Камертон № 6

подборка статей А.Свиридовой

 

А. Свиридова - кандидат искусствоведение,
профессор кафедры теории и истории музыки,заслуженный работник высшей школы РФ

ЖИЗНЬ КАК ВОСХОЖДЕНИЕ…

2 декабря в Большом зале Астраханской государственной консерватории состоялся юбилейный концерт Александра Мостыканова.

50 лет жизни, 30 лет творческой деятельности! Они вместили учебу в Астраханском музыкальном училище (1973 - 1977) и консерватории (1977 -   1982), руководство квартетом «Скиф» (с 1992 г.), заведывание кафедрой       (с 1998), получение званий – Заслуженного артиста РФ (1997), профессора (2001), должностей проректора по учебной работе (2001-2003), ректора         (с 2003 г.). А между этими «статистическими» данными послужного списка – победы на международных, всероссийских конкурсах, выступления в концертных залах Италии, Франции, Норвегии, Германии, Дании, Австрии, Голландии, Финляндии, Китая, Туркменистана, в многочисленных городах России (Москва, Санкт-Петербург, Саратов, Новороссийск, Тверь, Уфа, Иркутск, Ставрополь, Сочи, Элиста, Волгоград и другие). Таков путь юноши, полюбившего и увлекшегося игрой на струнном народном инструменте – балалайке.
Кто же он, Александр Мостыканов? Баловень судьбы или … Думаю, что ни одного концертирующего музыканта нельзя назвать баловнем судьбы: если Бог награждает чем-то, то это что-то может в полной мере реализоваться только через закон «трех Т» (талант – это труд, помноженный на труд). Невероятная работоспособность, жесткая самодисциплина сделали Александра Валентиновича виртуозом-инструменталистом, прекрасным ансамблистом, талантливым руководителем квартета «Скиф» и коллектива сотрудников консерватории. И еще один «акварельный» штрих к портрету – он замечательный педагог. Среди его учеников лауреат всероссийского конкурса «Жемчужина Кубани» Надежда Самусенко, лауреаты российских конкурсов Ольга и Людмила Бычковы, Михаил Сидоренко, Юрий Найдёнов, лауреат международного конкурса Алексей Телегин.
Под стать фигуре юбиляра обширная программа концерта вобрала сольные, ансамблевые (инструментальные, вокально-инструментальные) произведения  представителей разных стран, стилей, эпох: презентантом Франции стала «Жига» Жака Обера, Австрии – «Венское каприччио» Фрица Крейслера, Англии – «Фантазия на темы мюзикла «Призрак оперы» Ллойда Уэббера, лорда Эндрю. Но главенствовала, что согласуется с народными инструментами, русская музыка в виде аранжировок, переложений, обработок, транскрипций, фантазий, попурри: «Канцона – серенада» Николая Метнера, «Фантазия на тему русской народной песни «Сронила колечко» Михаила Цайгера, «Воронежская матаня» Владимира Фабричных, обработки Александра Шалова песен «Винят меня в народе», «Валенки», романса «Белой акации гроздья душистые» и другие.
Представив обширную программу на суд педагогов вуза, музыкального колледжа, училища культуры и взыскательной астраханской публики, музыкант с большой буквы продемонстрировал высокохудожественную  игру в качестве солиста, интересные ансамблевые интерпретации известных и мало знакомых публике сочинений, завораживая слушателей то тщательностью «выпевания» мелодический линии, то искрометной виртуозной техникой, тишайшим pianassimo и вибрато угасающего звука.
Концерт вел Заслуженный артист РФ, профессор Александр Бабушкин, вел с чувством юмора. Переделав знаменитые слова К.Маркса из «Манифеста коммунистической партии», он во вступительном слове сказал: «По Европе бродит призрак – призрак балалайки».
Открыла концерт «Фантазия на тему русской народной песни «Сронила колечко» М. Цайгера для солирующей балалайки – музыкального символа России. Эмоциональная щедрость, артистический темперамент сразу же открыли дорогу к сердцам слушателей, не оставив их равнодушными. Сколько очарования, лиризма, красоты заключено и передано исполнителями в музыке «Канцоны-серенады» Н. Метнера, совместившей два жанра: инструментальную пьесу с певучей мелодией (канцона) и любовный призыв, исполняемый вечером или ночью под окнами дамы сердца (серенада). Трогательно, с чувством стиля (без излишней сентиментальности) исполнительский дуэт – балалайка / фортепиано – передал, как сказал бы поэт, «причуды сердца». Партию фортепиано исполняла Анна Мараховская. Тем же составом было исполнено «Венское каприччио» Ф. Крейслера. Название  пьесы определило характер музыки и манеру исполнения ансамблистов – шаловливо «капризное» (хроматический тематизм) и обиженно «капризное» (меланхолическая кантилена).
Лауреат международных конкурсов камерных ансамблей и Всероссийского конкурса ансамблей русских народных инструментов квартет с поэтическим названием легкой гоночной лодки по академической гребле (перевод с англ. – skiff) и древних племен Северного Причерноморья (перевод с греч. skythai) исполнил более десяти разнохарактерных сочинений зарубежных и отечественных композиторов, выступая как «солирующий» и «аккомпанирующий» коллектив. В состав всемирно известного ансамбля входят: художественный руководитель заслуженный артист РФ, профессор Александр Мостыканов (балалайка), заслуженный артист РФ, профессор Александр Бабушкин (баян), заслуженный артист РФ Игорь Калина (балалайка-контрабас), доцент Сергей Соколов (домра-альт).
Квартет «Скиф» - первоклассный коллектив, имеющий в репертуаре обработки народных песен, произведения русских и западноевропейских классиков, концертные пьесы отечественных и зарубежных авторов. Коллективу под силу самые сложные партитуры.
Не перечисляя всех номеров программы, остановлюсь лишь на тех, которые буквально покорили любителей и почитателей высокого искусства. Быстрый, ритмически острый шотландский танец моряков жига оказался благодатнейшим материалом для инструментальных переложений. За энергичной моторикой жиги (которая имела амплуа «облигатного финала» старинной английской и французской сюит) таится рациональная конструкция, предполагающая мастерство контрапунктических сплетений голосов и тембров, что и было великолепно передано ансамблистами в «Жиге» Ж. Обера.
Крупнейший музыкант - композитор, аранжировщик, дирижер Всероссийского оркестра, «русский Штраус» - Василий Андреев был представлен одним из многочисленных вальсов, «Румынской песней и чардашем», где контрастно сопоставляются лирическая песня и зажигательный, стремительный танец.
Не обошлось и без премьер: на концерте прозвучала «Фантазия на темы мюзикла «Призрак оперы»» Л. Уэббера – английского композитора, автора популярных музыкально-сценических произведений, построенных  на использовании элементов оперетты, балета, оперы и эстрады.
Из достоинств программы отмечу продуманность её архитектоники, в основе которой заложена смена эмоциональных состояний, контраст темброфоники – соло балалайки, инструментальный дуэт, солирующий вокальный голос, квартет, вокальный дуэт с инструментальным сопровождением и т.д.
Сольное выступление народной артистки РФ, профессора Натальи Тарасовой – всегда праздник души. Исполнение концертной миниатюры «Поцелуй» Л. Ардити из репертуара Н. Обуховой отличалось легкостью, изяществом, виртуозным владением вокальной техникой, эмоциональным полнокровием. В интерпретации как бы высветились личные качества характера и портретные черты певицы – излучающая свет радость, темперамент, склонность во всем видеть позитив, сценический талант.
Наперекор сменам моды, угнетающей пошлости эстрады «массовая» (в смысле любимая массами) лирическая песня бережно хранит свое богатство, трогает потаенные струны души мелодической щедростью, глубиной выражения чувств. Таковы прозвучавшие в концерте «Романс» («Белой акации гроздья душистые») В. Баснера из кинофильма «Дни Турбинных» в обработке Александра Шалова (квартет «Скиф»), песня «Что так сердце растревожено?» Т.Хренникова из кинофильма «Верные друзья» (вокальный дуэт, творческий союз народной артистки РФ, профессора Натальи Тарасовой и лауреата всероссийских конкурсов Татьяна  Важорова). В интерпретации вокального дуэта этот номер программы превратился в маленький шедевр, чему способствовали два обстоятельства. Первое – средства музыкальной выразительности как ответ на вопрос в названии песни: мягкий, пластически гибкий контур мелодии, степенный, неторопливый тип движения, кульминация в «точке золотого сечения», модуляционная подвижность (отклонение в параллельный мажор – конец второй фразы, в тональность субдоминанты – третья фраза) и, что не менее важно, глубоко искренний по содержанию текст М. Матусовского. Второе – качество исполнения: безупречная ансамблевая слаженность («дуэт согласия»), рельефно-четкое воспроизведение смысловых оттенков текста в интонировании мелодии. Это было «красивое пение» (bel canto): мелодичное, эмоционально выразительное. Браво!
Учитель юбиляра Александр Шалов не был «обижен» своим учеником: кроме транскрипции романса «Белой акации гроздья душистые» прозвучали концертные обработки песен «Валенки» из репертуара Клавдии Шульженко и «Винят меня в народе». Звуковой образ плясовой песни предстал в неисчерпаемой «изобретательности» вариантов-куплетов, затейливости мелодико-ритмических узоров, в разнообразии фактурных «одежд». В обработке «Винят меня в народе» воплощен композиционный прием песнетворчества – искусство обогащения основной мелодии выразительными «цветистыми» подголосками. Принцип развития песни – последовательное нарастание эмоционального напряжения, доходящего до мощной кульминации, после чего наступает успокоение и мелодия звучит вновь в своей  первозданной красоте. Уровень мастерства квартета «Скиф» позволяет прибегнуть к высокопарному слогу – восхитительное исполнение. Браво!
А теперь поздравительный абзац. «Паузу» между исполнением программы заполнили поздравления от Губернатора Астраханской области А.А.Жилкина,  от Государственной Думы Астраханской области (Е.Б.Элеменкина), начальника городского управления культуры  (В.Г.Ляхова), трех проректоров вуза (О.И.Поповская,  Л.В.Саввина,             Н.К.Тарасова), от филармонии (В.В.Базов, Н.А.Дорофеева), музыкального колледжа (С.Е.Киселев), студентов-учеников юбиляра, учащихся ДШИ №3 (директор А.В.Смиховская), от министерства культуры Астраханской области (Б.Г.Полевой), от министерства образования и науки Астраханской области (Е.А.Дудина), директора НМЦ (С.И. Кулибаба), ректора ЮРГИ  (А.А.Баранец, А.В.Саввин), Союза композиторов (А.В.Рындин, М.Г.Хрущева, Ю.П.Гонцов), от оркестра русских народных инструментов областной филармонии (Н.М.Алешина, А.В.Ершов),  друзей (бизнесмен В.И.Винокуров, художник  И.Н.Овчинников, спонсор О.В.Головко).
Громом аплодисментов реагировала слушательская аудитория на исполнение «Воронежской матани» Владимира Фабричных и двух заключительных номеров. Ими стали попурри на детские и эстрадные песни – финишная «легкая артиллерия».
Атмосфера, царившая в зале, заслуживает особого внимания. Это необыкновенное единение сцены и зала. Как известно, диспропорция между новаторством (иногда чрезмерным) композиторов и эстетической «настройкой» слушателей составляет одну из самых трудных коммуникативных задач. В этой  связи программа юбилейного вечера Александра Мостыканова – исполнителя-балалаечника и руководителя квартета народных инструментов – удовлетворяла потребностям и вкусам как профессионалов, так и любителей музыки. Великолепный концерт! Лучшим подтверждением этих слов было безграничное восхищение и щедрые аплодисменты публики, приветствовавшей юбиляра стоя.
P.S. Лично от себя желаю юбиляру служить Добру и Красоте, нести духовное начало, наполнив им и жизнь, и творчество. Преданных друзей, доброжелательных коллег, талантливых учеников, восторженной публики, рыцарской преданности своему делу, а девизом – слово ПРЕОДОЛЕНИЕ.

А. Свиридова

[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[

ВЕЧЕР   РУССКОГО   РОМАНСА

Концерт с таким названием состоялся 4 марта в Малом зале консерватории. Переполненный зал – свидетельство большой любви астраханской публики к "лирическим дневникам" русских композиторов.
Концертная программа вобрала образцы вокальной лирики целого века: от А.Гурилева до С.Рахманинова. Русский романс всегда был не только неотъемлемой частью музыкального искусства, но и больше, чем другие жанры, оказался созвучным духовному складу русской души – глубоким чувствам и переживаниям, мукам ревности, тревожащим сердце, умению наслаждаться красотой природы. Поэтому неслучайно в концерте оказались "озвученными" имена П.Булахова, И.Листова, К.Фальбинова, О.Кремье, А.Гурилева, М.Глинки, А.Рубинштейна, П.Чайковского, С.Рахманинова – "искренних певцов естественных помыслов и глубокой человечности".
Однако расцвет русского романса был бы невозможен, если бы не достигла высот  "родная сестра музыки" – поэзия, одухотворенная гением А.Пушкина, талантами В.Жуковского, Н.Огарева, Д.Дельвига, А.Фета, П.Вяземского, А.Кольцова, М.Лермонтова, А.Плещеева, А.Толстого и др.
Представленный на суд зрителей концерт по сути был музыкально-литературной композицией, в которой были задействованы двое ведущих – преподаватель ДМШ №1 Ольга Смирнова и дипломант Всероссийского фестиваля детских и юношеских театральных коллективов "Маска" ученик выпускного класса музыкальной школы №1 Игорь Боровой. В концерте приняли участие скрипачка Елена Иноченко, виолончелистка Светлана Сизова, но, естественно, главными "действующими лицами" были дипломант Всероссийского конкурса Валентина Усольцева (вокал) и замечательный музыкант-ансамблист Алла Дудина (фортепиано).
На концерте самые популярные старинные русские романсы звучали свежо и по-современному. Причина их "омолаживания" в том, что перед каждым исполнением ведущие с большим артистизмом, проникновенно и даже завораживающе поочередно читали стихи поэтов более позднего времени – С.Есенина, А.Блока, Ф.Тютчева, Ю.Левитанского, А.Тарковского, Р.Рождественского, Е.Романова, Б.Окуджавы, А.Белянина, Л.Тепер. Это были стихи, созвучные настроению исполняемых романсов, подобранные эмоционально и "тонально" исключительно точно, они подтверждали, что воспетые чувства поэтов-лириков XIX века (любовь и ревность, нежность и страсть)  в е ч н ы.
Открыл концерт романс П.Чайковского "Нам звезды кроткие сияли…" – вокально-инструментальная картина ночного пейзажа, в которой идеально слились  пленительные стихи А.Плещеева и вдохновенная музыка великого гения. Как правило, мир переживаний человека композитор воплощает в динамике, развитии, росте эмоций: красота поэтического образа ("Нам звезды кроткие сияли…"), светлое, трепетное чувство ("Мы были юны, мы любили…"), душевная боль утраты ("Померкли звезды…, померкли …цветы").
В популярнейшей вокальной миниатюре "Средь шумного бала" на текст А.Толстого Валентина Усольцева тонко, с внутренней теплотой передала зарождающуюся любовь, томительное одиночество, сладостное воспоминание черт, облика любимой, показав в исполнении возможности своего голоса, мастерство владения им. А еще подкупали артистизм и великолепная дикция вокалистки. Общеизвестно, что ресурсы интонационной выразительности бесконечны, олно и то же слово можно произнести по-разному: с акцентом, "на улыбке", серьезно, чеканя каждый его слог и т.д., с различной окраской голоса, эмоцией.
Более сложные "душевные движения", покоряющие своей открытостью, выражены в музыке романсов С.Рахманинова. "Половодье чувств" – страсть, порыв к счастью, трагические переживания из-за его недосягаемости, одиночество, боль разлуки – разлито в романсах "Полюбила я...", "Сон". Если романс "Островок" относится к группе лирико-пейзажных, написан на стихи поэта-романтика П.Шелли (перевод К.Бальмонта), выдержан в прозрачных акварельных тонах, проникнут спокойствием и созерцательным настроением, то песня-романс "Полюбила я..." (традиционная разновидность русского классического романса XIX века) связана с темой рекрутчины и потому интонационно близка плачам-причитаниям. Поэтому в исполнении вокально-инструментального дуэта (В.Усольцева, А.Дудина) романс "Островок" прозвучал "камерно", а песня-романс "Полюбила я..." – драматично: с необычайной силой раскрыты безнадежность ситуации, отчаяние, одиночество женщины-солдатки. Валентине Усольцевой удалось  все: декламационные, несколько надрывные распевы в кульминации первого куплета ("Уж такая доля мне выпала"…), патетическая кульминация второго, "тихий" кодовый вокализ-плач, обладающий при внешней сдержанности огромной эмоциональной напряженностью.
Подчеркну особо, что играть "легкий" аккомпанемент (вопреки расхожему мнению) гораздо сложнее, поскольку это требует от исполнителя большого звукового мастерства в подаче ритмических, полифонических деталей музыкальной ткани, тонких регистровых и гармонических красок. Алла Дудина показала себя прекрасным ансамблистом, тонко чувствующим партнера.
Интерпретации Сергеем Быстровым романсов "Я встретил вас" на текст Ф.Тютчева (муз.редакция И.Козловского), "Она миленькая" А.Гурилева и "Сон" С.Рахманинова на текст А.Плещеева вызвали у слушателей бурю аплодисментов за искренность и трогательность  в передаче чувств и настроений. Горькое сознание невозвратимости былого счастья в романсе "Сон" сконцентрировано в лейтмотиве: мелодико-гармонический плагальный оборот на словах "но то был сон" выполняет функцию "дискорданса", вторгнувшегося в мир воспоминаний, грез, мечты, но это "несоответствие" – увы, правда жизни, трагическая реальность.
Прошлое русского романса оказалось бы неполным, если бы были обойдены А.Гурилев, П.Булахов, И.Листов, М.Глинка – лучшие представители ("родоначальники") этого жанра первой половины XIX столетия. Это была эпоха А.Пушкина – "поэта-солнца", период формирования и расцвета художественных направлений (сентиментализма, классицизма, романтизма), эпоха юности и зрелости русского национального стиля. М.Глинка был представлен одухотворенно исполненными романсами "Я люблю, ты мне твердила" (слова А.Римского-Корсакова) и "Как сладко с тобою мне быть" (слова П.Рындина), П.Булахов – "И нет в мире очей", К.Фальбинов – "Как хороши те очи".
Тронуло "сердечные струны" слушателей и исполнение романса А.Рубинштейна "Ночь" на текст А.Пушкина, раскрывшее эмоциональную полноту чувств, воплощенную в интонационно ярком, выразительном мелодизме. Вокалистка верно прочувствовала и передала настроение сладостной неги ("Мой голос для тебя…"), любовной тоски ("Близ ложа…"), восторженный порыв кульминационного раздела ("Мой друг…"), патетическое восклицание ("Люблю, твоя!").
Особо отмечу ансамблевое исполнение двух романсов: "Я помню вальса звук прелестный" – слова и музыка И.Листова (голос, скрипка, виолончель и фортепиано) и "Не пробуждай воспоминаний" П.Булахова – вокальный дуэт учителя и ученика (В.Усольцева, С.Быстров) и инструментальное трио (Е.Иноченко, С.Сизова, А.Дудина), которые пленили восторженную публику своей душевной проникновенностью, ансамблевой стройностью.
Достойным завершением концерта стало эмоциональное исполнение романса О.Кремье "Когда умирает любовь". Подытоживая впечатление от услышанного на концерте, которое может не совпасть с мнением собратьев по вокальному "цеху", подчеркну: свободно льющийся голос, "верха" без малейших затруднений, детализированность исполнения помогли Валентине Усольцевой раскрыть бездонный мир вокальной лирики русских композиторов – нежный лиризм, негу томления, возбужденность ("биение сердца"), порывы "слез", трагический  надлом души. Общеизвестно, что академические певцы такого ранга как Ф.Шаляпин, С.Лемешев, И.Козловский включали в свой репертуар как ценную реликвию русские народные песни, старинные романсы, создав эталоны их исполнения. Пройдут годы, десятилетия, века, но русский романс XIX века (как впрочем и песни Ф.Шуберта), в котором раскрылась душа народа, типические черты национального характера, мелодического стиля, будет привлекать вокалистов, как привлек он Валентину Усольцеву. Главное в исполнительстве – войти в "предлагаемый образ" и заразить его эмоциями зрителей. Щедрые аплодисменты слушателей после каждого спетого романса, букеты цветов, крики "браво" – это не просто признание, дань уважения студентов, публики, это реакция на силу воздействия голоса, обаяния и эмоций, подаривших радость общения с любимым жанром.
Очень жаль, что на концерте не было знакомых лиц студентов-музыковедов, а было чему поучиться, например, как вести концерт (?!). 

А.Свиридова

[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[

«МЫ МАЛО ВИДИМ, ЗНАЕМ,
А СЧАСТЬЕ ТОЛЬКО В ЗНАНИИ ДАНО» И.БУНИН

(о второй международной конференции «Музыкальная семиотика: пути     и перспективы развития»)

 13-14 ноября Астраханская государственная консерватория (академия) провела конференцию, на участие в которой откликнулись учёные, научные сотрудники, аспиранты, соискатели, преподаватели музыкальных вузов и колледжей из 16 городов Российской Федерации и пяти зарубежных стран (США, Беларусь, Украина, Италия, Казахстан).
«Многоголосно» были представлены Саратов   (10 участников),     Москва (9), Ас-трахань (8), Санкт-Петербург (7), Волгоград (6), Уфа (4), Петрозаводск (3), Нижний Новгород (2), Майкоп (2), Красноярск (2).
Музыкальным приветствием гостям, участникам конференции стало безупречное исполнение камерным мужским хором филармонии русской народной песни «Степь да степь кругом» в обработке А.Ларина (солист – Василий  Снимщиков,   художественный   руководитель  и  дирижёр – и.о. доцента Леонид Егоров).
В приветственном слове ректора, заслуженного артиста РФ профессора Мостыканова А.В. красной нитью прошла мысль: будущее – за семиотикой. Позитивной разработке этой актуальной проблемы содействуют конференции подобного рода: мнения, идеи, аналитические выводы её участников вносят вклад в решение этой сложной и интересной области музыкознания. Он с удовольствием отметил расширение географии и высокий научный статус участников конференции, пожелал комфортности пребывания, научных открытий и дружеского двухдневного общения.
Проректор по научной работе, заведующая кафедрой теории и истории музыки Саввина Л.В. сделала небольшой экскурс в «историю» проведения первой конференции по музыкальной семиотике (2006) и озвучила результирующие итоги:
•        выпуск двух томов статей;
•        создание ВАКовского журнала «Проблемы музыкальной науки» на базе Уфимской государственной академии искусств имени З.Исмагилова (путём долевого финансирования учредителей – 12 российских вузов).
Саввина Л.В. любезно представила гостей, пожелала плодотворного обмена мнениями по тематике докладов.
На пленарном заседании выступили: кандидат искусствоведения, профессор кафедры анализа и полифонии, декан факультета повышения квалификации Российской академии музыки им. Гнесиных Стогний И.С. («Музыкальная семиотика: история и практическая значимость»),
доктор искусствоведения,  доцент   Российского   педагогического   университета им. А.Герцена Денисов А.В. («Межтекстовые взаимодействия в музыке - семиотический аспект»);

доктор физико-математических наук, профессор кафедры  теоретических основ радиотехники Технического института Южного Федерального Университета, действительный член Международной академии информатизации Рыжов В.П. («Музыкальная семиотика как развивающаяся система»);
композитор, доктор искусствоведения, профессор, академик Российской Академии естественных наук и Международной Академии информатизации ООН, заслуженный деятель искусств Украины и Польши, заведующий сектором инструментоведения Российского Института истории искусств Мациевский И.В. («Природа и культурные истоки символа и знака в инструментальной музыке»);
доктор искусствоведения, профессор кафедры истории русской музыки Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова Скафтымова Л.А. («Религиозная символика в творчестве Рахманинова: о семантике одного мотива»);заслуженный работник высшей школы РФ, кандидат искусствоведения, профессор, проректор по научной работе Астраханской государственной  консерватории, заведующая кафедрой теории и истории музыки, член Союза композиторов РФ Саввина Л.В. («Информация и значение музыкального сообщения»).
Теоретизированную атмосферу научных выступлений разрядило в докладе Саввиной Л.В. живое звучание двух «музыкальных писем»: С. Рахманинова К. Станиславскому и Ф. Шуберта – другу (музыка Доменико Арженто).
Исполнители – Максим Белов (класс народной артистки РФ, профессора Н.К. Тарасовой), лауреат международного конкурса Татьяна Важорова, концертмейстер Людмила Курцберг.
Кроме пленарного заседания программа конференции включала работу пяти секций, мастер-класс научного сотрудника и аспиранта Уфимской государственной академии искусств им. З. Исмагилова Репиной К.Н., премьеру в Астрахани «Белорусской мессы» Игоря Мациевского, два концерта, круглый стол, экскурсию по городу.
На заседании секции «Музыкальная семиотика: история и методология науки» с докладами выступили: доктор искусствоведения, профессор, заведующий кафедрой народного пения и этномузыкологии Саратовской государственной консерватории им. Л.В. Собинова Ярешко А.С. («О семиотической природе мелодико-вербального компонента в трудовых рыбацких песнях Волго-Каспия»);
заслуженный работник высшей школы РФ, кандидат искусствоведения, профессор кафедры теории и истории музыки Астраханской государственной консерватории Свиридова А.В. («К вопросу «знаковых» свойств жанра и фактуры»); доцент кафедры теории и истории музыки Волгоградского муниципального института искусств  им. П.А. Серебрякова Шмакова О.В. («К вопросу о семантической модели симфонического цикла»); кандидат искусствоведения, доцент кафедры теории и истории музыки Астраханской государственной  консерватории, преподаватель Астраханского музыкального колледжа им. М.П. Мусоргского Севастьянова С.С. («Под знаком Пркф»); кандидат искусствоведения, и.о. доцента, заведующая кафедрой теории и истории музыки Волгоградского муниципального института искусств имени П.А. Серебрякова Давыдова В.П. («Семантика музыкального инструмента: к методологии изучения»).Прослушивание «Белорусской мессы» для смешанного хора и четырёх солистов Игоря Мациевского предварялось пояснительным словом  доцента кафедры теории и истории музыки музыкального факультета государственного специализированного института искусств Лисового В.И., который дал справку об исполнителях (оркестр и хор могилевской капеллы), названиях (перевод) частей композиции – восемнадцати частей мессы, о различиях православной литургии и католической мессы, а позже, в докладе, о жанровых истоках  «Белорусской мессы» (совмещение гимна, песни и молитвы) и концепции сочинения (идея воссоединения трёх ветвей христианства - православия, католицизма и протестантизма).
Завершился первый день конференции концертом в Большом зале консерватории. Студенческий симфонический оркестр исполнил два сочинения Людвига  Ван Бетховена – Симфонию №4 и Концерт №5 для фортепиано с оркестром (солист – лауреат международного конкурса Илья Михайлов, дирижёр – и.о. доцента Леонид Егоров). Рубрика «Знаковые системы и музыкальный фольклор» за исключением статьи соискателя кафедры этномузыкологии Уфимской государственной академии искусств им. З.Исмагилова Базиятовой Г.Р. («К вопросу о механизме образования двухголосия при вокальном исполнении узляу») была представлена саратовцами. В неё вошли статьи кандидата искусствоведения, доцента кафедры теории музыки Полозовой И.В. («Полемическая мысль по вопросам церковного пения как опыт рефлексии саратовских староверцев»); кандидата искусствоведения, доцента кафедры народного пения и этномузыкологии Михайловой А.А. («О семантике звука саратовской гармоники»); кандидата искусствоведения, профессора кафедры теории музыки и композиции, члена союза композиторов России Вишневской Л.А. («Семантика сольного компонента в ансамблевой певческой традиции черкесов и карачаевцев»); преподавателя кафедры народного пения и этномузыкологии аспиранта Шубиной О.А. («Семантика фольклорного элемента в «Тане-Танюшке» из «Русского концерта» В.Ю. Калистратова»).
Мастер-класс Репиной К.Н. «Смысловые структуры текста и нетрадиционные формы ансамблевого музицирования» состоял из двух частей: теоретической (доклад) и практической (музыкальные иллюстрации). Цель выступления – методика преобразования двухручных текстов, относящихся к барочному стилю, в quasi-партитуру для четырёх, шести, восьмиручного ансамблевого  исполнения. «Концертная»  программа  (исполнители  Репина К.Н., студентки Евгения Любимова и Лилия Сулейманова) состояла из переложений фортепианных пьес – французских народных и придворных танцев, входящих в старинную сюиту (бурре, гавот, менуэт, куранта), «Арии» Персела, «Волынки» И.С. Баха – хрестоматийного материала первого класса детской музыкальной школы. Технология  «концертного диалога», по мнению докладчика, базируется на противопоставлении ритмоформулы баса-«органа»(continuo) и «солирующего» голоса, призванного имитировать на рояле звучание высоких инструментов оркестра – скрипки, флейты и других, а затем обмене партий (двойной контрапункт октавы) или зеркальной модификации.
Демонстрация методики преобразования двухручного текста в четырёхручную  quasi-оркестровую партитуру вызвала бурную реакцию у участников конференции. Доктор искусствоведения Денисов А.В. предложил претворить данную процедуру в обратном порядке: свести симфонические, камерно-инструментальные партитуры к адаптированному (компактному двухручному) переложению, удобному для чтения с листа студентам и детям. Профессор Строгний И.С. усомнилась в художественной ценности «преобразований», подчеркнув при этом самоцель конечного результата. Саввина Л.В. также выявила ряд отрицательных моментов: отсутствие доказательств в музыке композиторов предлагаемых докладчиком дублировок и контрапунктов, непонимание цели развёртывания детских «безделушек» в ансамблевые партитуры, по-скольку пианист должен думать о качестве звука, технике «ведения» элементов, со-ставляющих музыкальную ткань произведения. Ансамбля не было! Поповская О.И. высказала мнение, что данная методика есть методика преподавания домашнего музицирования. Думаю, что столь бурная реакция на предложенную инновационную методику была вызвана несоответствием её задач профилирующим вузовским программам по курсу общего фортепиано.
На заседании секции «Семиотические аспекты музыкального творчества» с док-ладами выступили: кандидат искусствоведения, доцент кафедры теории и истории музыки Волгоградского муниципального института искусств им. П.А. Серебрякова Кожаева С.Б. («Загадка финала баховской мессы h-moll»); старший преподаватель кафедры историко-культурного наследия Беларуси ГУО «Республиканский институт высшей школы», член союза композиторов СССР и РБ Александрова Н.В. («Семан-тическая переменность монограммы D ES CH в контексте творчестве Д. Шостакови-ча»); кандидат искусствоведения,  преподаватель кафедры  теории и истории музыки Астраханской государственной консерватории Петров В.О. («Звучащие листы Джона Кейджа: графическая нотация и алеаторика»); аспирант Нижегородской государственной консерватории им. Глинки Анохина Г.В. («Знаки инструментального письма» Дьёрдя Куртага»); кандидат искусствоведения,  преподаватель кафедры  теории музыки и композиции Саратовской государственной консерватории им. Л.В. Собинова Карташова Т.В. («Болбанао тхумри и его знаковая система: о специфических особенностях вокального жанра Северной Индии). 
В рубрику «Музыкальная семиотика как междисциплинарный объект исследования» вошли статьи доктора искусствоведения, профессора кафедры теории музыки Московской  государственной консерватории им. П.И. Чайковского Поспеловой Р.Л. («Иоанн Тинкторис. Обобщение о действии музыки»); доктора философских наук, кандидата филологических наук, профессора кафедры философии и политологии Красноярского государственного университета культуры и искусств, члена союза композиторов РФ Волковой П.С. («Семиотические аспекты музыкального творчества: опыт междисциплинарного  исследования на примере Композиции 60 Виктора Екимовского»); преподавателя Астраханского муниципального колледжа им. М.П. Мусоргского, обладателя знака «За достижения в культуре» Министерства культуры РФ Петровой Ю.С. («Теодор Адорно: философское обоснование музыки»); кандидата философских наук, ведущего научного сотрудника Всероссийского научно-исследовательского института технической эстетики Фрейверт Л.Б. («Семиотико-синтаксический аспект консонантности и диссонантности: дизайн, музыка»); заслуженного работника высшей школы РФ, кандидата философских наук, профессора кафедры об-щегуманитарных дисциплин Астраханской государственной консерватории Гермашевой Ж.И. («Герменевтика В. Дильтея как учение об искусстве понимания»).
На заседании секции «Педагогика и исполнительство в аспекте семиотических исследований» были заслушаны доклады кандидата искусствоведения, доцента кафедры фортепиано Волгоградского муниципального института им. П.А. Серебрякова Драч Н.Г. («Семиотическое направление в исследованиях исполнительского творчества»); доктора искусствоведения, профессора кафедры музыкального образования Тверского государственного института, члена Союза композиторов РФ Чёрной М.С. («Семиотика фортепианных фигураций в создании исполнительского художественного образа»); профессора кафедры оркестрового дирижирования Волгоградского государственного института искусств и культуры, профессора кафедры духовых и ударных инструментов Астраханской государственной консерватории Безуглова А.А. («О дирижёрском мастерстве как о своеобразном языке: опыт постановки проблемы);  доктора искусствоведения, профессора кафедры теории и истории музыки Астраханской государственной консерватории Сладкова П.П. («Феномен характерных элементов мажоро-минорной ладовой системы»).
Круглый стол в этот раз был менее эмоциональным, поскольку многие доклады вызвали активную «работу мысли», обмен мнениями в процессе выступления их авторов.
Прозвучала масса благодарных слов в адрес руководства консерватории, организаторов  конференции – проректора   по   научной   работе   Савинной Л.В., оргкомитета.
Денисов Андрей Владимирович:
– Благодарю за приглашение, хочу отметить, что как и в прошлый раз все доклады можно разделить на три группы: первая (наименьшая в количественном отношении) отражала теорию и общие проблемы семиотики, вторая (наибольшая) – вопросы музыкальной семиотики на конкретном аналитическом материале, третья (к сожалению, достаточно обширная) – имела лишь опосредованное или, что ещё хуже, не имела никакого отношения к теме.
Рыжов Владимир Петрович начал своё выступление со слов И. Бунина, взятых в качестве названия статьи о конференции:
– Предмет очерчен, проблема определена – семиотика, но «пути развития» - ещё впереди. Необходимо осветить вторую сторону проблемы.
Отрадно, что в конференции приняли участие дирижёры, сольфеджисты,  культурологи, фольклористы, этнографы, исполнители.
Владимир Петрович не нарушил традиции и завершил своё выступление «музыкальным приношением». Осталось загадкой, почему экспромт прозвучал в минорных тонах(?).
Саввина Людмила Владимировна:
– Как положительный момент отмечу наличие в докладах Стогний И.С., Ярешко А.С., Чёрной М.Р. и собственном звучащей музыки, а в докладах Карташовой Т.В., Петрова В.О., Севастьяновой С.С. редчайших видеозаписей.
Скафтымова Людмила Александровна:
– Безусловно, надо приветствовать озвучивание докладов, но... в рамках регламента. Не прошли незамеченными «урезанные» доклады Чёрной М.Р., Сладкова П.П., Безуглова А.А., а жаль… В целом уровень Астраханской консерватории такой, что ей доступна любая конференция. Так держать!
Стогний Ирина Самойловна:
– Замечательная конференция, хотя я так и не поняла, что такое музыкальная семиотика. Конференция – площадка для мнения различных специалистов. Главное – общение. Пользуясь случаем, приглашаю всех желающих на конференции: «Семантика музыкального языка», «Проблема художественной информации», «Христианские образы в искусстве». Факс 4956912769.
Завершилась конференция концертом, который можно было озаглавить «Музыка ХХ века», поскольку в него вошли произведения С. Танеева, А. Шенберга, С. Барбера, И. Стравинского, С. Рахманинова, С. Губайдулиной, Ю. Гонцова, расположенные по принципу тембрового контраста.
Открыл конференцию хор студентов консерватории (художественный руководи-тель заслуженный деятель РФ, профессор Любовь Власенко, она же – ведущая концерта), исполнивший «Мотет» Ф. Анерио – единственное произведение, «выбивавшееся» из временных рамок предшествующего века. Однако как исторически первая форма контрастной полифонии мотет – художественный феномен многоголосия XIII века – оказался созвучным музыке С. Танеева. Композитор, исполнитель, педагог, учёный, музыкально-общественный деятель С. Танеев преклонялся перед И.С. Бахом и его предшественниками – полифонистами эпохи Возрождения. Полифоническая логика мышления и мастерство имитационной техники ярко проявилась в способах организации музыкальной ткани и принципах формообразования хора «Из вечности музыка вдруг раздалась» на текст стихотворения Якова Полонского «Гипотеза», исполненного студенческим коллективом.
Игорь Стравинский был представлен тремя пьесами для кларнета соло, озвученными Русланом Мелекаевым (класс доцента В.С. Смиховского).
Вполне убедила интерпретация старинного жанра и формы вариаций на неизменно повторяющуюся тему. Технически  весьма  сложная  «Чакона»  С. Губайдулиной (1962) относится к репертуарным сочинениям композитора, тем большая ответственность легла на студентку I курса Елену Давыдову (класс  заслуженного  деятеля  искусств  Татарстана,  и.о. профессора Л.Б. Леонтьевой), сумевшую передать импульсивность, ударность, жёсткость гармонии, динамику нарастаний, особое качество ритмической организации – характерные черты стиля С. Губайдулиной 70-х годов.
Три вокальные миниатюры А. Шенберга – одного из представителей «великой тройки» экспрессионистов – были колоритно воссозданы лауреатом Всероссийского конкурса Татьяной Важоровой (концертмейстер Людмила Курцберг).
Четвертую сонату для баяна «Луга над Вифсаидой» Ю. Гонцова исполнил Сергей Шипицын (класс заслуженного деятеля искусств РФ, профессора Ю. Гонцова). Звуковой диапазон Сонаты, представляющей цикл из 12 прелюдий, крещендирует в арифметической последовательности цифр: 1, 2, 3…12, показывая безграничную фантазию композитора.
Художественный замысел вокального цикла «Попутные мелодии» на стихи Р.М. Рильке американского композитора Сэмюэла Барбера был убедительно и психологи-чески тонко раскрыт и предан исполнительским дуэтом – лауреатом Всероссийских конкурсов Еленой Каюковой (класс народной артистки РФ, профессора Н.К. Тарасовой) и концертмейстером Людмилой Курцберг.
Достойным завершением концерта стало исполнение романсов «Сирень» и «Вокализ» С. Рахманинова в переложении Игоря Цыганкова для фортепианного дуэта. Инструментальный ансамбль – профессор кафедры камерного ансамбля и концертмейстерской подготовки Галина Волкова и дипломант Всероссийского конкурса камерных ансамблей Анжела Гасратова – стилистически точно передал одухотворённый характер музыки С. Рахманинова – величайшего мелодиста, лирика по природе, автора многочисленных музыкальных пейзажей.
Все участники концерта были награждены щедрыми аплодисментами, цветами от учеников и эмоционально отзывчивой публикой. Прекрасный концерт, замечательное завершение второго дня международной научной конференции «Музыкальная семиотика: пути и перспективы развития».

 

А. Свиридова

[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[

О  КОНФЕРЕНЦИИ  В  МОСКВЕ

 С 6 по 9 апреля в Государственной Классической Академии им.Маймонида состоялась Всероссийская научная конференция с международным участием "Исполнительское искусство и музыкознание. Параллели и взаимодействия", объединившая научный и исследовательский потенциал 70 представителей: музыковедов, психологов, педагогов, биологов, композиторов, исполнителей, врачей, сотрудников научно-исследовательских лабораторий, специалистов по компьютерным технологиям, джазменов.
Наибольшее количество участников было из Москвы: от "хозяев" конференции выступили с докладами 12 человек и 16 – от столичных вузов, колледжей, школ (МПГУ, РАМ им. Гнесиных, МГК им. П.И.Чайковского, ЦМШ (колледж) при МГК, МГИМ им. А.Г.Шнитке, ГСИИ, ГИИ, РАО, РАТИ (ГИТИС), ДМШ №43 им.А.Д.Артоболевской, МОУ им. С.С.Прокофьева, ИМББ, СО РАМН, МГУКИ, МИСИ, Институт бизнеса и политики). Поскольку тематика конференции посвящена не только музыкознанию, но и исполнительскому искусству, то есть педагогике, на участие в ней откликнулись ученые, исполнители, психологи, преподаватели из Санкт-Петербурга, Саратова, Воронежа, Таганрога, Нижнего Новгорода, Ростова, Уфы, Самары, Майкопа, Пензы, Кемерова.
Астраханскую консерваторию представляли доцент кафедры специального фортепиано, соискатель Бескровная Г.Н., аспирант АГК Ишмеева В.А., кандидат искусствоведения, профессор кафедры теории и истории музыки Свиридова А.В., кандидат искусствоведения, преподаватель кафедры теории и истории музыки Петров В.О. (заочная форма участия).

Научный "статус" выступающих: доктор искусствоведения, редактор журнала Musiqi Dunyasi Амрахова А.А. (Москва); доктор искусствоведения, профессор Холопова В.Н.; доктор искусствоведения, профессор Григорьева Г.В. (Москва); доктор искусствоведения, профессор Маслов Р.А. (Москва); доктор искусствоведения, профессор Скребкова-Филатова М.С. (Москва); доктор искусствоведения, профессор Чинаев В.П. (Москва); доктор искусствоведения, профессор Юнусова В.Н. (Москва); доктор педагогических наук, профессор Петрушин В.И. (Москва); доктор психологических наук Ражников В.Г. (Москва); доктор физико-математических наук, профессор Рыжов В.П. (Таганрог); профессор кафедры специального фортепиано, докторант МГК Вартанов С.Я. (Саратов); профессор, зав.кафедрой струнных инструментов Ситдикова Ф.В. (Уфа); доктор искусствоведения, профессор Чигарева Е.И. (Москва); 32 кандидата наук, 11 аспирантов, 9 преподавателей, 2 сотрудника научно-исследовательской лаборатории, врач медицинского центра "Линия жизни".
Из-за огромного количества докладов график конференции был очень насыщенным, выступления заканчивались поздно вечером, поэтому никаких культурных мероприятий не предусматривалось. Доклады были распределены по двум секциям.
Первый день: «Интерпретация художественного произведения и интерпретология». «Компьютерные инновации в музыкальной педагогике» (1 секция). «Психология, музыкознание, теория и практика исполнительского искусства на стыке музыкознания» (2 секция).
Второй день: «Интеграция исполнительства и музыковедения XXI века. Прошлое, настоящее, будущее» (1 секция). «Психология, музыкознание, теория и практика исполнительского искусства на стыке музыкознания» (2 секция).
Третий день: «Историография исполнительского искусства. Эпоха, стиль, жанр, личность (1 секция). «Психология, музыкознание, теория и практика исполнительского искусства на стыке музыкознания» (2 секция).
Четвертый день: «Историография исполнительского искусства. Эпоха, стиль, жанр, личность (1 секция). «Психология, музыкознание, теория и практика исполнительского искусства на стыке музыкознания» (2 секция).
Наиболее понравившиеся доклады: «Семантика выразительных средств в музыке Ю.Буцко. (К проблеме исполнительской интерпретации)» – кандидат искусствоведения Куреляк А.А.; «Ритмика в интерпретации текста: взгляд сольфеджиста» – кандидат педагогических  наук Берак О.Л.; «Мысли В.П.Бобровского об исполнительстве» – доктор искусствоведения Чигарева Е.И.; «Научно-исследовательская деятельность музыкантов-исполнителей: проблемы, сложности, противоречия» – кандидат искусствоведения Петухова С.А.; «Личность Бенни Гудмена в контексте зарубежной джазовой исполнительской культуры ХХ века» – старший преподаватель ГКА Ривчун Б.А.; «Концепция звука и национальные музыкальные инструменты в музыкальном авангарде Азии» – доктор искусствоведения Юнусова В.Н.; «В.Д.Конен: музыковед и исполнительское искусство» – кандидат искусствоведения Карташева З.Б.; «О роли и месте теоретических знаний в деятельности музыканта-исполнителя» – кандидат искусствоведения Истомин И.А.
В рамках секции психологии были даны четыре (из запланированных пяти) мастер-класса: кандидата психологических наук, старшего научного сотрудника лаборатории психологии и психофизиологии творчества Института психологии РАН, художественного руководителя Театра танца-импровизации Князевой Т.С. («О методе музыкального движения: психологические механизмы и аутентичный смысл»); кандидата педагогических наук, доцента кафедры хорового дирижирования Института искусств Адыгейского государственного университета Сергеевой П.А. («Аксиологический и воспитательный потенциал народно-песенного фольклора на современном этапе обучения»); кандидата психологических наук, зав.кафедрой психологической адаптации и профессионального развития ГКА им.Маймонида Федоровой-Гальберштам А.М.(«Многоликий сценический стресс. Опыт изучения»); преподавателя кафедры фортепиано Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств Минскер Г.Е. («Теория и практика лечения и профилактики профессиональных заболеваний музыкантов»).
Вторая половина четвертого дня конференции, которая проходила в Переделкино, содержала отчет организаторов конференции: декана факультета Мировой музыкальной культуры, профессора Сушковой-Ириной Я.И.; кандидата искусствоведения, зав.кафедрой истории и теории исполнительского искусства Консон Г.Р.; кандидата психологических наук, зав.кафедрой психологической адаптации и профессионального развития Федоровой-Гальберштам А.М. и выступление ректора ГКА им.Маймонида, доктора философских наук, профессора, академика РАМТН, заслуженного работника высшей школы РФ, Кавалера Ордена Почета РФ Ириной-Коган В.Р.
После торжественного закрытия конференции состоялся концерт, в котором приняли участие Анна Клюева (фортепиано), Елена Исаева (вокал), Янкелика Сушкова-Ирина (арфа), Мария Коченкова (фортепиано). Прекрасный скрипач Григорий Консон оказался превосходным вокалистом. В его исполнении вдохновенно прозвучали «Ave, Maria» Джулио Каччини, «Колыбельная Клары" Джорджа Гершвина и еврейская народная песня «Ночь».
Четырехдневное общение специалистов различных областей, междисциплинарная направленность конференции – залог ее успеха.

                                                                                     А.Свиридова
{[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[

О ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ

Век мой, зверь мой, кто сумеет
Заглянуть в твои зрачки
И своею кровью склеит
Двух столетий позвонки?..
О.Мандельштам


В дни студенческих каникул по сложившейся традиции в читальном зале библиотеки собрались педагоги и сотрудники консерватории для того, чтобы поделиться своими впечатлениями о прочитанных книгах.
История читательских конференций в вузе охватывает почти четыре десятилетия. За эти годы в ее рамках были подняты проблемы литературного, культурного, философского, музыкального наследия двух стран – Союза Советских Социалистических Республик и Российской Федерации. Вполне естественно, что тематика конференций 80-х годов прошлого столетия значительно отличалась от направленности более поздних лет, однако и в те "далекие" годы поднимались насущные вопросы дня – тема Родины и Великой Отечественной войны в произведениях советской литературы, современный образ жизни и атеистическое воспитание и, конечно же, впечатления, собственные воззрения на содержание книг отечественных прозаиков – В.Астафьева, А.Ананьева, И.Бунина, В.Пикуля, В.Распутина, Ч.Айтматова и других, аннотации и рекомендации к прочтению новых публикаций.
Очередную тридцать девятую конференцию открыла заведующая библиотекой Круговова Валентина Петровна. Она отметила рождение нового вида культуры – информационной, виртуальный способ существования которой – это то качественное ее состояние, характеризующее информационное общество. Несмотря на технические достижения, развитие виртуального общения, литература всегда будет притягивать людей. Валентина Петровна отметила ряд положительных тенденций за последнее время: в 2008-м году библиотека консерватории получила в два раза больше книг, чем в предыдущем, что наглядно было подтверждено выставкой новых поступлений – книжными и нотными стендами; государственные и частные издательства выпускают профессиональную, научную, художественную литературу "высокой пробы", за исключением книг "массового спроса"; вышли в свет и приобретены библиотекой новые журналы: "Обсерватория культуры", "Новое литературное обозрение". Валентина Петровна особо подчеркнула роль книги и домашних библиотек: возможность перечитать и получить более глубокое впечатление и видение проблемы. Это особенно актуально, поскольку снижение интереса к чтению у молодого поколения (школьников, студентов) становится общегосударственной проблемой, обсуждаемой Правительством России. В чем же корень зла?
Вспомним кратко историческое прошлое самой читающей страны в мире: несмотря на десятилетнюю хрущевскую "оттепель", снятие "табу" с произведений самых разных писателей, поток и открытие "новых" фактов, документов, свидетельств разных культурных периодов отечественной истории, продолжали закрываться и уничтожаться храмы, усилился запрет на знакомство с шедеврами зарубежной культуры, углубился диктат власти (расстрел новочеркасских демонстрантов). "Открытая" заново литература доперестроечных годов – периода  брежневских "заморозков" – читалась "подпольно"! Возникли новые проблемы: снявшиеся со своих мест сельские жители – маргинальные массы; сужение культурного пространства, значительные утраты в духовной жизни общества, нравственном облике людей; проблемы в экономике. Итог – изгнание творческой интеллигенции, "утратившей классовое  чутье", клеветнические кампании и насильственное выдворение многих писателей…
Только середина 80-х годов, открывшая "железный занавес", явила миру в ярком полифонизме целый "литературный континент" запрещенных по идеологическим и политическим мотивам лириков, глубоких мыслителей, серьезных прозаиков, философов "души и сердца". Однако интерес к чтению книг у молодежи, к сожалению, не вырос. Целое поколение было упущено. Очередная кривая в истории Отечества – "либеральная революция" в августе 1991 года, распад СССР, передел государственной собственности – породили чудовищного монстра – "нового русского", претендующего на неограниченность своих прав (без долга и обязанностей со своей стороны), жизненных запросов, который ни во что, кроме денег, не верил, а главное, которому "нечем" было верить. Безнравственность, бездуховность стали эталоном, стремительно возросло количество преступлений и насилия. Как это бывает в эпохи перелома, человек не ходит больше  под "взором Бога", он считает, что волен делать что хочет, идти куда хочет, в нем просыпаются первобытные инстинкты: насилие, агрессия, возмущение против порядка, террор, то есть физическое уничтожение непокорных.
На стыке тысячелетий стало ясно, что гласность, бесцензурность печати и TV не породили "колосьбу идей" (А.Солженицын), не способствовали взлету духовности, напротив, "бесцензурно выставили напоказ бесстыдство, визуальные сексуальные тонкости, тайные пороки людей" (Г.Драч). В этой ситуации как не вспомнить опасения специалистов по массовой культуре (У.Эко, Г.Маклюэн), что радио и телевидение уничтожат печатную книгу, приведут к снижению грамотности.
В эти годы чрезвычайно расширился диапазон Добра и Зла: с одной стороны, – политические, технические, научные достижения (компьютер, интернет, сеть мобильных телефонов, цифровое телевидение), одержимая устремленность вперед, с другой, – потрясающие разрушения (войны, агрессия), катаклизмы, колоссальные человеческие жертвы; с одной стороны, – культура, опережающая уровень восприятия ее среднеобразованным человеком, с другой, – массовое ("оптовое") потребление стереотипов поведения, стандартизация эстетического вкуса, негативное отношение к стержневым понятиям, общепринятым нормам, ценностям, знаниям, правилам; преклонение перед всем заурядным (тиражируемые музыка, телевидение, кино), достигаемое через коммерческие формы манипулирования сознанием и эмоциями – через СМИ (Верка-Сердючка, "Субботний вечер" с несовершеннолетней ведушей Машей, "Фабрики звезд", "Танцы со звездами", "Новая волна" и т.д. и т.п.).
Поэтому читательские конференции педагогов и сотрудников  консерватории в форме обмена художественными впечатлениями о прочитанном за год дают пищу для обсуждения многих проблем, помогают выявить философскую глубину антитез: общество – личность, гуманизм – бесчеловечность, духовность – бездуховность, нравственность – безнравственность и т.д.; обзор, анализ прочитанного увеличивают "зону контакта" с изображаемым миром, помогают задуматься и ответить на многие вопросы, например, что несет массовая культура, как понимать афоризм "музыка – энергия вечности, которая питает душу", почему чистые душой,  высоконравственные люди в демократическом обществе на страницах книг   в с е г д а   погибают?
В 2008 году ушли из жизни А.Солженицын и Ч.Айтматов, поэтому на конференции обсуждалось содержание последнего романа Ч.Айтматова "Когда падают горы (Вечная невеста)", в котором автор поднимает насущные проблемы дня, острейшие темы современной цивилизации:
- о деградации оперных театров, откуда неотвратимо утекают таланты, богини оперных сцен становятся "эстрадками-плакатками" (образ Айданы Самаровой); современное состояние культуры – торжество Попсы, Рынка и власти Денег с посредниками-воротилами шоу-бизнеса, которых величают  магнатами  (образ Эрташа Курчалова);
-  о роли прессы, боровшейся при тоталитаризме против рабства слова и оказавшейся рабыней рынка ("журналисты теперь – что свиньи в стойле: как накормишь, так и хрюкают, что в газетах, что на телевидении" – эту страшную правду Ч.Айтматов вкладывает в уста Отондоя);
-  о вопиющем контрасте жизни "шлягерных" королев (королей), "тусующихся-коррупцующихся" современных доллар-баев и большинства  молодого населения страны, не имеющего возможности заработать в городе и, тем более, в сельской местности;
-  о рыночной экономике, диктующей хищнические законы: бизнесом можно заниматься ради выживания (челночница Элес Жаабарсова), а можно ради наживы уничтожить не только редких животных (снежных барсов), но и всю живность "до последней куропатки";
-  о войнах, калечащих души людей: Таштанбек ("сделанный из камня") получил от аилчан имя Таштанафган за то, что вернулся живым из Афганистана. Он ненавидит богатых, как и все бедные люди, но парадокс в том, что бедные (а их в миллионы раз больше богатых) сами хотят быть миллионерами. И для достижения цели – все средства хороши. 
Круговова В.П. отметила, что Ч.Айтматов наделен талантом обобщающего планетарного видения, он создал поэтику, пронизанную пророческим смыслом. Все его произведения насыщены легендами, притчами, народными сказаниями. Певец гор и степей, он оставил нам на память замечательные образы зверей, а сам становится своего рода посредником двух миров – реального и мифологического (Вечная невеста, Великая Рыба-женщина, утка Лувр, синяя мышка-водонос, оболваненный манкурт, убивший свою мать…).
Гермашева Ж.И. призналась в искренней любви к литературному наследию Ч.Айтматова, отметила, что почти во всех романах, повестях, рассказах писателя присутствует антитеза двух типов людей: люди-звери и люди-человеки. Первых характеризует дикость, жестокость, жадность, звериные инстинкты. Эти качества противопоставляются гуманизму, духовности, чистоте чувств, любви ко всему живому. Во многих романах происходит пересечение путей человека и хищника (лисы, волка, снежного барса…). Поведение последних убеждает, как это ни парадоксально, "человечнее" многих людей. Именно люди должны помнить, что первая заповедь "Не убий" распространяется не только на человека, но и на любое живое существо. Жаннета Ивановна подчеркнула главные особенности последнего романа Ч.Айтматова: метафизичность, философичность, мифологичность. В нем присутствует пересечение двух типов ментальности (евроазиатское мышление Арсена Саманчина – независимого журналиста, писателя, главного действующего лица романа – объединяет мировоззрение, образы жизни народов Запада и Востока), а еще подкупает полифоничность, мелодичность языка романа и   м у з ы к а л ь н о с т ь  главного героя, в уста которого вложена мысль, что музыка – "хождение к Богу, галактика духа".
Борисова Е.Б. высказалась о жанре (интеллектуальный роман ХХ века), стиле (высокий слог), национальной характерности, этнической философской направленности романа (киргизский миф о вечной невесте, олицетворяющей вечную женственность, верность, чистую любовь). Как и другие литературные шедевры писателя ("И дольше века длится день", "Плаха", "Тавро Кассандры", "Пегий пес, бегущий краем моря" ), последний роман Ч.Айтматова выдвигает важнейшую проблему      в ы б о р а. Зверь (ирбис Жаабарс, что означает барс-стрела) стоит перед выбором как умереть: отвергнутым изгоем (не подозревая, что он уже жертва времени и обстоятельств) или изо всех сил пытаться перейти перевал (хотя физически этого сделать не в состоянии). В этом Рок Природы. Он мечтает удалиться за притяньшаньское вечноснежье, на высокогорное плато с чистым воздухом, нетронутым травостоем, поднебесными водами, но его трагедия заключается в недоступности прежде доступного.
Главный герой также стоит перед выбором: ему предлагают в качестве переводчика сопровождать арабских нефтяных магнатов для участия в охоте на снежных барсов с одной стороны, с другой, – быть сообщником  их похищения с целью получения выкупа (20 миллионов долларов). В мире духовного оскудения и торжества принципа "все на продажу" он не готов убивать зверей и, тем более, людей, но смерть свою готов сделать актом Свободы. Истекающие кровью зверь и человек в пещере у перевала "отлетают во Вселенную Духа" (Г.Гачев).
В рассказе Арсена Саманчина "Убить – не убить", взятого в качестве Эпилога, этот же выбор стоял перед молодыми солдатами Великой Отечественной войны, чье воспитание на советском гуманизме (а в рассказе напутствие матери сыну: "Не убивай никого, не проливай крови") вступало в конфликт с ситуацией: человеколюбец должен был стать по приказу военных командиров орудием смерти…  На войне, кто побеждает – тот прав.
Поповская О.И. подчеркнула    п о э т и ч н о с т ь   романа, оговорив, что это свойство то убывает, то прибывает – оно подвижно. Отмечая антитезу люди-звери – люди-человеки, Ольга Ивановна обратила  внимание присутствующих на аналогичные образы-символы в картинах П.Филонова (люди с лошадиными мордами, собаки разной породы в вечерней одежде, играющие в бильярд…). Не менее важными факторами содержания романа, с ее точки зрения, являются: программность глав (I гл. – "Что есть судьба?"; II гл. – "Что есть истина?"; III гл. – "Кем быть?"); семантическая роль времени суток (утро, полдень, сумерки); символика образов (ласточки – вестники Смерти, предупреждения Судьбы, барс – символ терпеливости, выносливости, Вечная невеста – это разлука с любимым, горы – символ отшельничества).
Кострюкова Г.Г. дала информацию о жанре зарубежного Большого романа, интернетовского романа-дневника, о постмодернистских тенденциях в западноевропейской литературе.
Круглова Л.А. поделилась впечатлениями о романе Ф.Рота "Американская пастораль", имеющем далеко не идиллический сюжет. Это история еврейской семьи в современной Америке, глава которой всего добился трудом: он владелец фабрики по изготовлению кожаных перчаток, у него единственная любимая дочь, которой он ни в чем не отказывает. Но волна эмигрантов, их религиозные взгляды, по мнению автора, разлагают американское общество. В результате дочь миллионера становится террористкой. Неординарность ситуации не столько в перенасыщенности потребностями, когда "с жиру бесятся", в неудовлетворенности самовыражения – "каприз" поведения, сколько в национальной принадлежности героини.
Саввина Л.В. порекомендовала прочитать книгу В.Кутырева "Философия постмодернизма", содержащую критику ситуации, ведущей к "инфляции" ценностей: разрушению тела, души, отрицанию человека человеком. Как противостоять процессу дегуманизации, деградации, аморализации общества, деструктивизма, деконцепциализма в искусстве? Возможно, ответы на эти вопросы прозвучат на следующей читательской конференции…

А.Свиридова

[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[ 

 ОТ БАРОККО  ДО РОМАНТИЗМА

 В конце первого месяца весны в Большом зале консерватории состоялся концерт органиста Константина Волостнова – лауреата международного конкурса в Чехии, обладателя премии Дугласа Мэя на XXII Международном конкурсе в Великобритании, первых премий на III Международном конкурсе органистов в Германии, I Международном конкурсе им. А.Ф.Гедике в России, одного из лучших органистов в мире. В концерте приняли участие народная артистка России, профессор Наталья Тарасова и лауреат Всероссийского конкурса Татьяна Важорова. Уже само название "От барокко до романтизма" указывало на широкий спектр исполняемой на концерте музыки. Зал в барочном  стиле (затейливость выпуклых поверхностей потолка, стен, роскошь оконных занавесей, люстр) был переполнен до отказа. Вела концерт Дарья Махова.
В "барочную" часть программы вошли сочинения Марко Антонио Чести, Яна Питерса Свелинка, Барона д’Асторги, Георга Муффата, Джакомо Кариссими, И.С.Баха.
Концерт открыла "Прелюдия" Сdur Георга Бёма. Для представителей "колорированного" стиля орган был уникальным инструментом, поскольку по выразительным возможностям заменял оркестр, демонстрируя фресковое письмо крупного штриха. Органист сыграл прелюдию патетически вдохновенно, мощно, что соответствовало названию пьесы как вступление, введение = открытие, показав виртуозные способности, высшую школу педального мастерства.
"Атемскую фортуну" Свелинка органист интерпретировал аллегорически: как "символ изменчивости". Так обычно изображалась богиня судьбы, счастья в древнеримской мифологии – стоящей на шаре или колесе, могущей в любой момент потерять равновесие. Исполнение "Токкаты квинты" Муффата продемонстрировало "молоточкообразную" аккордовую технику, которой Константин Волостнов владеет в совершенстве. И.С. Бах был представлен "Трио-сонатой". Общеизвестно, что музыкальное мышление Баха-полифониста по своей природе органно. В трех частях сонаты композитор мастерски сочетает имитационную разработку с контрапунктическими мелодиями в свободно индивидуализированной манере. Однако назвать "Трио-сонату" в подлинном смысле "органной" вряд ли правомочно: трехголосная фактура скорее клавесинна (в авторском оригинале она именуется сонатой для клавира с двумя мануалами и педалью).
Игра органиста отличалась богатством разнообразных тембров, утонченностью фразировки, насыщенностью динамики, яркой красочностью и блеском. Инструментальные сочинения попеременно сочетались с вокальными.
Вокальную часть первого отделения концерта открыла "Ария" Антонио Чести (Т.Важорова), затем прозвучали "Канцонетта" Джакомо Антонио Перти (Н.Тарасова), "Дуэт" Барона д’Асторги (Н.Тарасова, Т.Важорова). Красиво, полнокровно, эмоционально звучали отточенные до филигранной техники музыкальные шедевры – инструментально-вокальные ансамбли композиторов эпохи барокко, где щедрость чувств, изящество, тонкость штрихов, богатство "выдумки" сочетались с несколько подчеркнутой, чуть аффектированной патетикой.
Второе отделение отличалось по стилю, жанрам, экспрессии. Константин Волостнов блестяще исполнил "Четыре отрывка из органной книги" Пьера дю Мажа и "Пассакалью" Иоганна Каспара Керля, показав богатейшие возможности инструмента, а "астраханские соловьи" Наталья Тарасова и Татьяна Важорова подарили публике пять драгоценных жемчужин – пять дуэтов: из опер В.Моцарта "Аполлон и Гиацинт" и "Свадьба Фигаро", "Молитва" В.Беллини, "Pacis angelicus" Ц.Франка, "Клятва" Г.Доницетти. Мелодичное, технически совершенное, полное эмоциональной выразительности пение, потрясающая красота, ритмическая выверенность кантилены ансамбля, тщательная отделка фразировки, чистота звука – не перечесть достоинств пения.
Кульминационной точкой концерта стало исполнение народной артисткой России Натальей Тарасовой "Ave Maria" Джулио Каччини. Можно с уверенностью сказать, что сотрудничество гастролирующих музыкантов и ведущих педагогов вуза оказалось не только плодотворным, но и ярким событием в культурной жизни города.


А.Свиридова

[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[

ПРЕКРАСНОЕ ПРОБУЖДАЕТ ДОБРОЕ,
А МУЗЫКА ВЫПРЯМЛЯЕТ ДУШУ…

            Система музыкального образования в нашей стране представлена в виде трехступенчатой структуры обучения. Группа разнообразных муниципальных учреждений дополнительного образования детей (музыкальные школы и школы искусств) обеспечивает массовое музыкальное обучение, которое размежевывается на общее (художественно-эстетичечкое) и профессиональное. Последнее представлено музыкальными школами-десятилетками, колледжами, училищами и вузами (институтами, консерваториями, академиями).
Начальный этап обучения в общей системе музыкального образования является очень важным, а иногда решающим. Не секрет, что сегодня музыкальная школа – это очаг эстетического воспитания подрастающего поколения, а педагог-музыкант начального звена – универсальный профессионал: именно школа приобщает детей (родителей, бабушек, дедушек) к классическому искусству, а педагог в одном лице выступает как музыковед, сопровождая концерты «вступительными словами»; исполнитель, режиссер, принимая участие в памятных и тематических вечерах, инсценировках, музыкальных праздниках; методист, составляя программы по предметам нового поколения, публикуя свои методические пособия.
Независимо от того, станут учащиеся музыкальных школ профессионалами или среди их воспитанников находятся потенциальные актеры, художники, учителя, врачи, священники … – это будущие активные слушатели музыкантов-исполнителей (солистов, ансамблистов, оркестрантов, хоровиков) с обширным «словарем эпитетов и определений» эмоционального содержания музыкального произведения, чувств, настроений, выраженных в нем, разнообразными словесными формами, характеризующими мелодию, ритм, фактуру, тембр и другие средства музыкальной выразительности, то есть – это будущие слушатели «серьезной» музыки. Цель же общего и профессионального образования на начальном этапе обучения одна – научить слушать и слышать музыку и, несмотря на то, что это очень сложная задача, она решается сотнями учителей музыкальных школ и школ искусств – бывшими выпускниками Астраханской консерватории. Низкий поклон им за это.
В этой связи хотелось бы поделиться впечатлениями о II-ой городской олимпиаде по теоретическим дисциплинам «Детская интеллектуальная игра "Музыкальные эрудиты" среди учащихся музыкальных школ и школ искусств города, которая прошла в дни школьных каникул 25 и 26 марта. Учредителем олимпиады выступило Управление культуры администрации города, а организаторами – ДШИ №11 и ДМШ №20.
В задачи олимпиады входили: поиск инновационных форм работы, развитие и применение игровых технологий, проверка уровня знаний по предметам  «Слушание музыки» и «Музыкальная литература», поддержка музыкально одаренных детей в реализации их творческого потенциала, создание условий для организации обмена опытом преподавателей ДМШ и ДШИ города.
Как известно, именно перечисленные выше предметы призваны решать многообразные учебные и воспитательные задачи – обогащать музыкально-слуховые представления учащихся, обучать навыкам анализа жанра, формы, фактуры музыкальных произведений, отличать тембры инструментов, расширять музыкально-эстетический кругозор обучаемых, воспитывать художественный вкус, способность воспринимать и ценить красоту и т.д.
В олимпиаде приняли учащиеся трех ДМШ (№№1, 4, 20) и шести ДШИ (№№ 1, 2, 3, 5, 11, 20). Поскольку олимпиада проводилась по двум возрастным группам (1 группа – второй год обучения по предмету «Музыкальная литература», 2 группа – третий год обучения), количество участников распределилось соответственно: 26 – 13 учащихся.
Первый тур содержал две формы контроля знаний: письменные задания (тесты) и музыкальную «угадайку». Вопросы касались определения средств музыкальной выразительности, предметной лексики, знания музыкальных инструментов, жанров, стилей, формы музыкальных произведений; общеэстетических, биографических, культурологических сведений, творчества композиторов, общегуманитарных знаний.
Вот некоторые вопросы по группам: 1 группа – существует ли ритм без музыки, мелодия без ритма; как переводится слово «тембр» и от чего зависит тембр инструмента; время создания современной пятилинейной нотной записи; как переводятся с латинского слова: «мажор, «минор»; назовите семейство балалаек; как называется самый высокий голос в хоре мальчиков; сколько струн у арфы; назовите эпизоды свадебной игры; сколько частей и почему в пассакалии из Высокой мессы h-moll И.С.Баха; из какого произведения эти персонажи: Анитра, Ингрид, Озе, Сольвейг; как переводится слово «партитура»; в каких жанрах встречаются определения: «экспозиция», «разработка», «реприза»; от какого венгерского слова происходит название танца «чардаш»; назовите оркестровые номера в опере; как переводятся названия танцев «павана», «бурре» и т.д. – всего 33 вопроса.
2 группа – сколько было Бахов-музыкантов, оказавших влияние на развитие немецкой музыки; сколько духовных кантат написано И.С.Бахом; каких инструментов нет в составе оркестра Гайдна; кем были заказаны Бетховену три «русских» квартета; к какой профессии относятся Шлегель, Швинд, Фогль, Гофман; назовите 8 персонажей оперы Моцарта «Свадьба Фигаро»; как в старину называли полонез; как переводится виола да гамба; что такое зингшпиль; сколько театров в Астрахани; какой век охватывает романтизм; напишите пять переводов слова «кантор»; между какими танцами помещались гавот, бурре, менуэт в сюитах И.С.Баха и т.д. – всего 35 вопросов.
Из 39 участников олимпиады во второй тур прошли 12 учащихся: Портовой Иван (ДМШ №1), Москвина Дарья (ДМШ №1), Лепехина Анна (ДШТ №2), Погорелова Екатерина (ДШИ №5), Родионенко Любовь (ДШИ №1), Прямухина Дарья (ДШИ №20) – 1 группа; Боровой Игорь (ДМШ №1), Ложкин Борис (ДМШ №1), Коржовская Алина (ДМШ №1), Степанова Валентина (ДМШ №1), Слесарева Анна (ДМШ №1), Тюрин Илья (ДШИ №5) – 2 группа.
Задача второго тура заключалась в выявлении углубленных знаний учащихся по биографиям и творчеству Гайдна (1 группа) и Глинки (2 группа), поэтому кроме блиц-опроса были вопросы с видеорядом: определить фрагмент звучащей музыки (имя композитора, название произведения, конкретный раздел формы  или сценической ситуации и т.д.) и аналитическое задание (раскрыть содержание цитаты, высказать свое мнение).
На третий тур прошли от 1 группы Портовой Иван (63,5 балла), Лепехина Анна (57 баллов), Погорелова Екатерина (56 баллов); от 2 группы – Ложкин Борис (108 баллов), Боровой  Игорь (107,5 балла), Слесарева Анна (77,5 балла).
Третий тур включал мини-сочинение по прослушанному произведению – личностное восприятие и осознание эстетико-художественных компонентов музыки, эмоции, фантазия, ассоциации, то есть все то, что музыка оставляет в душе. Результаты третьего тура не внесли изменений в распределение мест. В младшей группе первое место занял Портовой Иван (68 баллов), второе – Лепехина Анна (61 балл), третье – Погорелова Екатерина (60 баллов). В старшей группе Ложкин Борис удостоился первого места (113 баллов), Боровой Игорь занял второе место, уступив «сопернику» всего 0,5 балла, третье – Слесарева Анна (82,5 балла).
Лауреаты II-ой городской олимпиады «Детская интеллектуальная игра "Музыкальные эрудиты"» отмечены дипломами трех степеней и памятными подарками в каждой возрастной группе, остальные участники награждены дипломами, грамотами и медалями за участие, преподаватели лауреатов и дипломантов награждены благодарственными письмами; специальным призом за лучшее аналитическое задание награждена Слесарева Анна (ДШИ №1).
Информацию о детской городской олимпиаде «Музыкальные эрудиты» закончу оптимистическим прогнозом результатов последующих олимпиад, поскольку наконец-то школа получила достойные учебные пособия по музыкальной литературе для каждого года обучения. Отдельная благодарность оргкомитету: Ляховой В.Г., Карабалаевой Н.И., Скрипченковой Ю.С., Кайдаловой Г.Э., Миляевой С.Ю., Усовой Н.В. и Черниковой Е.Г.
Любая олимпиада – это «пища для размышления» для педагогов, организаторов, членов жюри. Известно еще по беседам Сократа, трудам Ж.-Ж. Руссо, И.Песталоцци, К.Ушинского, что «трудные» вопросы и вопросы, «содержащие противоречия», стимулируют познавательную деятельность, что умственное развитие характеризуется не только объемом усвоенных знаний, но и структурой мыслительных процессов учеников. Музыкальное просвещение – это необъятное «поле деятельности». Приятно сознавать, что гвардия выпускников Астраханской государственной консерватории (главные специалисты управлений культуры, директора и заместители директоров ДШИ, ДМШ, колледжей, училищ, заведующие отделениями, педагоги-музыканты, концертмейстеры и т.д.) «возделывает», «обрабатывает», «культивирует» это поле, то есть воспитывает, формирует, просвещает человека как личность. Так держать!

председатель жюри II-ой городской  олимпиады по теоретическим дисциплинам, кандидат искусствоведения, профессор кафедры теории и истории музыки, заслуженный работник высшей школы РФ  

А.Свиридова