Журнал "Камертон"

 

В рамках олимпиады студентов среднего музыкального звена, проходившей 27 – 29 ноября, состоялся конкурс творческих работ по композиции. В нем приняли участие Алина Подзорова (Брянск), Денис Щевелёв (Пенза), Артем Пысь (Майкоп – Белореченск), Маргарита Шиман (Майкоп). Жанровая ориентация студентов-композиторов сосредоточилась на фортепианной и вокальной музыке. Кроме «Фантастических эскизов» для фортепиано Алина Подзорова вынесла на суд слушателей два романса в переводе С. Маршака из цикла «Британские песни» – «Четыре времени» (Джон Китс) и «Мальчик-певец» (Т. Мур). Денис Щевелёв ограничил свое выступление блестящим исполнением «Сонаты для фортепиано», а Маргарита Шиман, напротив, вокальными миниатюрами – двумя романсами на стихи Фета. А вот Артем Пысь выступил в двух ипостасях: как солист-инструменталист он озвучил «Триптих для фортепиано», как вокалист – басню для баритона и фортепиано на текст И. Крылова «Осёл и соловей».

Конкурсант продемонстрировал виртуозную исполнительскую технику, красоту хроматического мелодизма, роскошь сонористических звучаний и другие изыски современных техник письма, динамику диссонансов, доходящих до ударности. В качестве же вокалиста потерпел полное фиаско, о чем свидетельствовал динамический дисбаланс – несоразмерность звучания вокального голоса и сопровождения. Мутационный период («ломка» голоса) сыграл плохую шутку даже в изобразительных моментах партии осла. Исполнительское прочтение автора не позволило слушателям проникнуть в смысл подтекста, насладиться «сочностью» тембра баритонального голоса.

Если признать мысль А. Лосева, что в интимнейшем и наиболее адекватном выражении стихии душевной жизни, какой является музыка, индивидуально овеществляются личностные качества, «портрет» интерпретатора, то следует констатировать, что Артём Пысь – личность творческая, неординарная, а его сочинения не лишены художественных достоинств, поскольку «что» всегда переходит в «как».

Сильное впечатление оставили романсы на стихи Фета Маргариты Шиман, отмеченные гибкостью мелодической линии, изысканностью звучания (интересные гармонические и фактурные находки), неповторимой ладовостью, исполненные вокально с безупречной интонационной чистотой.

Конкурс творческих работ показал, что при глубине эмоций, наличии «звукотворческой воли» в фортепианных опусах Дениса Щевелёва и Артема Пысь точкой концентрации композиторских усилий явилась демонстрация технических средств. Отсюда артистический темперамент, излишняя «театральность» исполнительских приёмов. Мелодизм, интонационная сфера, а главное, развитие тематизма ( событийная насыщенность музыкального времени), логика развертывания формы ещё ждут своего интеллектуального осмысления. Важнейшие качества вокальных сочинений – пристрастие к «инструментовке» стихов, внутренняя наполненность идеи-образа при внешней «деликатности» звучания, хотя россыпи «золотых крупиц» были почти в каждом сочинении. В итоге два первых места поделили Денис Щевелёв и Артем Пысь, на втором – Алина Подзорова, на третьем – Маргарита Шиман.

Кроме конкурса творческих работ по композиции студенты Брянского музыкального училища им. А. Архангельского Алина Подзорова и Наталья Бедова выступили с интереснейшими докладами по творчеству Г. Свиридова: «Духовный смысл темы революции в «Патетической оратории» (Алина Подзорова), «Тема христианского покаяния в цикле на стихи С. Есенина «Я последний поэт деревни» (Наталья Бедова). Уже названия докладов говорят о содержательности концептуальных идей, высоком нравственном пафосе. Доклады были иллюстрированы не только фонозаписями, но и «живой» музыкой. Они дали пищу для размышлений о проблемах воспитания специалиста-музыканта широкого профиля (музыковеда, лектора, педагога, композитора в одном лице).

Всепроникающий эгоизм, коррозия нравственности конца ХХ – начала XXI веков пагубным образом влияет на умственный прогресс и связанные с ним практику (творчество) и эстетику. Отрадно сознавать, что часть (пока, к сожалению, наименьшая) подрастающего поколения подвержена возвышенной патетике, «кипению умов», энергии неутомимости, жажде знаний. Пусть хранит их Красота, Добро и Любовь .

А. Свиридова

кандидат искусствоведения,

и.о. профессора кафедры теории и истории музыки,

заслуженный работник высшей школы РФ