Камертон № 8

 

МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА АСТРАХАНИ

АЛЕКСАНДРУ АНДРИАНОВИЧУ ДОГАДИНУ  ПОСВЯЩАЕТСЯ

 

 


За последние годы астраханские музеи, картинную галерею, областную библиотеку, лютеранский костел все чаще стала посещать «камерная Муза» (от солистов, чтецов, вокалистов, инструментальных и танцевальных ансамблей до камерных оркестров). Они привнесли в типичную для этих учреждений атмосферу покоя, тишины, созерцательности яркие, буйные краски содружества, сотворчества, гармонии, доверительное партнерство – живой диалог поэзии, музыки, живописи, литературы, танца…
30 марта в картинной галерее им. Павла Михайловича Догадина состоялась презентация программы ансамбля песни и пляски «Астраханская песня» в честь 65-летия Великой Победы «Памяти А.А. Догадина: песни Астраханского казачьего войска». В 2010 году исполняется 140 лет со дня рождения подъесаула Астраханского казачьего войска, собирателя фольклора и автора сборника «Рассказы астраханских казаков» (1908) и ставшего библиографической редкостью двухтомного сборника «Былины и песни астраханских казаков» (1911-1913, 1914).
После трагической смерти (1918) имя Александра Андриановича было забыто, а фольклорный двухтомник (210 музыкально-словесных образцов казачьих песен) стал музыкальной реликвией.
Более 30 лет художественный руководитель ансамбля «Астраханская песня» Елена Михайловна Шишкина собирала, а теперь активно пропагандирует воинские строевые, исторические, лирические, плясовые казачьи песни, рекрутские причитания, в том числе из сборника А.А. Догадина. Все номера представленной композиции – театрально-хорового спектакля (главный балетмейстер Михаил Соколов, хормейстер Каринэ Шалухина, руководитель инструментальной группы Евгений Жуков) – великолепно исполнены: артистизм, пластика, визуализация музыкального образа, умение петь в хоре и соло, а главное, выдержан яркий самобытный певческий стиль казачьего фольклора.
В своем выступлении Елена Михайловна подчеркнула, что программа посвящена невинным жертвам войн, репрессий, терактов. Присутствующие почтили память погибших 29 марта в московском метро, а творческий коллектив «Астраханской песни» исполнил трогательное молитвословие – церковный псалом И. Рожкова.
В 1974-1976 гг. мне пришлось заниматься изучением (интонационно-ладовый анализ и достоверность многоголосия) сборника А.А. Догадина путем сравнения с аналогичными записями из сборников А. Листопадова, Е. Линевой, М. Этингера, расшифровками А. Ярешко. В 1976 году удалось побывать вместе с сотрудниками Ленинградского Пушкинского Дома в колхозе «Рассвет» Наримановского района, в селах Замьяны и Грачи. Возглавлял экспедицию заведующий секцией фольклора института литературы Александр Александрович Горелов. Членом экспедиции был Всеволод Владимирович Коргузалов – один из авторов многих статей по фольклору и книги «Историческая песня XIX века».
Интересы членов экспедиции были различными: В. Коргузалова интересовал свадебный обряд Нижнего Поволжья в целом, А. Горелов собирал сведения о жизни в казачьих станицах, о наиболее впечатляющих событиях военной службы, меня – родственники тех казаков, от которых А. Догадин записывал песни и, конечно, сохранившийся песенный репертуар.
К сожалению, пришлось констатировать тот факт, что хранителей традиционного казачьего фольклора и старинной манеры исполнения напевов и текстов становится с каждым годом все меньше, и это обстоятельство усложняло проблему записи казачьих песен. Трехголосное пение стало редкостью, казачий фольклорный коллектив колхоза «Рассвет» распался, последние «спевки» были два года тому назад (то есть в 1974 году). Многие участники больны или уже умерли.
Результаты экспедиции были неутешительными: от Кожевниковой М.М. (1901 г.р.) и сестер Калашниковой Е.Г. (1925 г.р.) и Степаненковой З.Г. (1914 г.р.) были записаны свадебные песни: «Садовая наша яблонька», «Друженька», «Я не думала, не ведала», «Воротись, соловушка», «Темная осень, ноченька быстрая»; от братьев Н.И. и П.И. Недопекиных были сделаны записи исторических песен «Наш батюшка, храбрый Михаил», «Эх, прошла слава», «Голова ль ты моя». Удивляло, что основной тон песне задавали женщины, а не мужчины, как в старину или несколько лет назад.
В сборнике А. Догадина  большую часть составляют былины и исторические песни: про А. Суворова, М. Кутузова, казачьих атаманов М. Платова, И. и Ф. Краснощековых, (?) Денисова, про Бонапарта, о «казацкой вольности», а также про Ермака Тимофеевича, Степана Разина.
Особый пласт – протяжные лирические песни. Это история общественных отношений, быта и нравов со всеми житейскими подробностями. Они охватывают все моменты военной жизни казака: сборы и проводы на военную службу (№ 57), печаль родителей и близких (№ 54), военные походы и сражения (№ 46, 53), плен и побег из неволи (№ 47), ранения и смерть на чужбине (№ 30, 58, 70, 74).
Общее количество шуточных, хороводных, свадебных, колыбельных песен в сборнике А. Догадина невелико: «Чарочки по столику» (№ 89), «Молодка, молодка» (№ 93), «Посею лебеду» (№ 66), «На горе-то калина» (№ 84), «Шла молодка из гостей» (№ 81), «Поставлю я ведерочки» (№ 95), «Спи, младенец мой» (№ 68), «Он на Корсике родился» (№ 16). В большинстве своем они представляют варианты песен центральных и южных областей России, что явилось результатом особых условий заселения Нижнего Поволжья.
Об истории заселения Астраханской губернии казаками, жизни и службе казачьего войска подробно и интересно рассказал кандидат исторических наук Михаил Сергеевич Сычев: в составе Астраханского казачьего войска было 20 станиц, земли которых находились в трех губерниях – Астраханской, Саратовской и Симбирской. Более 450 лет (с 1556 года) астраханские казаки охраняли рубежи русского государства, принимали участие в прусском походе в оды Семилетней войны (1756 – 1763), Отечественной войне 1812 года, в русско-турецких войнах 1827 – 1833 гг. на Дунае, 1855 – 1856 гг. в Севастополе, 1877 – 1878 гг. – за освобождение Болгарии.
От Астраханского государственного университета выступила кандидат филологических наук, доцент Лидия Леонидовна Ивашнева, поделившаяся своими мыслями о роли казаков в истории Астраханского края и важности сохранения бесценного наследия казачьего войска (исторического, филологического, музыкального и т.д.).
Выступили: представитель дворянского собрания Александр Щеглов и ветеран гвардии казачества.
Итог выступлениям подвела Марисова Наталья Дмитриевна – директор картинной галереи им. П.М. Догадина, с благодарностью вспомнившая своих учителей, прививших любовь к красоте, бережное отношение к произведениям искусства – живописи, графике, декору, скульптуре в мраморе, бронзе, камне и, конечно, людям – страстным поклонникам, энтузиастам искусства, коллекционерам, художникам, учителям живописи, собирателям народного творчества, какими были П.А. Власов (имя его носит Астраханское художественное училище), Б.М. Кустодиев, П.М. Догадин, А.А. Догадин, братья П.М. и С.М. Третьяковы, И.Н. Плотников и др.
Особая благодарность ведущему – Матвееву Виталию Владимировичу (обаятельному, элегантному, с четкой естественной интонацией), Марисовой Наталье Дмитриевне, позволившей провести это мероприятие в одном из залов коллекции однофамильца (а возможно, родственника – Павла Михайловича Догадина). Тот факт, что имя энтузиаста, подвижника, собирателя казачьего фольклора Александра Андриановича Догадина «ушло» из истории культуры города более чем на 70 лет, остается на совести тех, кто недооценил масштаб его деятельности, бесценность вклада в музыкальную биографию Астраханской области.

         А. Свиридова
кандидат искусствоведения,
профессор кафедры теории и истории музыки,
заслуженный работник высшей школы РФ