Камертон

 

А. Свиридова - кандидат искусствоведение,
профессор кафедры теории и истории музыки,заслуженный работник высшей школы РФ

ЕЩЕ ОДНА МЕЖДУНАРОДНАЯ…

 

В истории музыкального вуза провинциального города проведение международной научной конференции – явление знаковое. Конференция «Музыка ХХ века в ряду искусств: параллели и взаимодействия», проводимая 15-16 октября, - первая после присвоения вузу статуса академии, презентации купленного концертного рояля Steinway & Sons. Кроме того, приезд гостей, среди которых ученые первой величины, совпал с юбилейными днями, посвященными 450-летию основания города. Вероятно поэтому конференция отвечала праздничному настроению коллектива вуза, горожан и всем «юбилейным» требованиям: сборник статей объединяя мнения и научные изыскания двух академиков, двенадцати профессоров, десяти докторов и восемнадцати кандидатов наук, доцентов, аспирантов, педагогов из трех зарубежных стран (Беларусь, Сербия, США), многочисленных городов России.
Цель любой конференции, а тем более, международного уровня – обмен творческими идеями, научными концепциями, мнениями, осмысление и обсуждение полученной информации по заявленной теме, расширение профессионального кругозора. Отрадно, что были представлены статьи и доклады музыковедов, культурологов, филологов, социологов, политологов, этнологов из Москвы (Кожанова Е.А., Фрейверт Л.Б., Алпатова А.С., Консон Г.Ф., Лисовой В.И.), Санкт-Петербурга (Денисов А.В., Овсянкина Г.П., Литвих Е.В., Мациевский И.В.), Саратова (Демченко А.И., Полозов С.П., Грачева Т.В., Карташова Т.В., Карташов В.Д.), Петрозаводска (Купец Л.А., Нилова В.И.), Майкопа (Хватова С.И., Мозгот С.А.), Краснодара (Волкова П.С.), Нижнего Новгорода (Кром А.Е.), Волгограда (Шмакова О.В.), Тулы (Рыбкина Т.В.), Воронежа (Котлярова Л.В.), Красноярска (Холодова М.В.), Кемерова (Синельникова О.В.), а также зарубежных ученых (Александрова Н.В. – Республика Беларусь, Минск; Благоевич Г. – Сербия, Белград; Ханнанов И. – США, Мэриленд, Балтимор). Астрахань представляли семь выступающих, тринадцать авторов статей.
Форум ученых открыл камерный мужской хор филармонии, исполнивший русскую, народную бурлацкую песню «Матушка, Волга» в обработке А. Коловского (художественный руководитель и дирижер и.о. доцента Леонид Егоров).

 


В приветственном слове кандидат искусствоведения, профессор, проректор по научной работе, заведующая кафедрой теории и истории музыки Саввина Л.В. представила участников «слета ученых», проинформировала о программе двух дней конференции: пленарное заседание, две секции, три мастер-класса, два концерта, «круглый стол», экскурсия в зимний сад.
На пленарном заседании с докладами выступили астраханцы: доктор искусствоведения, профессор кафедры теории и истории музыки Казанцева Л.П. («Музыка в отблесках других искусств»); кандидат искусствоведения, профессор кафедры теории и истории музыки Свиридова А.В. («Диалог культурных традиций в хоровом концерте А. Шнитке на стихи Г. Нарекаци»); кандидат искусствоведение, профессор, проректор по научной работе, заведующая кафедрой теории и истории музыки Саввина Л.В. («Живописные идеи звукового мира Николая Рославца»), а также кандидат филологических наук, доктор философских наук, профессор кафедры философии и политологии Краснодарского гос. университета культуры и искусств Волкова П.С. («Реинтерпретация как социокультурный феномен: музыка, поэзия, живопись, кинематограф»); композитор, доктор искусствоведения, профессор, академик Российской Академии естественных наук и Международной Академии информатизации ООН Мациевский И.В. («К источникам ролевой спецификации современной партитуры»).
На заседании секции «Музыка ХХ века в контексте художественной культуры» с интересными докладами выступили: кандидат искусствоведения, профессор кафедры теории музыки Саратовской консерватории им. Л.В. Собинова Полозов С.П. («Информационное взаимодействие музыки с другими видами искусств»); кандидат искусствоведения, доцент, заведующая кафедрой теории и истории музыки и методики музыкального воспитания Института искусств Адыгейского гос. университета, Хватова С.И. («Пути развития богослужебной музыки русской православной церкви в конце ХХ столетия: о стилевой эклектике современного клироса»).
Мастер-класс кандидата искусствоведения, заведующей Отделом международных связей, преподавателя кафедры теории музыки Саратовской консерватории им. Л.В. Собинова Карташовой Т.В. дал возможность познакомить участников конференции, педагогов и студентов вуза с классическими традициями Хиндустани (Серной Индии), великолепными записями индийских раг и их исполнителями (рага «Gujari Todi» - исполнитель Парвин Султана; рага «Vaishаvjanato» - исполнители Бисмиллах Хан, инструмент шехнаи, Амджад Али Хан, инструмент сарад; рага «Puriya Dhanashree» - исполнитель Вишвамохан Бхат, инструмент маханвина; звучанием ударного инструмента табла (исполнитель – Кишен Махарадж).
В концерте «Музыка нововенских композиторов» - музыкальном продолжении тематики конференции – приняли участие дипломант всероссийского конкурса Елена Стрельцова (сопрано) и лауреат международного конкурса, доцент кафедры общего фортепиано Юрий Эльперин. Ведущий – Сергей Кичигин.
Артистично, эмоционально, безупречно с точки зрения стиля, ансамбля, выстроенности программы прозвучали вокальные миниатюры «великой тройки» экспрессионистов: А. Веберна (из ор. 12,25), А. Берга (песни на стихи немецких поэтов), А. Шенберга (Brettl-Liedеr). Так достойно завершился первый день конференции.
Рубрика «Взаимодействие искусств на современной этапе: в поисках нового образного мира» представлена в сборнике 28 статьями, половина из которых написана преподавателями Астраханской консерватории. В нее вошли статьи кандидата искусствоведение, профессора кафедры теории и истории музыки Свиридовой А.В. («Игорь Стравинский – Велимир Хлебников: с единой точки зрения»); кандидата искусствоведения, преподавателя кафедры теории и истории музыки Петрова В.О. («Инструментальный театр Виктора Екимовского»); кандидата социологических наук, заведующей кафедрой общегуманитарных дисциплин Борисовой Е.Б. («Социологическое рассмотрение функционирования музыки в современной молодежной культуре»), кандидата искусствоведения, доцента кафедры теории и истории музыки Некрасовой И.М. («Звук как отражение «незвукового феномена» в отечественной музыке 70-90-х гг. ХХ века»); старшего преподавателя и аспиранта кафедры теории и истории музыки Алеевой С.Г. («Опера-мистерия в современном отечественном искусстве»); кандидата философских наук, профессора кафедры общегуманитарных дисциплин Гермашевой Ж.И. («Музыкально-философская рефлексия в художественной прозе»); преподавателя Астраханского музыкального колледжа им. М.П. Мусоргского Шепшелевой О.В. («Гармония искусств: о театральности в хоровой музыке отечественных композиторов последней трети ХХ века»).
На заседании секции прозвучали  содержательные доклады с иллюстрациями аспирантки Российской академии музыки им. Гнесиных Кожановой Е.А. («Оперное творчество Пуленка: между сюрреализмом и экзистенциализмом»); доцента кафедры истории и теории музыки Волгоградского института искусств им. П.А. Серебрякова Шмаковой О.В. («Музыкально-художественное воплощение образа Урсулы-блудницы в концепции симфонии «Художник Матис» Хиндемита»); трех представителей «сильного пола» Астраханской консерватории – старшего преподавателя кафедры теории и истории музыки Гузенко К.В. («Домашний театр кукол и музыка: некоторые педагогические принципы воспитания»); доктора искусствоведения, профессора кафедры теории и истории музыки Сладкова П.П. («Звуковысотное интонирование и его содержание»); кандидата искусствоведения, профессора кафедры народных инструментов Белика П.А. («Оркестр русских народных инструментов в истории отечественной симфонии»).
Первый из двух мастер-классов, проводимых во второй день конференций, был посвящен компьютерным программам обучения теории музыки. Выступающий Полозов С.П., в первую очередь, дал определения словам «информатика», «информация», ничего общего не имеющих с компьютером (перевод с англ., латин. – электронно-вычислительная машина) и появившихся задолго до его изобретения. Он продемонстрировал англоязычные программы («Missis G», «Music Ace») и отечественную («Музыкальный класс»). Задача англоязычных программ – привлечь к обучению наибольшее число детей, поэтому все виды обучения до пятого класса представлены в игровой форме. Отечественная программа носит фундаментальный характер, хотя по языку более «сухая», «теоретизированная».
Мастер–класс Мациевского И.В. - композитора был иллюстрацией его научного доклада «К источникам ролевой спецификации современной партитуры», где он выступал в статусе музыковеда. Прозвучали авторские разножанровые композиции, среди которых: «Симфония-концерт для скрипки и оркестра (солистка – лауреат международного конкурса Яна Симакова и национальный оркестр Алма-Аты), поэма «Горное солнце» (арфистка Елизавета Александровна), Вокальный цикл на стихи поэта Тадеуша Ружевича (солистка-лауреат международных конкурсов Ольга Гусева), фильм-балет «Фараон» (режиссер Сергей Овчаров).
Поскольку некоторые доклады вызвали дискуссию, многочисленные вопросы, то за «круглым столом» состоялся обмен мнениями, впечатлениями, обсуждение докладов и «проблемных» идей. Прозвучала масса лестных эпитетов в адрес устроителей конференции, оргкомитета, участников и исполнителей (вокалистов, концертмейстеров, хоровых коллективов).
Первой слово взяла Шмакова О.В. (Волгоград). Она поблагодарила оргкомитет, председателей секций, педагогов за теплый прием и заботу, проявленную к каждому гостю.
Полозов С.П. (Саратов) добавил, что некоторые выступления вызвали активную реакцию, серию «провокационных» вопросов. И это естественно: у каждого своя точка зрения, свое видение проблемы. В дискуссиях шлифуется научная мысль. Ценно, что после всех докладов отводилось дополнительное время на их обсуждение.
Мациевский И.В. (Санкт-Петербург) отметил удачную формулировку темы конференции, внес предложение ее расширить: «Музыка ХХ века в ряду искусств – искусство в музыке» и сделать ее постоянной. Пусть она станет брендом Астраханской консерватории. Игорь Владимирович отметил, что все доклады были достойными, а атмосфера, «тональность», царившая на и вне конференции, поражала дружелюбием, заинтересованностью.
Среди личных пожеланий Мациевского И.В. можно выделить предложение использовать возможность софинансирования и проведения подобных «научных форумов» в Центре Курмангазы с «всенощными бдениями» и кулуарными дискуссиями, обменом мнениями. Было высказано предложение по поводу новых возможностей привлечения участников конференции, например, публикация своего сборника в ВАКовском журнале.
Организационные пожелания сводились к увеличению срока конференции с двух до трех и более дней, к возможности раздачи сборника статей до ее начала, хотя в этом случае неизбежен отрицательный момент – все листают сборник, а не слушают докладчика. Можно использовать:
?         «провокаторов идей» (участники, но не докладчики), цель которых – активизация дискуссии;
?         стенограммы докладов;
?         вывешенный регламент (который не двигается) и повременный список выступающих (не всем присутствующим хочется слушать все доклады).

Конференция – это общение! Плохо, когда докладчик выступил и ушел (уехал). Это единственное замечание Мациевского И.В., к сожалению, справедливо и имеет место быть.
Большой концерт «Поем тебе, любимый город» в Большом зале консерватории представил порознь а затем объединил хоровые коллективы детской музыкальной школы №4, детской школы искусств №20, «Лика», филармонии, музыкального колледжа, студентов консерватории. В их исполнении прозвучали сочинения астраханских  композиторов (С. Комякова, Ю. Гонцова, А. Рындина, А. Бочкарева), песни, гимны, оды, посвященные городу или написанные на стихи астраханских поэтов.
В концерте приняли участие поэты Ю. Щербаков, Б. Свердлов, Дмитрий Казарин, Павел Радочинский, поэтесса Вера Котельникова; солисты – лауреаты Международных и Российских конкурсов, студенты консерватории Елена Каюкова и Михаил Великанов; концертмейстеры – Анжела Гасратова, Татьяна Поспелова, Наталья Бойко, Илья Михайлов, Людмила Курцберг, Юрий Эльперин; руководители хоров – заслеженный деятель искусств РФ, профессор Любовь Власенко, заслуженный работник культуры РФ Нинель Никитина, и.о. доцента кафедры хорового дирижирования Леонид Егоров, Татьяна Козлова, Карина Мартиросянц, Сурен Арутюнян.
Кульминацией–апофеозом стало исполнение сводным хором, вобравшим все хоровые коллективы, принимавшие участие в концерте, песни А. Рындина и А. Сомова «Астрахань – любимый город», достойно завершившей программу юбилейного концерта и международную научную конференцию «Музыка ХХ века в ряду искусств: параллели и взаимодействия». Закончить хочу афоризмом одного из индийских мыслителей: «Достичь ИСТИНЫ можно через музыку, через любовь…».

   

 

ххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххх

МНОГОТОЧИЕ…

 

В историю консерватории вошли имена великолепных ведущих – Ангелины Бабаян, Надежды Дорофеевой, Натальи Калиниченко, Константина Гузенко, вступительные «Слова» которых всегда отличались глубокой содержательностью, оригинальной композицией текста, которые владели безупречной дикцией, умели точно передавать голосом эмоции, вызывая сопереживания слушателей. И еще, они обладали артистизмом. Как жаль, что это в прошлом…
Теперь за редким исключением аудитория (состоящая из педагогов и бывших выпускников вуза, любителей музыки и студентов) вынуждена слушать малосодержательный текст со «съеденными» окончаниями слов, произнесенный тусклым тембром женского голоса, напрягать слух, чтобы понять о чем идет речь…
Художественный образ всегда «рисуется» тембровым оттенком голоса ведущего; воздействие интонации общеизвестно: один и тот же текст, по-разному интонационно окрашенный, захватывает, оставляет равнодушным, вызывает раздражение…
В разные годы прилагались усилия в небезуспешных поисках постоянных ведущих по линии НТСО (Марина Капралова), циклов лекций для детей (Юлия Скрипченкова), но они зарекомендовали себя скорее «камерными» ведущими – для небольших помещений и скромного круга слушателей. Пробовали свои силы Карина Брантова, Яна Барыкова, София Агеева-Грамович, Елена Копылова, Татьяна Матвеева…
Ситуация, когда после концертов приходилось (приходится) краснеть, выслушивая массу нареканий возмущенных коллег, высказывающих самые нелестные характеристики ведущим, слишком затянулась. Думается, именно поэтому наиболее ответственные концерты с участием  студенческих коллективов – хора и симфонического оркестра консерватории – давно и успешно ведет заслуженный деятель искусств России, профессор Любовь Власенко. Речь идет не о регалиях, не о колоритной внешности, врожденной эмоциональности, речь о безответственности, откровенной лени, вычурности – основных недостатках студентов-музыковедов, позволяющих себе выходить на сцену с недоученными словесными комментариями. На качество вступительных «слов» влияют внезапные замены ведущих, хотя никакие жизненные обстоятельства не могут быть приняты во внимание, если речь идет о запланированном публичном выступлении. Еще хуже, когда студент «заболевает» в день концерта, превосходно чувствуя себя до и после этого дня. Невыносимо слушать фонетически искаженные фамилии композиторов (Гайдын, Мендельсон…).
Взыскательная астраханская публика приходит в концертные залы консерватории, филармонии не только лишний раз услышать мастерское исполнение выпускников, педагогов и студентов вуза, но и окунуться в атмосферу праздника, получить эстетическое наслаждение от увиденного: прекрасного фойе, великолепного зала, сцены с «перспективой» органа, внешнего облика выступающих.
Первым на сцене появляется ведущий, от его слов, внешнего облика, манеры держаться, дикции зависит то впечатление, которое останется от концерта – восторженно-восхищенное или… Только два примера.
Первый. В декабре  прошлого года в составе аттестационной комиссии мне пришлось проверять деятельность теоретического отделении ДМШ № 4. Отчетный концерт вела педагог школы, студентка V курса Марина Щербакова, вела артистично, а главное, безупречно с точки зрения разъяснительных слов, образных ассоциаций, выражения чувств композиторов в исполняемых детьми произведениях.
Второй. У ведущей филармонического концерта с участием Андрея Антонова (оба выпускники консерватории) вступительное «слово», манера держаться и даже носить платье сведены к своего рода «работе по модели». Из зала это «сходство» выглядит не просто как подражание, а карикатура на заслуженную артистку России…
Чтобы воспринимать музыку как категорию «прекрасное», особенно сложную современную музыку, необходимо сузить расширяющийся с каждым десятилетием разрыв между широкой публикой и творцами высокого искусства. Поэтому так важны: смыслонесущий художественный текст, поясняющий исполняемые музыкальные произведения, форма, подачи материала, психологический контакт с аудиторией, речевое мастерство ведущего, умение «слышать себя со стороны». Ведущий должен (просто обязан!) быть ярким и убедительным оратором, иметь значительный культурный кругозор, владеть механизмами психологии музыкального восприятия. И даже обладая всеми этими качествами, лектор, речь которого бесстрастна, а в облике отпечатаны кротость, смирение, комментируя содержание   с в е т с к о й   музыки, выглядит малоубедительным. Музыка – живое, образное искусство и без эмоций тут не обойтись: одно дело – язык повседневного бытового общения, научной коммуникации, делового взаимодействия людей и совсем другое – поэтический, эмоционально-выразительный язык словесно-музыкального искусства. Да, душевное волнение нельзя услышать, но его можно почувствовать и сопережить…
Не умаляя колоссальных заслуг кафедры теории и истории музыки в научном и педагогическом направлениях, открытым остается вопрос о качестве просветительской деятельности студентов-музыковедов в системе высшего музыкального образования, несмотря на то, что студенты-музыковеды неоднократно привозили дипломы с Всероссийских фестивалей-конкурсов музыкально-просветительских программ (Москва, РАМ им.Гнесиных). Готовила программы Р.Ю.Буракова, выступая в трех ипостасях – режиссера, автора сценария, руководителя программы… Робкой попыткой решения данного вопроса стал конкурс лекторов-музыковедов, который прошел 26 мая. Сожаления достоин тот факт, что на три призовых места было три участника конкурса: Ксения Шаралапова, Нюдля Харцхаева, София Агеева-Грамович. Чтобы уметь самому ориентироваться в море информации, определять собственное отношение к тому или иному событию, течениям, произведениям, необходимо иметь высокие профессиональные качества, уметь самостоятельно и творчески перерабатывать полученные знания. Вполне естественно, оценить объективно достоинства и недостатки выступавших было невозможно, поскольку «интеллектуальный фонд» студентов-конкурсантов слишком разный – первый-второй четвертый курсы. Итак, были представлены три доклада: «Эстетические принципы творчества И.С.Баха» (К.Шаралапова), «Мир музыки Ф.Шопена» (Н.Харцхаева), «Мир русской духовной музыки последней трети ХХ века» (С.Агеева-Грамович).
Наиболее ярко в буквальном смысле слова было выступление Н.Харцхаевой, использовавшей не только музыку, слово, но и видеослайды. Как бы ни казалось парадоксальным сопровождать музыку польского композитора Ф.Шопена картинами русского художника К.Коровина, знакомая до каждой ноты музыка композитора если не выиграла, то уж точно не проиграла, так как оставила одухотворяющий след от общения с другим видом искусства. На сто процентов справедливо замечание Поповской О.И., что Шопен достоин того, чтобы быть не фоновой музыкой, но … преобладающий серый цвет текста доклада о творческом облике композитора обогатился «буйством красок» живописных пейзажей, натюрмортов (чего стоят «Красные маки»?), портретов Константина Коровина и Эжена Делакруа.
Вопрос в другом. Ни один лектор – участник конкурса не мог точно определить «свою аудиторию», а это свидетельствовало об отсутствии учета у воображаемых слушателей уровня осведомленности о музыке, наличия интереса, способности воспринимать, а возможно, и умения на слух определять характер музыки…
Меньше всего претензий к Ксении Шаралаповой: в качестве доводов в ее защиту можно привести отсутствие опыта написания докладов, публичных выступлений, волнение…

 

Уверенно чувствовала себя София Агеева-Грамович, за плечами которой опыт исследовательской (написание диплома) и просветительской деятельности – выступления в качестве ведущей.Отрадно, что конкурс лекторов-музыковедов планируется проводить ежегодно, а пока… Первое место заняла Нюдля Харцхаева, второе – София Агеева-Грамович, третье – Ксения Шаралапова. Все участники получили подарки.
Очень хочется закончить на оптимистической ноте: до следующего конкурса важно повысить мотивацию студентов в необходимости серьезных занятий по лекторской практике.

ххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххх

МУЗЫКА НОВОВЕНСКИХ КОМПОЗИТОРОВ

 

Концерт с таким называнием (Большой зал консерватории, 15 октября) стал музыкальным презентом участникам международной конференции «Музыка ХХ века в ряду искусств: параллели и взаимодействия». В нем приняли участие дипломант всероссийского конкурса Елена Стрельцова (сопрано) и лауреат международного конкурса, доцент кафедры общего фортепиано Юрий Эльперин.
Безупречно выстроенная программа состояла из редчайшего исполнительского репертуара – вокальных миниатюр «великой тройки» экспрессионистов: Антона Веберна (ор. 12,25), Альбана Берга (песни на стихи немецких поэтов), Арнольда Шёнберга (Brettl - Lieder).
Особенности стилистики А. Веберна – напряженная интонационность, тембральные характеристики звука, его «цвет» были тонко переданы солисткой. Убедила фиксация эмоций, темброфоника смыслового подтекста отдельных поэтических слов, их «психологическая» детализация. Неслучайно текст (с латинского textum) означает «связь», «соединение», что ровно адекватности приближения к собственным ощущениям певца через его арсенал возможностей «воссоздать».
Чистота интонирования напряженно-диссонирующих интервалов, корректная жестикуляция, безупречная манера пения, динамика слоговедения, состояние творческого вдохновения заставляли слушать, восхищаться, размышлять…
Отмечу изысканную нюансировку исполняемых вокальных миниатюр: «тишайшее» pianissimo, полнокровное forte, интенсивность crescendo и постепенное diminuendo с замиранием звука до полного угасания. Разнообразные способы исполнения, включая фальцет, «политембровость» голоса, пластика жеста способствовали тому, что некоторые вокальные миниатюры звучали как жанровые разновидности камерного музыкального театра – диалоги, сценки с действующими лицами, яркой образностью персонажей.
Скромные размеры стихов с музыкой А. Веберна повлияли на «конспективный» характер вокальных миниатюр: ощущение «разорванности» текста, интонационная краткость мелодических фраз, ритмическая раскрепощенность компенсировались роскошью вокала, изысканная хроматика – усилением экспрессии, переусложненность музыкальной лексики – динамикой развертывания звуковой материи.
Более «теплые» по колориту, интонационной «ауре» песни А. Берга на стихи немецких поэтов потребовали иного характера звукоизвлечения  (нежно-трепетное vibrato, филирование звука, волновое пение), темброфоники, настроения, а ранние вокальные миниатюры А. Шенберга были многими слушателями «открыты» заново. Но объединяло их одно – образно-содержательная передача целой гаммы различных эмоций.
Разнообразная по способам структурирования звукотекста партия фортепиано выполняла множество функций: тематическую, аккомпанирующую, изобразительно-иллюстративную, комментирующую, но ничего общего не имела с соотношением «мелодия – сопровождение». Юрий Эльперин идеально прочувствовал и передал «звуковой символизм» А. Веберна (утонченность звуковых комплексов, изощренность ритмических комбинаций, фонические краски непредсказуемых диссонансов, раскрывающих «знаковое» наполнение слов текста) не только с точки зрения рационального, но и на уровне гениальной интуиции.
Текстовая многозначность стихов позволила исполнительскому дуэту вынести «на поверхность» глубинные образно-смысловые пласты, передать характер проявления чувств, переживаний (экспрессию) песен А. Берга благодаря чуткому совместному вслушиванию в музыкальную ткань.
Именно эмоция и звуковая краска стали главным звеном в процессе реализации художественного смысла вокальных миниатюр А. Шерберга.
Особо отмечу убедительность интерпретации, причина которой – взаимодействие певца и концертмейстера, воссоздавших исполнительские «quasi-каноны», микроканоны, имитации, контрастную полифонию, то есть постоянно находившихся в состоянии диалога (беседы, «вопроса-ответа», «дуэта-согласия», тезиса-комментария, текста-подтекста и т.д.). А это требует от исполнителей высочайшего профессионализма. Заинтересованная форма интеллектуального внимания к разноплановым поэтическим первоисточникам позволила исполнителям эмоционально верно пережить и технически точно исполнить каждый номер программы; сама же она была воспринята слушателями как единый цикл.
И последнее. Великолепный, талантливый вокально-инструментальный ансамбль имеет свой неповторимый артистический стиль. БРАВО!

хххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххх

ПАМЯТИ ЧЕЛОВЕКА С БОЛЬШОЙ БУКВЫ

 

16 апреля в Малом зале консерватории состоялась внутривузовская конференция: «М.А.Этингер: ученый и педагог». В конференции приняли участие студенты, аспиранты, педагоги кафедры теории и истории музыки. Ведущими пленарного заседания и двух секций были: Савина Л.В. – кандидат искусствоведения, профессор, заведующая кафедрой теории и истории музыки, проректор по научной работе, заслуженный работник высшей школы РФ, член Союза композиторов РФ; Борисова Е.Б. – и.о.зав.кафедрой общегуманитарных дисциплин, кандидат социологических наук; Гермашева Ж.И. – кандидат философских наук, профессор кафедры общегуманитарных дисциплин, заслуженный работник высшей школы РФ.
На пленарном заседании слово об Учителе взяла Савина Л.В., которая в своем выступлении отметила, что это вторая конференция, посвященная М.А.Этингеру – основателю консерватории, 29 лет возглавлявшему кафедру теории (и истории) музыки. Она подчеркнула, что месяц апрель в жизни М.А.Этингера играл особую, сакральную роль: 13 апреля он родился, в апреле начал работать в Астраханском музыкальном училище, где проработал заведующим теоретическим отделением 21 год, 23 апреля рождена спутница его жизни, мать единственного сына Ф.М.Цукрова, в апреле получил звание профессора, 24 апреля его не стало (М.А.Этингер скончался в Геттингене в 2003 году на 82 году жизни).
Людмила Владимировна рассказала об активной научной, педагогической, пропагандистской деятельности М.А.Этингера (4 монографии, около сорока брошюр, статей в научных сборниках, журналах, на страницах областных газет; 67 учеников, выполнивших дипломные работы под его руководством; серия передач на телевидении, радио).
Как педагог он запомнился тем, что воспитывал своих учеников в строгости, соблюдении нравственности: был в курсе всех событий (от пропущенных уроков, оценок по общеобразовательным предметам до личной жизни учащихся). Учиться у Марка Ароновича было тяжело (музыковедов называли «великомучениками»), но почетно. Будучи сам пунктуальным и требовательным к себе, он и учеников приучал к пунктуальности (вошедшему в класс после него мог сказать: «Вы опоздали на две минуты 37 секунд»), на занятиях воспитывал здоровый дух соревнования. При кажущейся исключительной строгости его замечания имели характер наставнический, высказывались предельно тактично.
Индивидуальные занятия были очень насыщенными, динамичными по темпу, отсюда результат – все семь выпускников 1966 года поступили в вузы различных городов: Москва (педагогический институт им. Гнесиных, институт культуры), Саратов, Нижний Новгород (Горький).

 

Ученики М.А.Этингера работают в вузах, училищах-колледжах, школах, среди них хормейстеры, заслуженные деятели искусств РФ, кандидаты искусствоведения, доценты, профессора, но, где бы они не проявляли себя как высокопрофессиональные специалисты, их дороги освещены именем Учителя.
Хрущева М.Г. не только сохранила реликвию – рабочую запись беседы с М.А.Этингером, но и любезно продемонстрировала ее: «Январь 1985 года: интервью с М.А.Этингером».
Кроме того, были озвучены фрагменты авторских записей старшего преподавателя кафедры теории и истории музыки Гузенко К.В. «Диалог с М.А.Этингером. Астрахань музыкальная: региональный компонент радиожурналистики».
Круг научных интересов М.А.Этингера огромен: доклассическая, классическая, романтическая, современная гармония. Студентами его класса написаны дипломные работы по теории гармонии Персела, Букстехуде, Ф.Э.Баха, Куперена, Генделя, Глюка, Гайдна, Бетховена, Шумана, Шопена, Грига, Листа, Вагнера, Метнера, Франка, Бриттена, Даргомыжского, Мусоргского, Бородина, Римского-Корсакова, П.Чайковского, Рахманинова, Ревуцкого, Мясковского, Шапорина, Шостаковича, Ю.Буцко и другх композиторов. Поэтому на конференции (пленарном заседании и двух секциях) прозвучали доклады аспирантов по темам, близким теоретическим исследованиям М.А.Этингера и его методике обучения: Бозина О.А. «Семантика тональности в творчестве Н.А.Римского-Корсакова (к вопросу об особенностях музыкального мышления)», Рахимова Д.А. «О некоторых особенностях «музыки русского Востока» в ранних произведениях С.В.Рахманинова», Тарасов С.В. «Камерно-вокальное творчество Гайдна», Савина И.В. «К проблеме музыкального содержания в авторских транскрипциях Ф.Листа», Ишмеева В.А. «Четвертитоновая музыка как отражение категорий «мыслимое» и «звучащее» в творчестве русских кубофутуристов Н.Кульбина и М.Матюшина», Ивакина С. «Развитие творческих способностей через традиционные формы обучения», Пронина О. «Образ мира в мелодии тела (формы и методы коррекции в миропонимании музыканта)». Научный руководитель двух последних работ – кандидат психологических наук, доцент О.А.Блинова.
Порадовала активность студентов, тематика докладов которых касалась философских проблем и социологических исследований:
Карпенко С. «Память-культура: Музыка как явление Духа (о творчестве Г.В.Свиридова)»;
Пахолкина Т. «Философский смысл блоковского цикла Д.Шостаковича»;
Рогозинская М. «Думка» Чайковского - философско-поэтический анализ»;
Копылова Е. «Поэзия Ницше в творчестве Г.Малера»;
Горбунова Ю. «О социологии музыки Теодора Адорно»;
Агеева-Грамович С. «Иоанн Дамаскин о природе художественного творчества»;
Голубинская К. «Истоки мистицизма»;
Михальцова Н. «Выборы президента России 2008 года глазами студентов (по материалам социологического опроса студентов консерватории);
Матвеева Т., Щербакова М., «Профессионализм и художественный кругозор студентов АГК».
Научный руководитель первых четырех студенческих докладов – кандидат философских наук, профессор кафедры общегуманитарных дисциплин, заслуженный работник высшей школы РФ Ж.И.Гермашева, последних четырех – кандидат социологических наук, доцент кафедры общегуманитарных дисциплин Е.Б.Борисова, научным руководителем самой молодой участницы – студентки 1 курса Ю.Горбуновой стал кандидат искусствоведения, преподаватель кафедры теории и истории музыки В.О.Петров.
Многие аспиранты и педагоги начинали свое выступление с благодарственных слов в адрес Учителя – М.А.Этингера, который читал лекции по теории и истории гармонии во время их обучения в консерватории (Ишмеева В.А.), помогал советами и рекомендациями в научной и педагогической деятельности (Саввина Л.В., Хрущева М.Г., Гузенко К.В.), который собрал всех помнящих и любящих его на этой конференции и душа которого радуется на небесах высокому научному потенциалу кафедры и вуза.

А.Свиридова
кандидат искусствоведения,
и.о. профессора кафедры теории и
истории музыки, заслуженный работник
высшей школы РФ.