Камертон

Развитие творческих способностей студентов
через нетрадиционные  формы обучения

            Для того, чтобы добиться успехов в любой деятельности, и особенно в сфере искусства, человеку необходимо  иметь творческие способности. Креативность, или творческая способность активно стала изучаться после опубликования работ  Д. Гилфорда, он  отметил  6 параметров креативности.

  1. Способность к обнаружению и постановке проблем.
  2. Способность  к генерированию большого количества идей.
  3. Семантическая спонтанная гибкость – способность к продуцированию разнообразных идей.
  4.  Оригинальность – способность  продуцировать  отдалённые ассоциации, необычные ответы, нестандартные решения.
  5. Способность усовершенствовать объект, добавляя детали.
  6.  Способность решать нестандартные проблемы, проявляя семантическую гибкость – умение увидеть в объекте новые признаки, найти новое использование.

            Творческие способности  - это способности, позволяющие выполнять деятельность оригинально, умение находить нестандартные решения, не ограничиваясь одной единственной  точкой зрения. Как отмечает Фергюсон, «Творческие способности не создаются, а высвобождаются».
Л.Д. Столяренко считает, что игровые и проблемные методы обучения способствуют «высвобождению» творческих возможностей учащихся,  повышению интеллектуального уровня и профессиональных умений (Л.Д. Столяренко  «Основы психологии. Практикум». Ростов-на-Дону «Феникс» 2002г.,  с. 153 – 155).
С целью развития творческих способностей личности  мы применяем в обучении, нетрадиционные формы проведения уроков. Нестандартный урок  - это импровизированное учебное занятие, имеющие нетрадиционную (неустановленную) структуру (И.П. Подласый  «Педагогика» т. 1, Москва «Владос» 2000г., с. 532). В работе мы используем  следующие виды нестандартных  уроков: интегрированные, бинарные, уроки -  панорамы, уроки – концерты, уроки- презентации, уроки-сказки, уроки -праздники и т.д. Практикой доказана целесообразность проведения уроков в нетрадиционной форме по типу коллективных творческих дел (КТД). Методика коллективных творческих дел – это план организации, проведения  анализа воспитательных мероприятий, который составляется и реализуется совместно  учащимися класса или группы, данная методика разработана А.С.Макаренко.
Анализ опыта педагогической деятельности позволяет доказать возможность проведения урока в форме КТД. Методика КТД состоит из  следующих этапов:

1.Коллективное  планирование. На данном этапе студенты совместно с преподавателем выбирают тему урока и составляют подробный план его проведения.
2. Коллективная подготовка урока. Все студенты данной группы совместно подготавливают всё необходимое для успешного проведения урока (учебный материал, дополнительную литературу, технические средства обучения и т.д.)

  1. Проведение урока. Урок проводится по составленному плану с помощью подготовленных материалов.
  2. Коллективный анализ и планирование дальнейшей работы над данной темой урока.

         После проведения урока осуществляется коллективный анализ положительных результатов и допущенных ошибок. После чего, составляется перспективный план дальнейшей работы над данной темой урока или введение в новую тему.
Методика коллективных творческих дел развивает сотрудничество между студентами и преподавателями. Если в группе будут студенты, которые по каким-либо причинам не смогут участвовать в данном уроке, этим студентам следует  предоставить возможность для проведения индивидуальных или групповых творческих дел, альтернативных проведённому уроку по содержанию или методам проведения.
Методика индивидуальных творческих дел аналогична коллективным, консультантом и помощником  при этом выступает педагог и (или) однокурсники, родители. Педагог в этом случае должен придерживаться простого правила: каждый студент имеет право выбора методов и форм деятельности, однако, никто не имеет права ничего не делать. Мы апробировали  методику КТД следующим образом:  на уроках педагогики  студенты делятся на микрогруппы,  каждый студент разрабатывает и проводит свой урок и одновременно является соавтором урока у своих сокурсников, педагог выступает в качестве регулятора работы.  Итогом  является урок – зачёт, на котором каждая микрогруппа защищает свои уроки и демонстрирует фрагменты из них, кроме этого каждый студент проводит свой урок на практике, посещает уроки других студентов. Данная методика использования КТД способствует развитию творческих способностей, т.к.  учит студентов применять нетрадиционные формы урока в процессе педагогической деятельности в сфере культуры, способствует развитию творческого мышления, совершенствует педагогическое мастерство и педагогическую технику.
Нетрадиционные формы проведения уроков дают возможность не только поднять интерес учащихся к изучаемому предмету, науке, а так же развивать их творческую самостоятельность, обучать работе с различными, самыми необычными источниками знаний. Сама организация такого урока подводит учащихся к необходимости творческой оценки изучаемых явлений, особенно результатов деятельности человека, т.е. способствует выработке определенного позитивного отношения к учебному процессу. В ходе проведения этих уроков складываются благоприятные условия для развития умений и способностей быстрого мышления, к изложениям кратких, но точных выводов. Интерес к работе вызывается и необычной формой проведения урока, чем снимается традиционность урока, оживляется мысль.
Такие занятия позволяют шире вводить элементы занимательности, что так же повышает интерес к предмету. Нетрадиционные формы уроков содержат в себе неограниченные возможности в деле ликвидации перегрузки учащихся домашними заданиями путем использования различных способов изучения нового материала на уроке. Применение в обучении нетрадиционных форм уроков одновременно обеспечивает не только эффективное достижение практических, общеобразовательных и развивающих целей, но и содержит значительные возможности для вызова и дальнейшего поддержания мотивации обучаемых. Формирование положительной мотивации должно рассматриваться учителем как специальная задача. Как правило, мотивы связаны с познавательными интересами учащихся, потребностью в овладении новыми знаниями, навыками, умениями. Для организации благоприятного климата, ориентирующего учащихся на коммуникацию, необходимо выбирать именно нестандартные уроки, которые будут стимулировать деятельность учащихся. Исследования педагогов-новаторов показали, что нестандартные уроки поддерживают интерес учащихся к предмету и повышают мотивацию учения. «Нестандартные уроки, необычные по замыслу, организации, методике проведения, больше нравятся учащимся, чем  будничные учебные занятия со строгой структурой и установленным режимом работы» (И.П. Подласый  «Педагогика» т. 1, Москва «Владос» 2000г., с. 531), поэтому проводить такие уроки следует всем учителям с целью развития творческих способностей и повышения интереса к учёбе. Достоинством нетрадиционных форм уроков является развитие и совершенствование социокультурной компетенции учащихся. Феномен социокультурной грамотности предполагает развитие способности понимать и ценить культуру других народов, формирование непредвзятого взгляда на мир, ломку сложившихся стереотипов, искажающих восприятие иной культуры, обучение культуре общения. Нетрадиционные уроки реализуются, как правило, после изучения какой-либо темы или несколько тем, выполняя функции обучающего контроля, такие уроки проходят в необычной, нетрадиционной обстановке.
Подобная смена привычной обстановки целесообразна, поскольку она создает атмосферу праздника при подведении итогов проделанной работы, снимает психический барьер, возникающий в традиционных условиях из-за боязни совершить ошибку. Нетрадиционные формы урока  осуществляются при обязательном участии всех учеников группы, а также реализуются с непременным использованием средств слуховой и зрительной наглядности. На таких уроках удается достичь самых разных целей методического, педагогического и психологического характера.

            Эффективность учебного процесса во многом зависит от умения
учителя правильно организовать урок и грамотно выбрать ту или иную форму проведения занятия, развивающую творческие способности. Залогом активности учащихся являются нетрадиционные формы уроков, в ходе которых учащиеся приобщаются к педагогической культуре, развивают  творческие способности, педагогическую технику и педагогическое мастерство. Однако необходимо отметить, что слишком частое обращение к подобным формам организации учебного процесса нецелесообразно, так как нетрадиционное может быстро стать традиционным, что, в конечном счете, приведет к падению у учащихся интереса к предмету, т.е.  их необходимо сочетать с другими формами обучения, главное помнить,  что  не форма определяет содержание, а содержание определяет форму урока.

 

Статья аспирантки С.Р. Ивакиной (Специальность 19.00.01).
           

хххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххх

Формы и методы коррекции образа мира у музыкантов

            Формирование “образа мира” (“картины мира”) начинается в детском возрасте, с самого рождения, когда прикосновение, телесный контакт со взрослым является неотъемлемой частью жизни ребенка. С возрастом наше тело становится все более “независимым” от других людей, в  плане непосредственного воздействия на него. В процессе обучения и воспитания, ребенок приобретает навыки самообслуживания, самостоятельной игры и познания мира. Необходимость в гигиеническом уходе за ребенком, участие взрослых в процессе одевания и раздевания снижается. Объем телесного, физического контакта с взрослым уменьшается, если только не переходит в новое качественное состояние. Это происходит в том случае, когда взрослые научают ребенка активно познавать мир во всех его аспектах: это не только изучение предметов и явлений через расширение пространственных границ, но и овладение навыками взаимодействия с миром, людьми и самим собой.
Один и тот же образ, предмет, явление, человек могут вызывать различные чувства у разных людей. А чувства мы выражаем через  телесные реакции: мимика, взгляд, жесты, поза, окраска голоса, а так же возможны и физиологические изменения (пульс, температура тела, артериальное давление и т.д.).
В качестве примера приведем классическую историю о двух близнецах, которые встретились с одной и той же собакой, но в разное время. Один повстречался с ней, когда она  была сыта, весела. Собака приветливо виляла хвостом и даже облизнула его. “Какое хорошее, доброе, ласковое животное!” - подумал он и погладил ее. Другой увидел собаку голодной и замерзшей. Она кинулась на близнеца, облаяла его и даже укусила. “Какая же она страшная. Я боюсь ее!» - крикнул он, убегая. В этих двух вариантах ощущения близнецов будут различны, а значит и чувства – тоже. Этот случай может повлиять на отношение каждого из близнецов к собакам вообще.  Причем у первого оно будет проявляться в спокойствии или удовольствии, а у второго - в страхе. В момент встречи их походка и взгляд тоже буду различны. Таким образом, наше тело способно запоминать и выражать через физические и физиологические реакции различные чувства и состояния, выработанные на основе приобретаемого жизненного опыта. Так формируется “образ мира” человека, который является системой, состоящий из трех важнейших компонентов: отношения человека к себе, к другим людям и к миру в целом. Свои мысли, отношения, представления человек высказывает с помощью языка телодвижений, по средствам мимики, взгляда, интонации голоса и т.д. Нечто подобное мы наблюдаем в танце, особенно в национальном. Индийский танец с помощью традиционных движений может рассказать целую историю (например, о влюбленных). А африканский ритуальный танец перед охотой может усилить боевой дух охотника. Образно можно сказать о существовании у каждого человека своей “мелодии тела”, характер которой меняется в зависимости от его состояния или ситуации.
Тело является как единственным инструментом познания мира, так и единственным способом взаимодействия с ним. Если с телом что-то не в порядке, это отзывается пульсацией в висках, вырывается наружу криком или болью, а может быть, наоборот, оно перестает чувствовать и “звучать” – немеет.
Тело хранит память обо всех наших переживаниях. При длительном воздействии одного и того же раздражителя телесная реакция удерживается автоматически. Напряжение или расслабление становятся привычными. Терапевтические методы В. Райха основывались на манипулировании именно напряженной областью тела пациента. В отличие от З.Фрейда, он считал, что механизмы психологической защиты в ответ на нежелание человека взаимодействовать с миром, образуют так называемую “броню характера” (напряжение мышц), которая блокирует течение жизненной  энергии человека (В.Т. Кондрашенко, Д.И. Донской. Общая психотерапия: Учеб. пособие. – Мн.: Выш. шк. – 1997. С. 169-178)
Техники телесно-ориентированной терапии помогают решить эти проблемы.
В настоящее время в работе с клиентом активно используются методы Ф. Александера по коррекции поз, снятию мышечного напряжения, М. Фелденкрайса, направленные на обретение гибкости и координации движений, методы других психотерапевтов (А. Лоуэн, А. Янов и т.д.)…(См. напр. Руководство по телесно – ориентированной терапии. – СПб. Речь, 2000).
При использовании этих техник, воздействие на человека осуществляется посредством работы с телом, с использованием дыхательных упражнений, упражнений на напряжение и расслабление мышц и др., что в свою очередь влечет за собой «проработку» сопутствующих психических явлений,  связанных с прожитыми жизненными ситуациями.
Проводя тренинги, мы используем упражнения, обучающие осознанному напряжению, расслаблению отдельных групп мышц, приемы дыхания. Особое внимание мы уделяем научению, как распознавать собственные ощущения, понимать и выражать свои чувства через движение, голос. Также нами  используются проективные упражнения на осознание собственных чувств, состояний. В ходе работы с музыкантами, а также бесед с ними, выяснилось, что их “телесные” проблемы схожи с “телесными” проблемами людей других профессий, хотя можно отметить более яркое проявление проблем в области плечевого пояса, рук, спины, дыхательного и голосового аппарата. На первый взгляд, может показаться, что в основе этих проблем лежит «эксплуатация» собственного тела, как профессионального «инструмента» человека-музыканта. Однако истинная причина обнаруживается в образе мира конкретного человека. Нам это удалось выяснить с помощью диагностических методик, направленных на выявление набора жизненных ценностей, уровня самооценки человека, характера взаимодействия его с людьми. Обнаружены значимые корреляции между телесными проблемами и элементами образа мира.
В дальнейшим мы предполагаем проводить исследование оптимальных путей коррекции образа мира музыкантов - участников групповой и индивидуальной психотерапевтической работы с помощью техник телесно-ориентированной терапии. Но в отличие от техник, традиционно используемых в ней, работа с музыкантами может базироваться на специфическом потенциале, присущем людям данной профессии. Этим потенциалом являются отмеченные нами яркие проявления творческого воображения, креативности, образного мышления у музыкантов. Они станут «отправной точкой» для построения методики, изменяющей отношение человека к себе, к своему телу, к людям, к миру в целом.

О.Н. Пронина