Журнал "Камертон"
 

МУЗЫКАЛЬНОЕ ПРИНОШЕНИЕ ГОЛОСОВ

ПРАВОСЛАВНОЙ АСТРАХАНИ

Торжества, посвященные 15-летию служения в Архиерейском сане на Астраханско-Енотаевской кафедре Высокопреосвященнейшего Ионы, архиепископа Астраханского и Енотаевского, завершились праздничным концертом. Перед многочисленной публикой, собравшейся в большом зале консерватории, выступили ведущие астраханские церковные и светские хоровые коллективы и певцы-­солисты, подготовившие дивное музыкальное приношение нашему архипастырю.

Во время появления в зале священнослужителей во главе с Высокопреосвященнейшим Владыкой архиерейский хор Покровского кафедрального собора дружно грянул подобающие для этого случая песнопения, а публика стоя приветствовала клириков Астраханско­-Енотаевской епархии и высоких гостей – Высокопреосвященнейшего Марка, архиепископа Хабаровского и Приамурского; Преосвященнейшего Вениамина, епископа Люберецкого; профессора В.А. Алексеева, Президента Международного Фонда Единства Православных Народов. И только после архиерейского благословения всех присутствующих начался праздничный концерт, в котором музыкальные номера чередовались со словом ведущего, автора этих строк, о благотворном влиянии владыки Ионы на духовное возрождение нашего Богом спасаемого края.

По традиции, сложившейся за прошедшие 15 лет, концерт с участием церковных и светских певчих открылся выступлением Астраханского архиерейского хора Покровского кафедрального собора. Под управлением регента Марины Заводовой прозвучало «Достойно есть» Шведова. И можно было порадоваться, что архиерейский хор показал себя как отличный профессиональный коллектив. Недаром он является дипломантом Международного фестиваля православной музыки в Болгарии (примечательно, что именно при владыке Ионе наш архиерейский хор, впервые за всю свою 400-летнюю историю, удостоился выступать за рубежом, тем более на престижном Международном фестивале).

На смену взрослым певчим на сцену буквально выпорхнули совсем юные – хор мальчиков «Воскресение» школы-студии при Иоанно­Предтеченском мужском монастыре. По взмаху регента Алексея Юрченко мальчики с большим старанием пропели «Достойно есть» византийского роспева, на греческом языке. И как тут было не вспомнить, что владыка Иона много сил приложил к открытию в Астрахани и области воскресных школ, выполняя завет «создавать воскресные школы» Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II при вручении ему архиерейского жезла в Успенском кафедральном соборе Астраханского кремля 25 октября 1992 года (чин хиротонии во епископа совершался в Астраханско-Енотаевской епархии впервые за всю ее 400-летнюю историю).

Показательно, что при Иоанно-Предтеченском мужском монастыре серьезное внимание уделяется возрождению традиций монастырского Богослужебного пения. Именно с такой целью здесь был создан мужской хоровой ансамбль «Скимен». За короткое время этот коллектив, руководимый А.Юрченко, добился признания не только в Астрахани, но и на Всероссийских конкурсах «Поющая Россия»: в Краснодаре ( II место) и Москве ( I место). В репертуаре этого коллектива, наряду с обиходными песнопениями, представлена и авторская духовная музыка, в том числе астраханского композитора Рындина. А на концерте в честь владыки Ионы «Скимен» исполнил известное в церковной среде «Блажен муж» Толстякова, в переложении для мужских голосов Чеснокова.

Музыкальным подарком юбиляру стало также выступление талантливой творческой молодежи. Студенты консерватории, лауреаты Российских конкурсов сопрано Елена Каюкова и баритон Михаил Великанов (класс заслуженной артистки РФ, профессора Н.К. Тарасовой) подготовили для этого концерта замечательные народные песни. В сопровождении концертмейстера Людмилы Курцберг Елена исполнила украинскую народную песню «Стоит гора высокая», а Михаил – русскую народную песню «Что так скучно».

Особого внимания со стороны владыки удостоилось выступление женского хора Астраханского музыкального колледжа имени М.П. Мусоргского. Этот хор постоянно участвует в концертах духовной музыки и даже допускается к пению в православных храмах. Недаром его руководитель – заслуженный работник культуры РФ Нинель Никитина недавно была награждена орденом Русской Православной Церкви во имя святой Ольги. Поздравив владыку исполнением двух фрагментов из «Литургии Иоанна Златоуста» Чеснокова (эту «Литургию» обычно называют «детской») – «Благослови, душе моя, Господа» и «Достойно есть», – девочки из хора вместе со своим руководителем преподнесли юбиляру роскошный букет белых роз. Поблагодарив хор за выступление, архиепископ Иона сказал, что ОБ высоко оценивает деятельность Нинель Анатольевны Никитиной по воспитанию молодежи и надеется, что с открытием в епархии женского монастыря она включится в работу по созданию монастырского хора.

Центральным номером концерта стало выступление камерного мужского хора Астраханской государственной филармонии под управлением Леонида Егорова. В «Легенде о 12-ти разбойниках» солировал известный астраханский церковный и оперный певец Василий Снимщиков, который своим мощным голосом вызвал бурю аплодисментов. Кроме того, мужской хор исполнил «Стих перед шестопсалмием» грузинского напева.

В программу праздничного концерта органично вошло и «Ариозо воина» из кантаты «Москва» Чайковского, мастерски исполненное лауреатом Международных конкурсов, солисткой Астраханского музыкального театра, аспиранткой Астраханской консерватории Натальей Воробьевой (творческий руководитель заслуженная артистка РФ, народная артистка Татарстана, профессор Е.А. Михайлова) и концертмейстером – заслуженной артисткой РФ, профессором Анной Кургановой. Начальные слова этого произведения: «Мне ли, Господи, мне ль по силам ли трудный подвиг сей и достоин ли я такой любви?» невольно напомнили, что говорил 15 лет назад при хиротонии во епископа архимандрит Иона: «...Это неожиданное изволение высшей церковной власти повергает меня в священный трепет. Душа моя невольно приходит в смущение от столь высокого и ответственного служения... От юных дней моих я стремился посвятить себя на служение Святой Церкви и, приняв монашеский постриг в Троице-­Сергиевой Лавре, желал остаться там постоянно, помышляя окончить свой земной путь в обители Преподобного Сергия. Но Господь судил иначе. Мне пришлось испытать многоразличные треволнения моря житейского: быть преподавателем в Московской духовной академии и благочинным Покровского академического храма, а потом, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II , стать и благочинным города Москвы. Ныне волей Божией и Вашим избранием мне предстоит великий подвиг – служение епископа...»

И это действительно великий подвиг – возрождать и строить новые храмы, укреплять мир и согласие между многонациональным и много конфессиональным астраханским населением, постоянно заботиться обо всех, кто в этом нуждается: убогих, престарелых, заключенных, быть любящим отцом людям, которые обращаются за архиерейским благословением, и неустанно молиться о спасении всех нас. И при этом быть в гуще общественной жизни, встречаться с учащейся и рабочей молодежью, отвечая на весьма непростые вопросы, как во время конференции «Православие и молодежь». И осмысливать судьбу России, сердцем изучая ее историю, как в книге «С молитвой против смуты». А еще, превозмогая недуги, в нестерпимую жару часами служить в полном архиерейском облачении...

Не случайно муниципальный камерный хор «Лию> в качестве музыкального при ношения исполнил для владыки любимую в народе песню Пономаренко на стихи Есенина «Не жалею, не зову, не плачу», в переложении для хора без сопровождения Сергея Комякова, создателя и бессменного руководителя хора «Лик». Между прочим, несмотря на все свои регалии – заслуженный артист России, профессор, – Сергей Евгеньевич, являясь патриархом хорового искусства в Астрахани, в вопросах православной литургики считает своим Учителем Высокопреосвященнейшего Иону. Вспоминается, как в ноябре 1993 года хор студентов Астраханской консерватории под управлением Комякова участвовал в панихиде памяти Чайковского (в связи со 100-­летием со дня смерти великого русского композитора), которая проводилась в Покровском соборе при большом стечении клира во главе с епископом Ионой. Однако, прежде чем петь в храме, руководитель студенческого хора был приглашен архиереем для подробного разъяснения всех особенностей этой незабываемой службы. И тогда же можно было убедиться, насколько глубоко знает духовную музыку сам владыко, потому что он сразу же, абсолютно точно, напел «Верую» из «Литургии Иоанна Златоуста» Чайковского. А в ноябре 1996 года, когда в нашей консерватории проводилась Всероссийская конференция, посвященная 150-летию со дня рождения Архангельского, выдающегося хорового деятеля и известного церковного композитора, наряду с докладчиками-профессорами с содержательным докладом выступил кандидат богословия епископ Иона, показав осведомленность в вопросах теории музыки. Поэтому астраханские регенты и хормейстеры прислушиваются к авторитетному мнению нашего архипастыря о качестве хорового исполнения. И если владыко одобрительно отзывается о выступлении хора, это становится стимулом для дальнейшей творческой работы хорового коллектива.

Музыкальное приношение архипастырю завершилось благодарственным концертом Бортнянского «Тебе Бога хвалим» в ярком исполнении хора студентов Астраханской консерватории и муниципального камерного хора «Лик» под управлением Сергея Комякова. И, уже стоя, публика, вдохновленная подобающим возглашением дьякона Покровского собора отца Олега, подпевала хористам: «Многая лета». А наш владыко в заключение еще раз подчеркнул, что он считает Астрахань певческим городом: «Здесь любят и умеют петь. За эти 15 лет я всей душой полюбил этот древний город. А как хорошо поют в астраханских селах! Душа радуется, когда люди поют православные песнопения. И все, кто пели сегодня, премного порадовали своим искусством. Всем вам желаю многая благая лета!»

И вновь слились воедино голоса Православной Астрахани, многократно повторяя: «Многая лета!»

 

 

 

Л. Власенко

заслуженный деятель искусств России,

профессор