Камертон

 

Дорогие гости!
Глубокоуважаемое собрание!
 
         Два года назад, в ноябре 2006 года, состоялась Первая Международная конференция по музыкальной семиотике на средства  гранта Российского гуманитарного научного фонда. Она собрала ученых из разных городов России, стран ближнего и дальнего зарубежья, подтвердив мысль об актуальности заявленной темы.  Итогом конференции стал выпуск двухтомного сборника “Музыкальная семиотика: пути и перспективы развития” и разработанное участниками постановление конференции о создании Российского научного журнала ВАК “Проблемы музыкальной науки”. Сегодня мы являемся свидетелями практического претворения в жизнь данного постановления: на базе Уфимской академии искусств выходит научный журнал, главный редактором которого является доктор искусствоведения, профессор Л.Н. Шаймухаметова. Учредителями журнала стали музыкальные вузы,  представители которых   являлись участниками конференции. Это 12 вузов: Астраханская, Саратовская, Нижегородская, Казанская, Ростовская, Магнитогорская, Уральская, Новосибирская консерватории, а также Воронежская, Уфимская академии искусств, Тамбовский музыкально-педагогический институт и Северо-Кавказский институт искусств. В настоящее время вышло в свет три журнала и подготовлен четвертый выпуск.
         Вторая Международная конференция “Музыкальная семиотика: пути и перспективы развития” является  преемницей Первой конференции. Она снова проводится при финансовой поддержке Российского научного гуманитарного фонда и затрагивает проблемы, которые обсуждались на первой встрече. При формировании сборника редакционная коллегия сохранила все рубрики предыдущих сборников, что позволит продолжить дискуссию, затронутую на заседаниях конференции 2006 года.
         В публикации материалов сборника Второй международной конференции приняло участие 62 автора из 28 музыкальных вузов. Это ученые из университета Джона Хопкинса (США), Вероны  (Италия), Минска (Белоруссия), Киева (Украина), Алматы (Казахстан), а также музыковеды и музыканты-практики из музыкальных вузов России: Московской консерватории им. П.И. Чайковского (1), Российской академии музыки им.Гнесиных (3), Московской государственной классической академии им. Маймонида (1), Всероссийского научно-исследовательского института технической эстетики (1), Московского специализированного института искусств (1), Московского института бизнеса и политики (1), Московского НИИ профессиональных технологий финансово-гуманитарной академии (1), Санкт-Петербургской консерватории (1), Санкт-Петербургского Всероссийского института истории искусств (1), Санкт-Петербургского государственного педагогического университета им. Герцена (4), Санкт-Петербургского   университета  культуры и искусств (1), Тверского университета (1), Саратовской консерватории им. Собинова (10), Нижегородской консерватории им. Глинки (2), Петрозаводской консерватории им. Глазунова (3), Воронежского педагогического университета (1), Красноярской академии музыки и театра (2), Краснодарского университета культуры и искусств (1),  Адыгейского университета (2), Волгоградского муниципального института искусств им. Серебрякова (5), Волгоградского института искусств и культуры (1), Таганрогского технологического института Южного Федерального университета (1), Казанского гуманитарно-педагогического университета (1), Уфимской академии искусств (4), Астраханской консерватории (8). 
Наша конференция предполагает не только доклады, обсуждения, круглые столы, но и мастер-классы доктора искусствоведения, профессора, заведующего сектором инструментоведения Российского института истории искусств (Санкт-Петербург) Игоря Владимировича Мациевского и научного сотрудника, аспиранта Уфимской академии искусств им.З.Исмагилова Ксении Николаевны Репиной (научный руководитель — доктор искусствоведения, професор Л.Н. Шаймухаметова).
         В рамках конференции состоятся два концерта: один  концерт студенческого симфонического оркестра, в котором прозвучат произведения Бетховена, второй концерт камерной музыки композиторов Х1Х-ХХ столетий  музыке ХХ века.   
         По сложившейся традиции хочу представить наших гостей, присутствующих на конференции, это — доктор искусствоведения, профессор  Санкт-Петербургского Российского института истории искусств Игорь Владимирович Мациевский, доктор искусствоведения. профессор Санкт-петербургской консерватории им. Римского-Корсакова Людмила Александровна Скафтымова, доктор искусствоведения, доцент Санкт-Петербургского педагогическогоуниверситета им.Герцена Андрей Владимирович Денисов, кандидат искусствоведения, профессор, декан факультета повышения квалификации РАМ им.Гнесиных Ирина Самойловна Стогний, доктор искусствоведения, профессор Саратовской консерватории им. Л.В. Собинова Александр Сергеевич Ярешко, доктор физико-математических наук, профессор Технологического института Южного Федерального округа (Таганрог) Владимир Петрович Рыжов, доктор искусствоведения, профессор Тверского университета Марина Радославовна Черная, кандидат искусствоведения, кандидат искусствоведения, зхаведующая отделом международных связей Саратовской консерватории им. Л.В. Собинова Татьяна Викторовна Карташева,  старший преподаватель Республиканского института высшей школы Республики Беларусь (Минск) Наталья Владимировна Александрова, доцент Государственного специализированного института искусств (Москва) Владимир Иванович Лисовой, кандидат искусствоведения, заведующая кафедрой истории и теории музыки Волгоградского муниципального института искусств им. П.А. Серебрякова Виктория Павловна Давыдова, доцент Волгоградского муниципального института искусств им. П.А. Серебрякова Ольга Владимировна Шмакова, кандидат искусствоведения, доцент Волгоградского муниципального института искусств им. П.А. Серебрякова Светлана Борисовна Кожаева, кандидат искусствоведения, доцент Волгоградского муниципального института искусств им. П.А. Серебрякова Наталья Григорьевна Драч, аспирантка Нижегородской консерватории им. М.И. Глинки Галина Валерьевна Анохина (научный руководитель — кандидат искусствоведения, доцент Ю.С. Векслер), аспирантка Уфимской академии искусств им.З.Исмагилова Ксения Николаевна Репина (научный руководитель — доктор искусствоведения, профессор Л.Н. Шаймухаметова). 
           Хочу пожелать участникам конференции плодотворной работы, дружеской и деловой атмосферы, смелых идей и творческого вдохновения.      

Л.Саввина
проректор по научной работе
ххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххх

 

ОСЕННИЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ СОБЫТИЯ
В КРАСНОЯРСКЕ И АСТРАХАНИ, ИЛИ
«ПУТЕШЕСТВИЕ ОТ ЕНИСЕЯ К КАСПИЙСКОМУ МОРЮ»

В Красноярске 9-13 ноября прошел масштабный фестиваль современной музыки, посвященный 25-летию Красноярской региональной организации «Союз композиторов России». Значение этого события сложно переоценить – всем известно, насколько в наши дни важен диалог композиторов, художественные контакты, способствующие творческому самоопределению. За двадцать пять лет Союз композиторов объединил множество талантливых и ярких личностей, среди них – композиторы Ю.Юкечев, И.Юдин, В.Пономарев, О.Проститов, В.Бешевли, В.Примак, Ф.Веселков, музыковеды Н.Еловская, И.Белоносова. Сам фестиваль состоялся благодаря неисчерпаемой энергии председателя организации и художественного руководителя фестиваля, докт. иск. проф. Л.Гавриловой.
Музыкальная панорама фестиваля представила впечатляющее разнообразие жанров – оперная и симфоническая музыка, камерно-инструментальное и хоровое творчество. Многочисленных слушателей могли искренне поразить и жанрово-стилевая многоликость звучавших опусов (от творчески свободного претворения фольклора в «Крестьянских песнях» В.Сенегина до рецепции романтизма в вокальном цикле на стихи Д.Мережковского А.Михалева), и богатство фантазии авторов, смело обращающихся к космогоническим проблемам бытия масштаба Данте (рок-опера В.Бешевли «Сила любви»), к классике литературы ХХ века (опера В.Пономарева «Белая гвардия»), наконец - к ставшим особенно популярными в последнее время культовым православным жанрам.
В рамках фестиваля прошли открытия выставок живописи и фото, а также мастерклассы Ю.Юкечева, М.Броннера и Ф.Караева. С ними же состоялась и творческая встреча на следующий день после торжественного открытия фестиваля. Пламенная дискуссия гостей и участников затронула не только собственно творческие проблемы, но и такие животрепещущие вопросы, как «композитор и современные экономические проблемы», «композитор и исполнитель».
Отдельный сюжет фестиваля - научная конференция «Актуальные проблемы современного композиторского творчества» (среди участников - докт. иск. проф. А.Селицкий, докт. иск., проф. Л.Гаврилова, канд. иск., доц. Н.Найко, докт. иск., доц. А.Денисов). Несмотря на камерные масштабы конференции, прозвучавшие доклады раскрыли значительное число проблем, связанных с современной ситуацией в музыкальной культуре: (1) проблемы сюжета и жанра (в том числе – в музыкальном театре); (2) специфика композиторского мышления и стиля (среди «героев» - А.Корги, Д.Шостакович, Г.Свиридов, В.Кобекин); (3) общие вопросы теории и эстетики современной музыки (вопросы цитирования, полистилистики, музыкальной символики).


***
В Астрахани 13-14 ноября состоялась масштабная научная конференция «Музыкальная семиотика: пути и перспективы развития». Организатор и идейный вдохновитель конференции – проректор по научной работе Астраханской консерватории, канд. иск., проф. Л.Саввина.
Эта конференция – вторая по счету (первая прошла ровно два года назад, также собрав большое число участников). В этот раз были представлены разные научные школы, приехали ученые из Москвы, Санкт-Петербурга, Саратова, Волгограда, Твери (в том числе – канд. иск., проф. И.Стогний, докт. иск., проф. И.Мациевский, докт. иск., проф. Л.Скафтымова, докт. иск., проф. А.Ярешко, докт. иск., проф. М.Черная, докт. иск., доц. А.Денисов).
В рамках конференции состоялись также два концерта, аудиопоказ «Белорусской мессы» И.Мациевского с обсуждением сочинения, а также мастеркласс К.Репиной (Уфа) «Смысловые структуры текста и нетрадиционные формы ансамблевого музицирования», вызвавший бурную полемику.
Проблематика докладов в основном образовала три направления: (1) фундаментальные проблемы музыкальной семиотики, ее общетеоретические основания; (2) анализ конкретных произведений с семиотических позиций; (3) прикладные аспекты семиотики – ее применение в исполнительской практике, теории интерпретации, и т.д.
Также были представлены вопросы, связанные с историей и практическим значением семиотики (И.Стогний), ее соотношением с теорией информации (Л.Саввина), приложением понятия знака к инструментальной музыке (И.Мациевский) и фольклору (А.Ярешко), инструментальному театру Дж.Кейджа (В.Петров).
Необычайная обширность и разнородность всех этих вопросов, конечно, предопределила и открытый характер многих сообщений, и значительное число возникавших вопросов – после ряда докладов нередко следовала достаточно острая по содержанию дискуссия. Это неудивительно – музыкальная семиотика, имея относительно непродолжительную научную историю, до сих пор находится в стадии обретения парадигмы, исходных концептуальных оснований. Если пользоваться известной периодизацией развития науки, предложенной А. Реформатским , то можно сказать, что эта область находится в стадии формирования ряда частных законов и обобщений.
Впрочем, драгоценный для любой науки поиск истины в сфере музыкальной семиотики неизбежно связан с преодолением острых противоречий и конфликтов. Родившись на стыке различных областей научного знания, в период активного междисциплинарного синтеза в гуманитарной науке, семиотика музыки естественным образом до сих пор продолжает отстаивать свои исходные позиции. Отсюда и конфликтное разнообразие мнений участников конференции. Но многоголосный хор, который образуют позиции ученых, пока для музыкальной семиотики явно полезнее, чем внушительный, но пусто звучащий унисон.

А.Денисов
независимый обозреватель
и непосредственный участник