Камертон № 8

СТУДЕНЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ КОНСЕРВАТОРИИ

О СТУДЕНЧЕСКИХ КОНФЕРЕНЦИЯХ
НА КАФЕДРЕ ТЕОРИИ И ИСТОРИИ МУЗЫКИ

 

 Начиная с первых же месяцев обучения в консерватории, студенты-музыковеды, помимо традиционного освоения учебного материала различных дисциплин, активно занимаются научно-исследовательской деятельностью, которая помогает им обрести необходимые для специалиста-музыковеда навыки самостоятельного анализа, культурологического осмысления различных феноменов музыкального искусства. Обычно прохождение того или иного учебного курса завершается квалификационным отчетом в виде написания курсовой работы по данной (исторической или теоретической) дисциплине. Так, на 2-м курсе студенты представляют работы по гармоническому анализу и проблемам массовой музыкальной культуры, на третьем – по истории зарубежной музыки, на 4-м – по полифонии, анализу музыкальных форм и инструментовке.
В последнее время курсовая работа как вид индивидуального внутридисциплинарного отчета студента (где существует только один тип взаимодействия: педагог-руководитель дисциплины – студент) существенно обновила свой формат: к письменно-аналитической форме добавилось практическое публичное выступление на своего рода «мини-конференциях» студентов кафедры теории и истории музыки. Эти конференции, проводимые на кафедре в конце мая и ставшие с 2005 года уже традиционными, отличаются принципиально открытым характером (доступны для всех интересующихся), небольшим масштабом (2-3 учебных часа). С точки зрения содержания и формы они являются своего рода миниатюрным отражением жанра «большой» научно-практической конференции: темы докладов (часто близкие теме дипломной работы) отличаются актуальной исследовательской и просветительской проблематикой, в рамках краткого 8-10 минутного сообщения студенты стремятся познакомить аудиторию с новыми аспектами исследования избранной темы, собственными "открытиями", отвечают на вопросы коллег.
В целом такие «мини-конференции» способствуют решению важных задач: приучают студентов-музыковедов к соответствующей форме практической деятельности (будь то конференция или защита своего научного исследования); высвечивают дополнительные ракурсы темы, проблемы, помогают выстроить индивидуальное направление научного поиска; наконец, знакомят слушателей с новой информацией (исследовательской, собственно музыкой).
Показательно, что студенческие конференции имеют позитивную тенденцию к расширению диапазона не только обсуждаемых тем (в рамках одной какой-либо дисциплины), но и самого круга дисциплин учебного цикла: так, до 2008 года конференции ограничивались проблематикой предмета «История зарубежной музыки» (музыковеды 3 курс), с 2008 года дополнительно появилась «секция» инструментовки (музыковеды 4 курс), а с 2009 года академическую тональность конференций «разбавили» курсовые сообщения по предмету «Массовая музыкальная культура» (музыковеды 2 курс). В будущем планируется дополнить «традиционную» тематику докладами по другим дисциплинам (например, по курсу «Методология музыкознания» – музыковеды 1 курс и др.).
«Защита» курсовых работ у музыковедов 3 курса по Истории зарубежной музыки обычно затрагивает широкий спектр искусствоведческих проблем, касающихся культурных связей и взаимодействий, эстетических и стилистических особенностей творчества отдельных композиторов, различных национальных школ и художественных направлений. Названия избранных тем свидетельствуют о преимущественном интересе студентов к проблемам современного музыкального искусства, а также об их стремлении к обобщенному философскому и культурологическому ракурсу рассмотрения явлений. В оживленной, заинтересованной дискуссии по вопросам современного искусства и культуры уточняются дополнительные любопытные факты биографии и творчества отдельных композиторов, не вошедшие в представленные на «защиту» тексты, прослушиваются отдельные музыкальные фрагменты, которые могут пока считаться эксклюзивными (многое из «добытого» студентами позже пополняет фонды АГК), а именно музыка Штокхаузена, Булеза, Мессиана, Айвза, Пьяццоллы, Крама.
Приведем названия некоторых работ (из почти 30-ти за период с 2005 года):
•        «Аполлоническое и дионисийское в Tango nuevo А. Пьяццоллы» (К. Брантова,          2005)
•        «К. Штокхаузен – авангардист послевоенной эпохи» (А. Верина, 2005)
•        «О стилевых проявлениях барокко, рококо, классицизма в музыке Ф. Куперена          (Т. Матвеева, 2006)
•        «Культура Востока и ее преломление в "Турангалила-симфонии" О. Мессиана»          (А. Башкирова, 2008)
•        «Принципы диалога в  квартетах ор.41 Р. Шумана» (К. Голубинская, 2008)
•        «История любви в вокальном цикле И. Брамса "Из «Магелоны» Л. Тика"»
(М. Рогозинская, 2008)
•        «Пути развития серийных принципов звукоорганизации в зарубежной музыке ХХ          века» (Т. Заикина, 2009)
•        «Мир сказки в творчестве М. Равеля» (А. Грачева, 2009)
•        «Неоклассицизм Стравинского с точки зрения отражения проблемы гармонии и          дисгармонии (на примере анализа оперы «Похождения повесы»)» (Н. Харцхаева,          2009)
•        Авангард и традиция в творчестве Дж. Крама (Ю.Горбунова, 2010).

         Темы курсовых работ по Инструментовке более специфичны (в основном это анализ особенностей оркестровки одного или нескольких произведений), однако временной диапазон анализируемой оркестровой музыки довольно широк (от барокко до наших дней), а в случае выбора студентом партитуры современного композитора, значительно возрастает вероятность самостоятельного вuдения, непредвзятого мышления, порой любопытных авторских «открытий». Среди тем докладов всегда немало интересного: это и необычные ракурсы рассмотрения известного материала, и анализ малоизвестных или совершенно незнакомых образцов. Стремясь к большей убедительности выводов по избранной проблематике, студенты дополняют свои выступления интересными аудио- и видеофрагментами, примерами современной необычной нотографии, другими наглядными материалами. Названия некоторых работ:

•        «Особенности оркестрового письма А. Глазунова (на примере 4-ой симфонии)»
(С. Агеева-Грамович, 2008)
•        «Тембровое воплощение образа Ренаты в 3-ей симфонии С. Прокофьева»
(Е. Копылова, 2009)
•        «"Весна священная" И. Стравинского: к проблеме инструментовки балета»          (С.Карпенко, 2009)
•        «Особенности современного композиторского письма на примере "Петербургских          видений" С. Слонимского» (М. Чепикова, 2009)
•        «Особенности оркестрового письма Г. Уствольской в симфониях №№ 2, 4»
(К. Голубинская, 2009)
•        «Хореографическая симфония А.Кнайфеля "Медея" (особенности тембровой          драматургии)» (Т. Заикина,2010)
•        «Поэма-сказка для оркестра Софии Губайдуллиной: особенности оркестровки»
(А. Грачева, 2010)
•        «Симфония "К свету" Владислава Успенского: особенности тембрового решения          концепции» (Н. Харцхаева, 2010).

         Среди задач курса Массовая музыкальная культура – не только расширение профессионального кругозора студентов путем введения в орбиту их внимания материала из области неакадемической музыки, но также и умение раскрыть исторические, социальные и эстетические предпосылки возникновения, развития и функционирования наиболее значимых жанров, стилей и направлений современной массовой музыки; выявление типологических свойств массовой музыки, определение семантических и синтаксических особенностей различных жанров, форм их бытования, способов функционирования; изучение путей интегрирования массовых жанров в иную художественную реальность, в контекст «высокого», академического музыкального искусства, умение анализировать новые жанровые образования, возникающие на этих путях.
Примечательно, что массовая музыкальная культура является для современной молодежи «естественной средой обитания», поэтому никаких затруднений при выборе темы и сборе информации по ней у студентов никогда не возникает. Более того, студенты-второкурсники зачастую выступают в роли проводников в мир неакадемического искусства для своих старших и уже более «академизировавшихся» коллег.
Приведем список некоторых тем курсовых рефератов по ММК, интегрированных в тематические блоки:
1.      Жанры ММК:
•        Баллада о балладе
•        Оперные искания: рок-опера
•        Киномузыка: А. Шнитке, С. Губайдуллина, А. Петров, В. Дашкевич, Э. Артемьев,          С. Курехин, М. Таривердиев, М. Дунаевский, Г. Гладков, Е. Крылатов
•        Развитие шоу (на примере "STOMP")
•        Мюзикл, покоривший мир

2.      Рок-музыка и другие направления:
•        Hard Rock "Led Zeppelin"
•        Прогрессивный рок
•        Общая характеристика альтернативной музыки
•        Психоделия 2-й половины 60-х гг. в США и Европе
•        Возникновение рок-готики
•        "Bad Balans" – живая легенда русского рэпа
•        Рэггей и его триумф в творчестве Боба Марли
•        Творчество группы "Кино"
•        Творчество Beatles как феномен музыкальной культуры 60-х годов
•        "Queen"
•        Представители отечественного рока – группа "Агата Кристи".
•        "Хаггард" – звезда      симфонического металла
•        Эмоции, ирония и действительность в творчестве канадской рок-группы          "PROTEST THE HERO"

3.      Персоналии:
•        Творчество Стинга
•        Творчество В. Кузьмина
•        Песня длиною в жизнь (А. Пахмутова)
•        Э.Л. Уэббер – король современного мюзикла
•        Жизнь и творчество Э.Морриконе.
•        Жизнь и творчество Майкла Джозефа Джексона

         Думается, что открытые конференции – это не только и не столько очередная учебная форма студенческого отчета, сколько хорошая возможность плодотворного взаимного общения коллег-музыковедов, оттачивания профессиональных навыков, это также и стимул для поисков «своих тем» в будущем.

С. Алеева
старший преподаватель
кафедры теории и истории музыки