Кмертон № 8

ХРОНИКА КОНЦЕРТНОЙ ЖИЗНИ. ИГРАЕТ  «СКИФ»
(к юбилею заслуженного артиста России Игоря Калины)

 

 О высокопрофессиональном коллективе – квартете «Скиф» – писали много, и он того достоин: лауреат Всероссийского конкурса ансамблей русских народных инструментов, международных конкурсов камерных ансамблей (Клингенталь – Германия, Кастельфидардо – Италия, Копенгаген – Дания); выступления во Франции, Финляндии, Китае, Норвегии, Австрии, Голландии, Саудовской Аравии, Туркменистане; в многочисленных городах России (Москва, Санкт-Петербург, Новороссийск, Саратов, Тверь, Уфа, Иркутск, Сочи, Элиста, Ставрополь, Волгоград, Самара, Краснодар и многие другие) – таковы географические координаты исполнительского пространства ансамбля.
В сфере художественных интересов творческого коллектива, а, следовательно, в репертуаре квартета находится традиционная, имеющая многовековые корни музыка народов мира, западноевропейская и отечественная классика, джаз, рок-музыка и современный авангард. Этот многовековой «багаж» фольклорной и профессиональной мировой музыкальной культуры дает возможность не просто оттенить современное, но и переосмыслить забытое прошлое, найти в нем художественно ценное. Широкий культурный контакт – полижанровый «венок» национальных традиций – позволяет ансамблю выходить на большую аудиторию, делать исполняемую музыку доступной и понятной слушателям разных континентов, стран и народов.
Ансамбль насытил чисто инструментальную музыку приемами театрально-игровых ассоциативных связей, что проявилось, в частности, в особой тембровой «персонификации»: в квартете каждый инструмент (как и в сценической игре театральных актеров) – это музыкальный персонаж. Следовательно, его реплика, мотив, фраза, сольный фрагмент – это творческая инициатива, артикуляционно-штриховая фантазия исполнителя с целью «преподнести себя» как автора неисчерпаемой выдумки. Отсюда характерная исполнительская черта коллектива – музыкальное «маскотворчество»: элементы буффонады, зрелищности как неотъемлемой творческой деятельности аранжировщика и коллектива исполнителей-виртуозов.

Народные инструменты (дело рук человеческих) в игре «Скифа» как бы очеловечиваются, приобретают индивидуальность, исторгают жест, настроение, своими тембральными красками «рисуют» сценический портрет исполнителя (темперамент, артистизм, модус эмоций и чувств). Как не вспомнить поэта Ф. Тютчева, назвавшего флейту мыслящим инструментом: «И ропчет мыслящий тростник…», виолончелиста В. Тонха, считающего инструмент «живым», музыковеда Д. Кирнарскую, написавшую: «если человек виртуозно одарен, то тембр звука, характер его взятия, его артикуляция самопроизвольно рождают у исполнителя те движения, которые нужны, чтобы получить именно этот звук».
Общеизвестно, что любой инструмент благодаря тембру обладает рядом присущих ему выразительных возможностей и образно-содержательным пространством уровня восприятия: русская балалайка – мир природы (пасторальная идиллия), сфера возвышенного (музыка сердца, любви, одухотворенного голоса), страждущая душа (лирические эмоции, боль, тоска).
Выразительные возможности домры-альта так же, как и балалайки, вытекают из ее специфических звуковых свойств, а именно: возможности «петь», «дрожать», «вибрировать» (мягкое ровное тремоло) и, конечно, «бренькать». Поэтому дуэт балалайки и домры-альта в медленном темпе – это лирический дуэт «вторящего согласия», дуэт «влюбленной пары», двухголосие «дамы» (балалайка) и «кавалера» (альт); в быстром – темпераментная стихия  танца с почти зримой конкретностью пластических движений, выраженных музыкой.
Контрабасовая балалайка – не бескрасочный «аккомпанемент». Правильная артикуляция обусловливает необходимую для каждого сочинения звуковую краску: «бархатная», «мерцающая», «напряженная», «гулкая», «колючая» и т.д. В зависимости от стиля и образно-смысловой содержательности сочинений инструмент может внести добрую порцию экспрессии, активной действенности, агрессивности или, напротив, сентиментальности, театрализованной шутки, а уж в джазовых и блюзовых композициях, в рок-стилизациях этот тембр незаменим.

Баян – уникальный инструмент, располагающий огромной амплитудой выражения эмоций: радости, строгости, юмора, трагизма, возвышенности, страстности, а главное, обладающий разнообразными тембровыми возможностями – вплоть до органной звучности.

Квартет транскрибирует фортепианные, симфонические, оперные, вокальные сочинения зарубежных и отечественных композиторов, поэтому каждый инструмент использует разные стилистические модели интонаций, вырабатывает собственную «музыкальную лексографию» (характер, краска звука, способ игры), а вместе ансамбль изыскивает массу приемов, чтобы музыкальная информация, зафиксированная в нотном тексте, была донесена до слушателя.
Итак, за 18 лет (возраст совершеннолетия) ансамбль «Скиф» дал 946 сольных концертов, показал незыблемую приверженность лучшим традициям при постоянно обновляемом репертуаре, высочайшее качество исполнения и глубину прочтения программных сочинений. Неиссякаемое стремление к совершенствованию, желание и умение работать (титанический репетиционный труд), беззаветная любовь к инструменту, избранной профессии – качества, присущие достигшим Музыкального Олимпа.
Сказанное подтвердила программа апрельского концерта (прошедшего в филармоническом зале им. М.П. Максаковой), которая продемонстрировала стремление творческого коллектива к исполнению разной музыки: повышенной сложности (ансамбль обладает высокой академической репутацией), сложной (народно-песенные, транскрипции, джазовые композиции), легко играемой, то есть доступной для восприятия широкой публикой.
Прозвучавшие в концерте опусы (из них семь премьер!) воспринимались как связь времен в диалоге разного, соединение прошедшего и настоящего. Разнообразно и широко было представлено академическое направление: «Половецкие пляски» из оперы А. Бородина «Князь Игорь» – «визитная карточка» квартета, определившая его название; фантазия М. Мусоргского «Ночь на Лысой горе»; новая транскрипция музыки Ф. Мендельсона к «Сну в летнюю ночь» Шекспира – мир скерцозной фантастики. Украшением концерта стало блестящее исполнение двух венгерских танцев И. Брамса. Успех у публики имела фантазия на тему песни Гришина «Милая роща» в обработке Черникова. Отмечу предельную выразительность каждой интонации, до краев наполненной благородной и страстной лирикой без эксцессов и сентиментальности, глубокое, мягкое тремоло альта (1 куплет), балалайки (2 куплет), мощное кульминационное звучание (3 куплет), виртуозно сыгранную каденцию балалайки, истаивающую звучность коды – великолепное драматургическое решение куплетной формы.
Ярко, эмоционально прозвучала «Румынская песня и чардаш» В. Андреева, где контрастно сопоставляются неповторимая красота румынской дойны и зажигательный, стремительный танец.
Парафразы плясовых песен – «Валенки» (из репертуара Лидии Руслановой) и «Воронежской матани» Владимира Фабричных – представили народное направление, в котором налицо новый подход к обработке и исполнению народно-песенного материала. Игра ансамбля поражала не только высокой исполнительской культурой, виртуозностью (каждый участник обладает изумительным мастерством владения инструментом), но и поиском выразительных средств, исполнительских приемов, богатством изобретения, дерзостью новизны, то есть   о р и г и н а л ь н о с т ь ю.

 Перед исполнением следующей премьеры – «Контрабассиана» аргентинского композитора Астора Пьяццоллы – слово взял художественный руководитель ансамбля, заслуженный артист России Александр Мостыканов. Он поздравил Игоря Калину (балалайка-контрабас) с 50-летием, рассказал о жизненном и творческом пути исполнителя: Енотаевская музыкальная школа, Астраханское музыкальное училище (класс преподавателя Ершова А.В.), консерватория (класс преподавателя Стуса Б.М.), работа в оркестре русских народных инструментов под руководством Махова В.М., в квартете «Скиф» (со дня его основания), присвоение звания заслуженного артиста РФ (2003). От министерства культуры Астраханской области юбиляра поздравила Наталья Долгих, пожелала побывать на тех континентах, в тех странах, где еще не были «Скифы». В «ответном слове» Игорь Калина продемонстрировал поражающие слух звуковые эффекты, тембровые изыски, технические возможности балалайки-контрабаса. Невозможно охарактеризовать всю гамму художественных достоинств сочинения композитора-«короля нового танго», а главное, вдохновенный процесс исполнения: утонченная музыкальность, гибкая нюансировка от pianissimo до органного fortissimo, великолепная техническая база, артистизм, пьяццольская страсть. Браво, маэстро!
Кроме сольной программы ансамбль «Скиф» выступил как аккомпанирующий коллектив. Постоянные партнеры «Скифа» – вокальный дуэт народной артистки России Натальи Тарасовой и лауреата Всероссийского конкурса Татьяны Важоровой.
Слушателей покорила сердечная задушевность, глубокий лиризм песни А. Долуханяна «Ой ты, рожь», красота вокальных тембров, артистизм исполнителей. Вальсовая ритмика песни А. Журбина «Тучи в голубом» воспринималась как «эмоционально обогащенная трехдольность» (Б. Асафьев), создающая ощущение пластического вращения, смен волнообразного подъема (припев) и спада (куплет). Эмоционально был исполнены песни «Ой, цветет калина» и «Ехал я из Берлина» И. Дунаевского, убедив слушателей, что вокальный дуэт плюс инструментальный ансамбль «Скиф» - это одухотворенный коллектив, воспроизводящий «театр человеческих радостей и трагедий».
Астраханская публика восторженно приняла еще две премьеры инструментальных пьес. Ими стали: обработка Е. Дербенко романса «Дорогой длинною» Б. Фомина, «Хайтарма» Ай Петри – рецепция музыки, близкой странам Персидского залива.
Заключительные номера концерта демонстрировали современное направление, а именно, эстрадное, для чего были использованы радиомикрофоны, ремни, поддерживающие инструменты, поскольку ансамблисты играли стоя, задействован обязательный для джазовых ансамблей исполнитель – ударник Валерий Албердин.
Как джазовый домрист на сцену вышел Сергей Соколов (доцент кафедры народных инструментов), исполнивший «Путешествие к восходу солнца» М. Горобцова. Сольное выступление поразило великолепно развитой моторикой, виртуозностью, умением выявить драматургическую идею сочинения, рациональной организованностью процесса музицирования – качества профессиональной зрелости и мастерства. Затем прозвучали попурри на темы песен самой прославленной рок-группы ХХ века – Beatles. Финальный номер программы «Старые песни о главном» порадовал настоящей эстрадной зрелищностью. Атмосфера праздника не покидала на протяжении всего концерта. Высокая художественная «планка» каждого номера программы в отдельности и концерта в целом, исполнение, которое характеризуется как мастерство высочайшей пробы, были награждены безграничным восхищением публики, бурным восторгом, шквалом аплодисментов. Браво, «Скиф»!

А. Свиридова кандидат искусствоведения,
профессор кафедры теории  и истории музыки,
заслуженный работник высшей школы РФ