Камертон № 8

Людмила Круглова и ее ученики

 

Музыка ХХ века… Какая она? На этот вопрос попытались ответить 11 мая выпускники и студенты класса профессора консерватории Людмилы Андреевны Кругловой. С одной стороны, явно выраженная  и чуть подправленная гармоническими излишествами классическая традиция. А с другой – отражение нового искусства, то, что обычно называют  АВАНГАРДИЗМ (от фр. авант –передовой и гард - отряд), или МОДЕРНИЗМ (от лат. модернус – то есть новый, современный). Без сомнения, заявленные в концерте сочинения, наиболее полно отражали лицо времени. Даже простое перечисление говорит о статусе концерта и интересе исполнителей: В. Лютославский, К. Шимановский, П. Хиндемит, О. Мессиан, Д.Шостакович и Кикта.  Очень приятно было услышать, написанные в разные годы произведения астраханских композиторов – Ю.Гонцова и А. Рындина. Несколько особняком, своеобразным блоком в концерте стало исполнение дагестанских исполнителей дагестанских же композиторов М. Кажлаева, К. Магомедова, Н. Дагирова, Х. Изамова…(но об этом – чуть позже).
В общем, при всей разности творческого стиля можно причислить их всех к модернистам. Имея в виду свободу выражения конкретной идеи как основу у каждого своего творческого метода.
Самое время назвать главных действующих лиц: Людмила Круглова, И. Козак, М. Стойловская, С. Созонова, Н. Муравьева (!!!), О. Иванников, А. Ковалева, Е. Чухланцева, Хан Баширов и К. Магомедов
Вариации на тему Паганини (темой для этих вариаций – так же как и для множества других опусов разных композиторов «на тему Паганини» – послужило начало известнейшего 24-го каприса Паганини для скрипки соло) открыли концерт. И в каком-то смысле произведение определило главную идею всего концерта: ярко, философично, блестяще, виртуозно, непредсказуемо, увлекательно (и список определений  можно продолжить).
Но при всем разнообразии композиторской звукописи, исполнительские возможности участников концерта, справедливости ради скажем прямо, оказались неравнозначными. Явными же лидерами по продуманности и стабильности исполнительского мастерства стала Л.А. Круглова (что тут говорить, признанный мастер!) и Наталья Муравьева. Они, кажется, в любом концерта, в котором принимают участие, не делают «отдыха» для творческих откровений и открытий. Их слушать – одно удовольствие. Как в крупной форме (концерт Д. Шостаковича № 2), так и в миниатюрах (Ю. Гонцов. Четыре эскиза). «Вершиной» же стала сюита для органа В. Кикты «Орфей»: из астраханского органа Н. Муравьева, казалось, выжала все его возможности (то грозно рокотали басы, то жалобно всхлипывали тонюсенькие верха). Программный симфонизм в органной интерпретации напомнил примеры из далекого уже XIX века.
Дагестанские гости выбрали очень демократический жанр общения: в заключении они дуэтом исполнили премьеру песни, которая больше всего напомнила советское песенное творчество 60-х… Что ж, это тоже музыка XX века…
Под занавес – вручение грамоты, благодарственного письма и других знаков внимания профессору Л.Кругловой, которая, кстати, и таким образом отметила свой юбилей: на сцене, в кругу почитателей и гостей. Не было пышных и громких тирад, все получилось скромно и достойно человека, отдавшего уже десятилетия родной консерватории.

С уважением к творцам XXI века 
К. Гузенко старший преподаватель
кафедры теории и истории музыки