Камертон № 8

ОТ НАУКИ – К ПЕДАГОГИКЕ

 

Чтения по музыкальному содержанию, на которые съезжаются ученые и педагоги юга России, уже стали традиционными. В четвертый раз они прошли, однако, необычно. Начались они в стенах Волгоградского института искусств и культуры и сперва носили сугубо научный характер. После вступительного слова руководителя Чтений доктора искусствоведения, профессора Астраханской государственной консерватории, академика МАИ и РАЕ, Заслуженного деятеля науки и образования Л.П. Казанцевой слово получила старший преподаватель Волгоградского института искусств им. П.А. Серебрякова, аспирант Астраханской консерватории Д.А. Рахимова, представившая концепцию своей кандидатской диссертации «Ориентализм в музыке С.В. Рахманинова». Многие годы изучающая феномен художественной пространственности кандидат искусствоведения, доцент и зав. кафедрой теории, истории музыки и методики музыкального воспитания Института искусств Адыгейского государственного университета С.А. Мозгот на этот раз подготовила доклад «К проблеме системного изучения пространства в музыке».
Стилевой аспект музыки высветился в выступлении старшего преподавателя Волгоградского государственного института искусств и культуры, аспиранта Астраханской консерватории И.В. Савиной «Специфика принципа вариативности в парадигмальных рядах авторских транскрипций Ф. Листа», жанровый – в докладе кандидата искусствоведения, доцента кафедры истории и теории музыки Волгоградского государственного института искусств и культуры Т.С. Андрущак  «Дж. Драйден – Дж. Блоу «Ода памяти Генри Пёрселла»: от комплиментарного к мемориальному».
Ведущая интенсивные научные исследования, недавно защитившая кандидатскую диссертацию профессор кафедры специального фортепиано Астраханской государственной консерватории Г.Н. Бескровная обозначила методологические проблемы исследования музыкально-исполнительского процесса.
Два выступления были посвящены взаимодействию искусств: кандидат искусствоведения, старший преподаватель Волгоградского государственного института искусств и культуры И.И.  Васирук показала «интерпретацию» поэзии Архилоха в полифонической музыке саратовского композитора В. Королевского, а кандидат искусствоведения, доцент Волгоградского института искусств им. П.А. Серебрякова О.В. Шмакова  – музыкально-пластическое воплощение концепции Человека в «Симфонии в трёх движениях» И.Ф. Стравинского.
На Четвертых чтениях наметилась и новая позитивная тенденция – помимо собственно музыковедческих проблем, охватывать и практические, педагогические. С одной из них соприкоснулась выпускница Астраханской государственной консерватории М.Ю. Рогозинская, в качестве дипломного реферата по профессиональной и педагогической подготовке составившая  Хрестоматию по музыкальному содержанию для учащихся ДМШ и ДШИ. Эта работа была показана опытным специалистам, в том числе ведущим такую учебную дисциплину, и получила как положительные отзывы, так и конструктивные замечания, предложения по совершенствованию текста и превращению его в весьма необходимое для учителей учебное пособие.
Последнее выступление проложило путь к обсуждению вопросов преподавания музыкального содержания. Они были поставлены теперь уже и перед педагогической общественностью. Таковую образовали учителя детских музыкальных школ, общеобразовательных школ, детских садов, преподаватели педагогического колледжа г. Дубовки Волгоградской области. Аудиторию радушно принял Концертный зал Дубовской детской школы искусств. Здесь прозвучало выступление Л.П. Казанцевой «Освоение образного начала музыки детьми: вопросы методики». Доклад кандидата искусствоведения, доцента Волгоградского государственного института искусств и культуры О.В. Шевченко «Выявление и развитие музыкальных задатков у детей старшего дошкольного возраста на занятиях по слушанию музыки» получил естественное продолжение на презентации ее электронного учебно-методического пособия «Слушаем музыку вместе» для детей старшего дошкольного возраста, где автор, апробировавшая инновационную методику на двух экспериментальных площадках Волгограда, дала комментарии по использованию нового издания в учебно-воспитательном процессе. Тем самым научные идеи, развиваемые и обсуждаемые в Лаборатории музыкального содержания, работающей при Волгоградском государственном институте искусств и культуры, получили возможность перейти в статус востребованных педагогической практикой, а участники чтений – обрести в преддверии очередного учебного года творческий заряд.

Л.Казанцева
доктор искусствоведения, профессор