Камертон

Портрет в консерваторском интерьере
К 35-летию композиторской деятельности Ю.П. Гонцова

 

 

Чаще всего Юрия Петровича Гонцова можно встретить в стенах Астраханской государственной консерватории. Профессор кафедры народных инструментов он преподает в этом ВУЗе специальный класс баяна. Параллельно на ежегодных авторских вечерах многие меломаны и профессионалы-музыканты нашего города смогли не раз познакомиться с сочинениями Гонцова-композитора.
Его жизнь связана с Астраханью уже больше тридцати лет: после окончания Государственного Музыкально-педагогического института им. Гнесиных и педагогического опыта, связанного с работой в Киргизском государственном институте искусств, музыкант переезжает на Волгу и начинает обучение композиции в Казанской консерватории.
Первый композиторский опыт – песня на стихи Н.Брауна, обозначенная как opus №1, – зародился еще в третьем классе детской музыкальной школы. По-настоящему же серьезно сочинением музыки Гонцов стал заниматься с 1973 года: фортепианное «Moto perpetuo» в б?льшей мере достойно считаться своеобразной «точкой отсчета» его композиторской деятельности. Дипломная работа – Первый фортепианный концерт и Дуэт для балалайки-примы и домры-альта – стала следующей вехой на этом пути, по которому музыкант продолжает идти. Сегодня Юрий Гонцов – постоянный участник Международного музыкального фестиваля «Дни современной музыки в Астрахани», его произведения исполняются не только в России, но и в Голландии и США. С 1983 года Ю.Гонцов – член Союза композиторов, а с открытием в Астраханской консерватории факультета композиции он имеет возможность уже не факультативно, а официально заниматься с молодыми музыкантами сочинением.
«Запах ХХ века – звук.
Каждый миг старается,        
если не вскрикнуть –
скрипнуть.
Остается одно из двух –
привыкнуть или погибнуть»,  – эти строки Б.Слуцкого во многом символичны в отношении не только к современной поэзии, но и к музыкальному искусству. Композитор нового времени, Гонцов тоже стремится воссоздать свою эпоху языком диссонансов, новых звукоизвлечений, алеаторической формой, которые «прорываются» во многих сочинениях. Ему претит и заигрывание со слушательской аудиторией. По мнению этого музыканта, настоящие шедевры не всегда должны быть красивы. «Достоевский и Толстой – великие и всемирно признанные писатели, произведения которых непросто не только постичь, но даже прочесть. Именно к такому высоко духовному искусству ст?ит стремиться!» – считает  он. Видимо поэтому в одном из своих опусов композитор особо выделяет культовую фигуру современного мессии Тарковского, памяти которого посвящена Симфония для органа, флейты, медных духовых и ударных инструментов «Страсти по Андрею».
Поэтические ассоциации стали импульсом к созданию целого ряда вокально-инструментальных циклов («Ночные мысли» на стихи Ю.Вельхавена, «Поющий лук» на стихи африканских поэтов, «Мне нужен свет любви твоей» на стихи К.Фофанова, «Глубины лунной полуночи» на стихи В.Калтыни), а также нашли отражение в Симфонии для камерного оркестра «Лики осени».
Элитарно-рафинированный стиль характерен для его Трио для флейты, альта и клавесина, Сюиты «В старинном стиле» для скрипки и фортепиано, Струнного квартета, Октета для трех флейт, двух кларнетов, валторны, фагота и фортепиано. Мир музыки Гонцова, почти всегда непростой, обладает особым магнетизмом: принимают его или нет, он определенно волнует.
«Микрокосмос» его сочинений очень велик, поскольку как художник Гонцов воплощает актуальные темы величия русского народа, его исторической судьбы и насущности духовного возрождения нации. Таковы по звучанию «Русский триптих» для органа, хоровой цикл «Русские песни» на стихи А.Кольцова. Тема большой и малой Родины своеобразно аккумулирована в таких разных сочинениях, как Сюита русских народных песен Астраханской области для голоса и оркестра народных инструментов «Астраханские страницы» и «Джангар-вариации» для оркестра калмыцких народных инструментов. Экзотическими восточными образами наполнены «Сказания Бумбулвы» (триптих для ансамбля калмыцких домбр и дженгинура) и «Отгулы звуков Бумбы» (концерт для калмыцкой домбры с оркестром калмыцких народных инструментов).
Заслуженный работник культуры Республики Калмыкия Ю.П. Гонцов связан прочными дружественными и  профессиональными контактами с музыкально-художественными центрами Элисты. По заказу Министерства культуры Калмыкии им написаны «Калмыцкий диптих» (для оркестра русских народных инструментов), третий год продолжается работа для Элистинского театра танца над балетом о Чингисхане «Темучин», в репертуаре студенческого оркестра Элистинского музыкального училища концерт для калмыцкой домбры с оркестром.
Произведения для баяна и оркестра русских народных инструментов органичны для Гонцова-композитора. Четыре сонаты для баяна, «Вариации-ostinato» для двух баянов «Пламенеющий огонь»,  «24 прелюдии и фуги» для баяна, «Русское рондо» для трио домр, «Графические вариации» для балалайки соло, «Путеводитель по русскому народному оркестру»  могли бы стать поводом для отдельных рассуждений о значительном переосмыслении традиционной литературы для этого жанрового пространства.
Заслуженный деятель искусств РФ Ю.Гонцов не остается равнодушным к репертуару, адресованному юным музыкантам. Его детская музыка включает в себя работы для театра (музыкальная сказка по пьесе Н.Гернет «Гусенок», музыка к кукольному спектаклю Е.Чеповецкого «Улыбка клоуна», опера-балет «Теремок»), камерно-инструментальные сочинения («Маленькая полифоническая музыка для баяна», Четыре фортепианные истории для детей «Майины песни», фортепианное концертино «Небольшое испытание для Светы с оркестром»), вокальные и хоровые произведения.
Как известно, цепочка, объединяющая композитора и слушателя, не может состояться без центральной составляющей в лице музыкантов-исполнителей. Такие верные друзья у Гонцова есть. Это подтвердил недавний майский авторский концерт в Большом зале Астраханской консерватории, участниками которого стали студенты отделения народных инструментов С.Шипицын, Г.Хасанова, Ю.Опрятнова, Г.Губашева, ученица 5 класса ДШИ №20 С.Пичугина и студенческий струнный оркестр под управлением доцента АГК Л.Егорова, камерный ансамбль – С.Евдокимов (тенор) и М.Маленьких (фортепиано), фортепианный дуэт дипломантов Всероссийского конкурса, преподавателей ДШИ №20 Г.Борониной и Т.Поспеловой.
«Полифонические вариации на темы двух русских народных песен» для трио баянистов – сочинение уже не раз звучавшее с концертной сцены. Эстафету его успешного представления в 1979 году на II Всероссийском конкурсе исполнителей на народный инструментах и народной песни в Ленинграде достойно продолжили Г.Хасанова, Ю.Опрятнова и Г.Губашева. В этом произведении стилизованы многие традиции отечественных композиторов, включая типичные в подобной литературе «разведение» и сближение контрастных тем, возникновение характерных для русских народных песен мелодических и фактурных образований.
Премьерное исполнение вокального цикла «Тихая моя Родина» поразило тонким проникновением в поэтический мир Н.Рубцова. Его лирические стихи о природе и творчестве стали определяющими в музыкальной пентаграфии для голоса и фортепиано Ю.Гонцова. Выразительное интонирование С.Евдокимовым непростой по тесситуре вокальной партии органично сливалось с богатой разнообразными штрихами партией фортепиано концертмейстера М.Маленьких.
Центром концерта стала премьера программной четвертой сонаты для баяна «Луга над Вифсаидой». Наиболее сложный по музыкальному материалу и композиционному решению опус (цикл из 12 прелюдий, организованный в многотемные вариации), по замыслу автора, был призван передать динамичное эмоционально-духовное пространство, сопряженное со знаковым актом избрания Христом его двенадцати учеников-апостолов. Обращение к исключительным темброво-техническим возможностям баяна не было случайным. Обладающий мощной динамикой, этот инструмент с двумя клавиатурами, по словам Гонцова, наиболее точно способен отобразить сущность двойственной природы его героев, одновременно земных мирян и миссионеров-проповедников. Убедительную логику замысла, его выразительное воплощение средствами современного языка, действительно удалось донести С.Шипицыну, зарекомендовавшему себя вдумчивым и виртуозным интерпретатором.
С большим интересом слушатели отнеслись к фантазии для двух фортепиано на темы песен Великой Отечественной войны «Тетрадь детских рисунков о войне и победе», тем более что совсем недавно многие из цитированных композитором мелодий звучали в различных концертных программах. Посвященная юбилею Победы, фантазия была впервые исполнена в 2006 году учащимися ДШИ города Рязани. Участники астраханского фортепианного дуэта Г.Боронина и Т.Поспелова очень тонко и рельефно дифференцировали знаменитые фактурно и гармонически преобразованные песни о войне, с символическими связующими построениями, призванными изобразить графические росчерки художника и условные часы, мерно ведущие отсчет времени.
Завершавший программу детский фортепианный концерт имеет специальное посвящение Г.Борониной, которая играет почти все фортепианные произведения Ю.Гонцова и неизменно включает в репертуар  своих учеников сочинения астраханского маэстро. Светлана Пичугина, чье имя закреплено в тематической монограмме, воспитанница этого прекрасного педагога, сыграла первую часть концерта уже в 3 классе ДМШ. Полная версия «Небольшого испытания для Светы с оркестром» буквально захватила обилием ярких и сильных эмоций, заложенных в этой партитуре: энергетика марша, сдержанная лирика, тонкий юмор – вот только немногие из его образных граней, гармонично переплетенных в сольной партии, эмоционально воспроизведенной С.Пичугиной, и симфонических эпизодах, колоритно преподнесенных консерваторским струнным оркестром под управлением Л.Егорова.
Ведущим концерта, корреспондентом ГРК «Голос России», К. Гузенко была избрана идеально подходящая для подобного мероприятия форма, представлявшая собой диалог с автором, когда столь необходимые для слушателей комментарии значительно помогли воспринимать новую музыку. Авторский вечер Ю.Гонцова стал впечатляющим приношением зрелого художника предстоящему юбилею города – 450-летию Астрахани. В программе не случайно оказались сведены знаки многих стилей, жанров и музыкальных культур, близких творческой натуре композитора: впереди у мастера новые планы. Пожелаем ему неизменного вдохновения и благосклонности муз.

Севастьянова Светлана Степановна,
кандидат искусствоведения,
доцент Астраханской государственной консерватории

хххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххх

«ДИКОВИННЫЕ ЛЮДИ – МУЗЫКАНТЫ…»
(М.Цветаева)

 

 


Очередной авторский вечер заслуженного работника культуры Калмыкии, заслуженного деятеля искусств РФ, лауреата музыкальной премии им. Артура Каппа,  профессора Юрия Гонцова  (12 мая 2008) подтвердил эту стихотворную строку.
Экспериментатор, сделавший своим кредо борьбу с косностью в методике преподавания, учебно-педагогическом репертуаре, в содержании и формах работы в классе, в сознании студентов, педагогов, слушателей, в самом себе, Ю.Гонцов воспитывает аудиторию и студентов своего класса на новой музыке – музыке сегодняшнего дня. Именно ориентация на изжитие инерции во всем помогли Гонцову-педагогу выстоять, занять значимое место в культурной жизни города, а Гонцову-композитору – избежать стереотипов музыкально-выразительных средств (тематизма, ладообразования, ритма, фактуры и т.д.), добиться нового качества «звучащей материи».
Его сочинения всегда яркие по образности, оригинальные по сочетанию инструментов, способу структурирования звукотекста и конфигурации фактурных элементов, многообразны по исполнительской технике, приемам композиции. Неординарный «композиторский голос» Ю. Гонцова начал звучать давно: на авторских встречах, проводимых с 1976 года с периодичностью в два-три года, фестивалях современной камерной музыки «Астраханские вечера», «Днях современной музыки», начало которых определяется двадцатилетней давностью, а впечатления о последнем (2006) еще свежи в памяти астраханских слушателей.
Список сочинений композитора насчитывает более восьмидесяти опусов, среди которых два концерта для фортепиано с оркестром (1980, 1986), «Отгулы звуков Бумбы» - концерт для калмыцкой домры с оркестром калмыцких народных инструментов (1990), вокальные циклы «Поющий лук» на стихи африканских поэтов (1981), «Следы внутрь» на стихи поэтов Люксембурга» (1998), «Страсти по Андрею (Андрей Рублев)» - симфония для духовых, ударных и органа (1987), симфония-кантата на стихи Джона Грейсена Брауна для сопрано, меццо-сопрано, тенора, баса и камерного оркестра (1994) и другие.
На VIII Международном фестивале «Дни современной музыки в Астрахани» (2006) были представлены «Лики осени» - поэтические ассоциации для камерного оркестра (1991), Двойной концерт для двух скрипок, альта и виолончели (1982), Прелюдия и скерцо для баяна (1980), «Маленькая полифоническая музыка» (1988), «Вторая соната для фортепиано» (2002).
Программа майского авторского вечера включила премьеры трех сочинений: пентаграфии Николая Рубцова «Тихая моя Родина» для тенора и фортепиано, Четвертой сонаты для баяна (в 12 прелюдиях) «Луга над Вифсаидой» и концертино для фортепиано с оркестром «Небольшое испытание для Светы с оркестром».
Исполнение новых и уже звучащих ранее произведений предварялось «словом»: Ю.Гонцов комментировал идеи, воплощенные в том или ином произведении, рассказывал интересные подробности зарождения замысла, истории написания, содержания, образно-эмоционального наполнения частей, расшифровывая понятия, названия сочинений.
Открыть авторский вечер было поручено инструментальному трио (баянисты Г. Хасанова, Ю. Опрятнова, Г. Губашева, класс ансамбля профессора А. Бабушкина), исполнившему «Полифонические вариации на две русские народные песни (из сб. А. Лядова и М. Балакирева)» (1979).
Отдавая дань фольклорной интонационности, Ю.Гонцов значительно расширяет диатоническую основу песен, насыщает ее хроматизмами, новыми ладогармоническими красками, тембровыми «идеями». Фольклорный тематизм и современный подход к работе с музыкальным материалом сплавились в вариациях воедино – знакомые мелодии русских народных песен зазвучали свежо, своеобразно, по-современному.
Цикл произведений, исполнявшихся впервые, открыли пентаграфии Николая Рубцова «Тихая моя Родина» (солист Сергей Евдокимов, партия фортепиано – Марина Маленьких). Художественный образ стихотворного текста определяет колорит звукового, соотношение вокальной и фортепианной партий, эмоциональный тон высказывания. Образная «модель» пентаграфий – картины природы, наполненные яркими красками («купол светлых небес», «горит над золотом осенним», «звезда полей во мгле заледенелой» и т.д.), запахами («влагой веяли пруды»), мастерски выполненные поэтом-«живописцем» и композитором.
Gropho № 1 рождает «тихий» внутренний настрой, который искусно «просвечивается» через вокально-речевые «пустозвонкие» (кварто-квинтовые) интонации, «пленерную» тональность холодной осени (gis moll), спокойный темп (Moderato), «чистые» гармонии трезвучий. «Дышащий» фон фортепианной партии в третьей части вокального цикла передан через повтор большетерцовой интонации с внутри и межтактовыми синкопами, через ритмическую подвижность, легкость шестнадцатых. Статическая красочность фактуры фортепиано великолепно гармонирует с возвышенно преподнесенной нежной мелодией вокальной партии, каждая фраза которой заканчивается большетерцовым никнущим ходом.
В каждой из пяти частей сквозь стихотворный текст восхищения природой проступает сложная смысловая подтекстовка – глубина чувств, осененных мыслью, которые являются синхронным резонатором поэзии. Исполнителям пентаграфии удалось передать «импрессионистский» колорит композиции, донести до слушателей намерения автора, а певцу – не только «музыку» поэтических слов, но и многоликую гамму «тихих» эмоциональных состояний (нежности, вдохновения, удовлетворенности трудом). Голос и инструментальная партия трактуются то как ансамблевый диалог, когда содержание раскрывается как бы в сопоставлении двух точек зрения, двух позиций одновременно, то как вокально-инструментальный дуэт «согласия», то как разнотембровая полифония мотивов.
Сложная концепция воплощена Ю. Гонцовым в Четвертой сонате для баяна «Луга над Вифсаидой», звуковой диапазон двенадцати прелюдий которой крещендирует в арифметической последовательности цифр: 1, 2, 3, 4… 12. Уже первая прелюдия, содержащая всего один звук, показывает художественные возможности его использования (интонационные – репетиционный повтор унисонов, октав, ритмические, артикуляционные, образно-содержательные), безграничную фантазию композитора. По мере увеличения количества звуков убеждаешься в мощном потенциале выразительных средств сонаты, призванных воплотить своего рода сверхзадачу – передать духовное напряжение молитвы Иисуса Христа перед решением выбора двенадцати учеников-посланников (апостолов).
Отмечу, что подлежащее «луга» в названии сонаты является обобщенным образом-символом ПРИРОДЫ.
Исполнитель Сергей Шипицын (класс профессора Ю.Гонцова) глубоко проник в суть содержания, точно передал преобразовательный процесс непрерывно развивающегося пассажно-фигурационного тематизма, который достигает динамического и эмоционального накала в двеннадцатизвучной прелюдии.
На авторском вечере прозвучало произведение, написанное в 2004 году по заказу друга из Рязани – директора ДШИ Александра Ирошникова: фантазия на темы песен Великой Отечественной войны «Тетрадь детских рисунков о войне и победе» для двух фортепиано.
Премьера фантазии состоялась в Рязани (исполнители – ученики ДШИ, класс преподавателя Галины Ирошниковой), затем она прозвучала в Волгограде на Всероссийском фестивале исполнительского мастерства преподавателей школ искусств (преподаватели ДШИ № 20 Галина Боронина и Татьяна Поспелова получили звание дипломантов). Этот же дуэт озвучил «Тетрадь детских рисунков…» на концерте в Большом зале консерватории 12 мая.
В фантазии использованы темы шести массовых песен военных лет: «В белых просторах» М.Фрадкина, «Песня артиллеристов» Т.Хренникова, «Заветный камень» Б.Мокроусова, «Темная ночь» Н.Богословского, «Казаки в Берлине» братьев Покрасс, «Где же вы, друзья-однополчане?» В.Соловьева-Седого, в содержании которых героика, драматизм и лирика нераздельны, как нераздельны они в поэзии и в самой жизни…
Соединяя песни по принципу «звуковой мозаики» - сюиты, композитор выстраивает из них логическую линию следования хода военных событий: священный долг охраны границы, гнев и решимость отстоять независимость нашей страны, героический подвиг матроса-севастопольца, вера и надежда бойцов в любовь, которая помогает выстоять, взятие Берлина, воспоминание о боевых товарищах. Так через звуковые образы песен войны и победы композитор передает семантику ВРЕМЕНИ – необратимый процесс дистанцированности памяти о воинской доблести, мужестве, самоотверженности миллионов солдат и в тяжелые дни испытаний, и в дни победоносного наступления, закончившегося днем радости «со слезами на глазах…». Однако память народная имеет свои точки отсчета: трудный период истории нашей страны – период безумия зла, насилия, жестокости, смерти до сих пор находит многообразное воплощение в литературе, живописи, кинематографии и т.д. Свою «звуковую летопись» Великой Отечественной войны создавали и создают современные композиторы: Д. Шостакович. Симфонии №№ 7,8, Симфония № 13 с ее потрясающей трагедией «Бабьего Яра»; С. Прокофьев. Опера «Повесть о настоящем человеке», К. Молчанов. Оперы «Неизвестный солдат» по мотивам документальной повести С. Смирнова «Брестская крепость», «А зори здесь тихие» по повести Б.Васильева; А. Шнитке. Оратория «Нагасаки», А.Петров «Монумент» памяти жертв войны и другие. Свою лепту в звуковой памятник, посвященный тем, кто своей кровью, лишениями и страданиями заплатил за возможность жить и радоваться жизни сотням миллионов людей планеты Земля, внес и астраханский композитор Юрий Гонцов.
Завершился авторский вечер премьерой – исполнением концертино для фортепиано с оркестром «Небольшое испытание для Светы с оркестром» (солистка Светлана Пичугина, симфонический оркестр студентов консерватории, дирижер доцент Леонид Егоров). Концертино написано специально для ученицы 5 класса ДШИ № 20 Светы Пичугиной, класс преподавателя Галины Борониной (жена, которой посвящен опус, активно пропагандирующая сочинения Ю. Гонцова).
Активно–импульсивная музыка крайних частей концертино соткана из сопоставления блоков контрастного материала в партии солистки и оркестра, что согласуется с ритуалом жанра: жестковатая интонационность повторяющихся императивных мотивов контрастирует ритмо-ударным кластерам, аскетический линеаризм – «многоэтажным» вертикальным комплексам, монологическая напряженность однонаправленных мотивов – пространственно-объемной оркестровой «массе». Круг стилистических ассоциаций восходит к лексике С.Прокофьева, Д.Шостаковича, однако композитор выстраивает архитектонику частей не как форму-«прорастание», а как контраст типов звучаний. Образно-содержательный модус музыки сконцентрирован в интонационном «зерне» (восходящая малая секунда – квинта в нисходящем направлении), что составляет звуковой комплекс, символизирующий имя исполнительницы – монограмма «СВЕТА» - Es2e2a1 (dis e a).
Появляясь в различных тембровых красках, фактурной «одежде», звуча одновременно в ритмическом увеличении и уменьшении, тема–монограмма в процессе становления формы вбирает близлежащие звуки, расширяется в диапазоне, измельчается ритмически, «расчленяется» на трелеобразные пассажи. Композитор преобразует звукокомплекс отдельными приемами серийной техники: способом инверсии - изменения порядка звуков, ракохода – следования звуков в обратном порядке, ротации – вращательного движения. Мелодико-ритмическая «заклинательность» звукокомплекса распространяется на крайние части композиции, обеспечивая им бесконечное «становление» и бесконечное «обновление».
Средняя часть контрастирует крайним интонационно, ритмически, фактурно, темпово: на фоне квартовой интонации «зова» в высоком регистре звучит напевная «пастушечья» тема в gis-moll, e… Ладогармонический язык мягко диссонантен. В процессе медленного развертывания, передающего постепенное созревание идеи, кристаллизуются новые тематические зерна. Музыкальная ткань пронизана первоэлементами гармонии (движение по обертонам звука, квинтовый параллелизм, обертоновое «наращивание» звуковой массы), но … борьба между сферой диатоники и хроматики завершается победой последней.
Понять новые произведения, содержащуюся в них эстетическую информацию – значит не просто отреагировать на музыку молчанием или аплодисментами, дать ценностную характеристику «хорошо» - «плохо». Главное – преодолеть барьер своих предпочтений, вслушаться (или попытаться вслушаться) в движение души автора, настроиться на его волну и слиться в диалоге родственных душ. С моей точки зрения, музыка Юрия Гонцова вырабатывает иммунитет против эмоциональной бедности, бездуховности, она как бы «подает руку и зовет на вершины», но тем, кто идет впереди, всегда тяжелее.

А.Свиридова
кандидат искусствоведения,
и.о. профессора кафедры теории и
истории музыки, заслуженный работник
высшей школы РФ.

хххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххх

« Только через осмысление…»
Рецензия на творческий вечер Ю. Гонцова

 

 


12 мая 2008г. в Большом Зале Астраханской Государственной Консерватории состоялся творческий вечер заслуженного деятеля искусств РФ, заслуженного работника культуры республики Калмыкия, профессора Астраханской консерватории, композитора Юрия Гонцова. Авторская встреча объединила как поклонников музыки композитора, так и тех, кто слышал её впервые.
Встреча открылась вступительным словом музыковеда К. Гузенко. Уже с первых минут вечера слушателям была предложена несколько необычная, но вполне доброжелательная, приятная атмосфера: позволялось задавать вопросы и чувствовать себя «максимально раскрепощённо» (К. Гузенко). Интересна была сама форма ведения концерта: в преддверии каждого номера выступал автор с историей создания  и описанием содержания  произведения. Таким образом, композитор помогал присутствующим более глубоко вникнуть в смысл звучавшей музыки, осознать её.
Сам Ю. Гонцов предполагает, что его музыка не всегда может быть до конца воспринята неподготовленной публикой, и это естественно, ведь «любое новое воспринимается в «штыки», всегда легче узнавать, чем познавать», и истинное понимание произведения приходит через напряженную работу ума и духовных сил. «Только через осмысление»,- говорит Гонцов.
В программе творческого вечера звучали как знакомые сочинения, так и премьеры. Каждое из них, несомненно, вызывает большой интерес, как с художественной, так и с сугубо теоретической, «конструктивной» точки зрения. Так, среди них мы услышали несколько вариаций на темы русских народных песен, «Тетрадь детских рисунков о войне», написанная к юбилею Победы в Великой Отечественной войне в 2005г. «Тетрадь» представляет собой фантазию для двух фортепиано на темы  массовых песен Советского периода. Она была исполнена преподавателями ДШИ № 20 Г. Борониной и Т. Поспеловой. В фантазии темы военных песен звучат поочерёдно, их объединяет  хроматический пассаж в нижнем регистре фортепиано, который вызывает  ассоциации с «воспоминанием» об ушедшей эпохе, с неким «полем», из которого вырастают всё новые и новые давно знакомые, любимые всеми, мелодии. С позволения композитора, «Тетрадь детских рисунков» можно назвать данью памяти тех, кто отдал свои жизни за Родину.
В исполнении С. Евдокимова, студента 3 курса кафедры сольного пения, прозвучал  Цикл из 5 частей (пентаграмма) «Тихая моя Родина» на слова Н. Рубцова – интересный пример вокального творчества Ю. Гонцова. Здесь большую роль играет партия фортепиано, которая не только сопровождает, но и дополняет партию солиста, помогая ей в раскрытии образного содержания. Доминирует противоречивое состояние «грустной радости» или «тихой бури»: на протяжении 5 песен сменяются мажорные и минорные диссонансные созвучия. 
По словам композитора, одно из самых сложных для  восприятия произведений, звучавших в этот вечер, это Четвёртая соната для баяна, или «Соната в 12 прелюдиях» (исп. Сергей Шипицын). Сочинение имеет программу, второе её название – «Луга над Вифсаидом». Описан библейский сюжет, по которому Иисус Христос уходит в пустынное место и молится в одиночестве всю ночь, после чего призывает к себе учеников, из которых выбирает 12 своих последователей – апостолов. Соната впечатляет символичностью: открывается одиноким звуком «ля» в разнообразной тембровой окраске, какую может позволить себе баян. Повторяющееся «ля» звучит как скандирование слова: настойчиво, требовательно и в то же время молитвенно. Далее звуковой диапазон растёт: 2, 3, 4 звука, 5 и т.д. до 12. Вместе с ним растёт динамика: звучность всё более массивна, встречаются полифонические приёмы развития, будто говорят друг с другом участники изложенного выше библейского сюжета. Напряжение духовных сил, накал эмоций, не земных, человеческих, но «истовых» (автор), вопрошающих, молитвенных… Слышны вопросы и утверждения, а затем - успокоение, но… ! Это был лишь сиюминутный отдых, за которым вновь возобновляется хроматическое неустойчивое развитие композиции. И вдруг снова выделяется одинокий голос, который умело подхватывают 2,3,4 голоса, то «подпевая», то противореча ему. И, наконец, все голоса приходят к  цельному гармоническому звучанию, будто к общему мнению ( или смирению), и постепенно «истаивают» в воздухе.
Во время исполнения данного произведения в зале наблюдалась несколько неоднозначная реакция: удивленные взгляды, лёгкий шёпот – всё это выдавало некоторое недоумение неискушенного слушателя, которому в действительности нелегко было найти для себя идейную цепь, связывающую религиозную тематику и то, что звучало со сцены. Однако, как известно, чтобы понять современное новое музыкальное произведение, необходимо уметь подойти к нему как с художественной, так и со специфически конструктивной, технической стороны, для чего необходима определенная степень подготовленности и, возможно, готовность к восприятию свежих, непривычных идей.
Ещё одна премьера авторского вечера Юрия Гонцова - «Небольшое испытание для Светы с оркестром». Это детский концерт для фортепиано с оркестром, написанный по просьбе жены Юрия Петровича Галины Борониной, пианистки, преподавателя ДШИ № 20, которой и посвящено произведение. «Испытание» написано на монограмму Es-Е-A - по имени девочки Светы, исполнившей это сочинение. Света Пичугина, сегодня уже ученица 5го класса музыкальной школы, выступила с премьерой концерта в сопровождении струнной группы симфонического оркестра АГК.  Несколько непривычно смотрелся столь юный исполнитель  на сцене Большого зала Консерватории: музыканты оркестра рассаживаются, настраиваются, и вот выходит Света, точнее – Светлана Пичугина, хрупкая, совсем юная длинноволосая девочка. И сразу задаёшься вопросом: что же за испытание устроил ей композитор… Звучит музыка. Ритмические трудности, сложный современный язык. Но Света справляется со всем так, будто рваная, непонятная обычному ребёнку музыкальная ткань ей знакома с самого рождения! Само же «Испытание» весьма традиционно в композиционном отношении, встречаются диалоги солиста и оркестра, их соревнование, игра. В середине 1ч. звучит соло альтов, в репризе  – соло скрипки, на некоторое время вступающее в «разговор» с фортепиано. 2ч. полифонична, 3ч. – шутливая игра,   сменяющаяся меланхолией, «усталостью», и снова игра, в которой оркестр будто бежит, пытаясь успеть за солисткой. Это действительно испытание, причём не только для Светы, но и для всего оркестра. В момент его исполнения казалось, что мы являемся свидетелями исторического  события: ведь когда-то так же впервые прозвучали «Детский уголок» Дебюсси, сыгранный будущей известной пианисткой, «Матушка-Гусыня» Равеля, исполненная детьми.
Внушительно прозвучало также трио баянов (студентки  кафедры народных инструментов Г. Хасанова, Ю. Опрятнова, Г. Губашева) – вариации на две русские народные песни. Надо  отметить, что уже в этом сочинении, открывшем концерт, наблюдаются стилевые особенности творчества Гонцова: использование имитационных приёмов развития голосов и инструментов, излюбленный приём «рассеивания» или замирания в воздухе последнего созвучия  или одного звука, контраст фактуры (массивность часто сменяется разреженным звучанием), сложность и зачастую новизна формообразования в сочетании с традиционностью структуры произведений.
Авторский вечер композитора оставил приятное впечатление. Большую роль в этом сыграла тёплая атмосфера, царившая в зале. В заключении вечера композитор выразил благодарность слушателям, откликнувшимся на приглашение и всем, кто оказал помощь в организации. Хотелось бы отметить, что большая заслуга в проведении  концерта принадлежит всем участникам концерта (среди которых как студенты, так и приглашённые музыканты), немало сил и времени отдавшим репетициям, и данный факт несомненно радует: пока астраханские авторы и исполнители умело  сотрудничают – быть таким живым и ярким музыкальным, возможно даже исторически важным, творческим встречам на сценах Астрахани!

Н. Харцхаева, студентка 2 курса
кафедры теории и истории музыки  АГК