Камертон № 8

«РОССИЯ И ПОЛЬША: ДОЛГ ПАМЯТИ И ПРАВО ЗАБВЕНИЯ»:
МОСКОВСКИЕ ВПЕЧАТЛЕНИЯ – 2

 

 Не прошло и полгода, как Российский институт культурологи выступил с новой инициативой о проведении Международной научной конференции «Россия и Польша: долг памяти и право забвения». Намеченный форум проходил в Москве с участием Министерства культуры Российской Федерации, Посольства Республики Польша в Москве, Постоянного представительства Польской академии наук при Российской академии наук, Польского культурного центра в Москве, научного совета РАН по изучению и охране природного и культурного наследия, Российской академии государственной службы при Президенте РФ, Московского педагогического государственного университета, Педагогического университета имени Комиссии народного образования в Кракове, Гуманитарно-социального института при поддержке Российского гуманитарного научного фонда, Российского фонда фундаментальных исследований, Франко-российского центра гуманитарных и общественных наук, Немецкого культурного центра им. Гете в Москве, Посольства США в Москве, Посольства Республики Франции в Москве.
На торжественном открытии после обращения Чрезвычайного и полномочного посла Республики Польша в РФ г-на Е.Бара с пожеланиями плодотворной работы форуму с наиболее интересными и содержательными докладами выступили профессор университета Виржинии (США) А.Конфино, профессор Ягелонского университета в Кракове (Польша) А.Хвальба, профессор Лодзинского университета (Польша) А. де Лазари и доктор наук Российского института культурологи А.Васильев.
70-летие со времени начала второй мировой войны, взаимные предубеждения поляков и русских, начинающаяся новая фаза российско-польских отношений стали поводом для размышлений многих докладчиков. Специальная программа в рамках конференции была посвящена памяти Барбары Скарги, выдающегося польского философа и общественного деятеля, борца с фашизмом и жертвы сталинских репрессий. «Против ненависти» – так символично называлась одна из наиболее ярких ее работ. Темы философского творчества и пафос публицистических выступлений Б.Скарги оказались чрезвычайно созвучными проблематике конференции, поэтому ее организаторы приняли решение почтить память Б.Скарги специальным заседанием, на котором смогли бы высказаться люди, знавшие ее лично и те, на чью гражданскую и научную позицию она повлияла своими книгами.
Событием конференции стала и встреча с профессором Анджеем Валицким, классиком современной польской гуманитарной мысли, выдающимся представителем «Варшавской школы истории идей», действительным членом Польской академии наук. Заслуженный профессор Университета Notrе Dame (Индиана, США), Кавалер Большого Креста Ордена Возрождения Польши, в 1998 году А.Валицкий     был награжден Президентом Италии Международной премией Бальцана за высшие достижения в науке и культуре. Научные интересы ученого связаны с историей социальной философии в Польше и в России, изучением марксисткой мысли. Его работы, переведенные на многие языки, посвящены основным течениям, направлениям и ведущим представителям польской и российской общественно-политической мысли, проблематике нации и национального самосознания, социальной роли интеллигенции, соотношению марксизма и либерализма.
Стилистику научных работ А.Валицкого отличает огромная широта кругозора и безупречное владение сравнительным методом исследования. Вопросы интеллектуальной истории Польши и России всегда рассматриваются им в общеевропейском контексте и во взаимном сравнении. Книга А.Валицкого «История русской мысли от Просвещения до марксизма», изданная впервые в 1979 году Стэндфордским университетом, уже три десятилетия является основным учебником в американских и английских университетах. Всемирную известность получили его работы о русском славянофильстве, польском романтизме и проблеме свободы в марксистской мысли. У участников заседания была уникальная возможность выслушать мнение А.Валицкого по основным вопросам программы конференции. Профессор откровенно высказывался по самым злободневным вопросам современной жизни польского общества.
Встречающая сторона в лице Российской академии государственной службы при президенте РФ любезно предоставила для поведения конференции свои аудитории, проживание большей части приехавших также проходило  в гостиничном комплексе этого очень своеобразного учебного заведения. РАГС (Российская академия государственной службы) предстала для участников конференции городом внутри города: любой вход на территорию охраняется, здесь и металлоискатели, и турникеты, и посты милиции. Две «высотки» (всего-то по 29 этажей) соединены между собой многочисленными подземными переходами. Интерьер в коридорах и вестибюлях скорее напоминает театр или музей – это шикарные люстры, кожаные кресла, много экзотической зелени. А еще, кроме учебных аудиторий и залов заседаний, есть почта, мастерские по ремонту обуви, парикмахерская, столовые и буфеты, магазины (не только продуктовые, но и ювелирные, парфюмерные и прочие), даже выставка-продажа модной одежды.
Чудесным подарком для участников форума стал фуршет по случаю проведения конференции в Посольстве Республики Польша. Историческая реликвия (знамя Польской Армии, воевавшей под предводительством Т. Костюшки), бронзовая скульптура этого героя встретили нас в первом зале, а дальше были огромные гобелены, мягкие ковры и старинные картины, уютный музыкальный зал, ломившиеся от закусок, напитков и сладостей столы и деликатная, но знающая себе цену прислуга.
Собственно делегация Польши состояла из 38 участников. Кроме того, 198 ученых представляли Россию, США, Францию, Канаду, Литву, Украину, Беларусь. Большая часть исследователей – философы, историки, культурологи, политологи, лингвисты, филологи, киноведы. Музыковедение на конференции было показано более чем скромно: помимо моего материала («Польский эпизод астраханского краеведения»), также музыкальной тематикой было наполнено сообщение Е.Седовой из Воронежского государственного педагогического университета («Русская эмигрантская школа первой половины ХХ века и Польша: противодействие или взаимодействие?»).
Тема «Россия – Польша», действительно, на сегодняшний день для музыковедения, как в прочем и некоторые другие, оказывается довольно перспективной и во многом неразработанной. Под знаком Польши в России прозвучал ХVII век: история и культура дают здесь массу примеров. «Мусикийская грамматика» Н.Дилецкого, превратившиеся в канты польские трехголосные хоровые песни «кантычки», партесные концерты задали основное направление музыкальному развитию и сохранялись в следующем XVIII столетии, из XIX века, можно вспомнить и салон М.Шимановской, и скрипичные концерты Венявского, и печальные полонезы Огиньского, и, конечно, Шопена, мимо влияния которого не прошел ни один из крупных русских композиторов (особенно композиторы-пианисты). Фестиваль «Варшавская осень» в ХХ веке, творчество К.Пендерецкого, В.Лютославского и К.Шимановского  стали предметом пристального внимания мировой музыкальной общественности.
В скрижали музыкальной истории Астрахани вписано немало польских имен. В разное время здесь выступали всемирно знаменитая клавесинистка В.Ландовска, талантливый скрипач, впоследствии профессор Варшавской консерватории С.Барцевич, самобытный оперный певец В.Бердяев, возглавивший после окончания второй мировой войны музыкальный театр в Познани и другие музыканты. Надолго связал свою жизнь с нашим городом Марк Аронович Этингер (1922-2003). Судьба этого человека достойна отдельной монографии, что мне после выступления и пожелали сделать в будущем.
История знает немало парадоксов, они  есть и в жизни Этингера: политика фашистской Германии лишила его родины, Россия заменила ему Польшу, но уже послевоенная Германия приняла семью Этингера. Подготовленный и озвученный материал, посвященный жизни и деятельности этого ученого и педагога, более 20 лет проработавшего в Астраханском музыкальном училище и около 30 лет возглавлявшим кафедру теории и истории музыки в Астраханской государственной консерватории, я почитаю своим долгом памяти, который стоило исполнить, ведь сегодня в Астрахани очень многие музыканты – это ученики Этингера или ученики его учеников.

С. Севастьянова
кандидат искусствоведения,
доцент кафедры теории и истории музыки