ансамблевую «спаянность» творческих индивидуальностей, в очередной раз покорил сердца астраханцев вдохновенной игрой, и они свое безграничное восхищение выразили шквалом аплодисментов под крики «бис».

Во втором отделении одновременно выступили два творческих коллектива – хор студентов (худ. руководитель заслуженный артист РФ, профессор Сергей Комяков) и симфонический оркестр консерватории (дирижер доцент Леонид Егоров), исполнившие хоровую композицию религиозного содержания Ф.Пуленка – « Gloria » (1959). Согласно русскому переводу, славословие великое восхваляет Господа, мир на земле, людей творящих благо:

Слава в вышних Богу,

и на земли мир,

в человецах благоволение.

 

Разнохарактерные по способу организации звуковой материи шесть частей « Gloria » вместили хвалу Господу, покаянную молитву, восторг и благодарение, прошение о помиловании и прославление. Отсюда внутренняя собранность, дисциплина мысли и чувств, отсюда контрастные сопоставления хоральных эпизодов, имитационно-полифонических секвенций, сольных фрагментов; отсюда образы душевной чистоты, экспрессии, внутренней напряженности; особая «накаленность» хорального мелоса, пластичность вертикальных смен, множественность контрапунктов.

Соло-сопрано исполняла лауреат конкурса им. В.Барсовой Татьяна Важорова – певица с красивым голосом и великолепной вокальной техникой.

Безграничное восхищение публики явилось лучшим подтверждением успеха двух студенческих коллективов – хора и симфонического оркестра.

Украшением этого незабываемого концерта стало выступление оркестра русских народных инструментов (руководитель заслуженный деятель искусств РФ, профессор Вячеслав Махов), остановившего свой выбор на сочинениях Николая Будашкина: «Русская фантазия», «Концертные вариации на тему песни «Вот мчится тройка почтовая», музыкальная картинка «На ярмарке», «Концерт для домры с оркестром», ч. I , солисты – унисон домр, унисон балалаек.

Программу вела заслуженный деятель искусств, профессор Любовь Власенко.

Концерт в рамках аттестации вуза показал, что уровень исполнительских кафедр Астраханской государственной консерватории столь высок, что технических преград в освоении сложнейших сочинений не существует.

 

 

А.Свиридова

кандидат искусствоведения,

и.о. профессора кафедры

теории и истории музыки,

заслуженный работник высшей школы РФ.