Камертон № 8

ЧЕХОВ И МУЗЫКА
 (КОММЕНТАРИЙ К ИНТЕГРИРОВАННОМУ УРОКУ)

 

 Отмечаемый в 2010 году 150-летний юбилей А.П. Чехова – событие мирового масштаба. В этом плане вполне логично и ожидаемо проведение различных мемориальных мероприятий, в виде литературных чтений, посещений выставок или специальных лекций, включая также и форму интегрированных уроков.
Тема «Чехов и музыка» показалась более чем уместной в стенах Астраханского музыкального колледжа им. М.П. Мусоргского: 17 марта здесь и состоялся такой опыт. В некоторой степени его можно было бы обозначить и уроком-конференцией, поскольку преподаватели Н.А. Муратова и С.С. Севастьянова объединили студентов разных курсов, пригласив также в качестве участников и слушателей преподавателей и студентов Астраханского училища культуры и технического колледжа.
Доклад о жизни писателя подготовила студентка I курса теоретического отделения О. Лаисцева, материал о музыке в жизни и творчестве этого писателя озвучила Д. Жуманова (III курс теоретического отделения), комментарий к рассказу «Дама с собачкой» Чехова сделала Д. Шониезова (I курс теоретического отделения). С творческими портретами композиторов Р. Щедрина и В. Гаврилина собравшихся познакомили А. Пугач (IV курс отделения народных инструментов) и  C. Скорняков (IV курс отделения духовых инструментов). Фортепианные сочинения С.В. Рахманинова (этюды-картины и музыкальные моменты), ставшие музыкальным комментарием к выступлениям студентов, исполнили А. Кошкин и А. Ляпин (III курс фортепианного отделения). Фрагменты из художественного фильма И. Таланкина «Чайковский», фильмов-балетов «Дама с собачкой» Б. Галантера и «Анюта» А. Белинского помогли расширить ракурс традиционных представлений о художественных тенденциях эпохи и судьбе творческого наследия замечательного русского писателя. Время пролетело почти незаметно, «объять необъятное» было непросто, так появился повод для размышлений на эту тему.
Тема «Чехов и музыка», конечно, не столь активно обсуждаема, как например другие более популярные параллели – «Пушкин и музыка», «Пушкин в музыке», «Пушкин – Глинка», «Пушкин – Мусоргский», «Пушкин – Чайковский», «Лермонтов в музыке», «Поэзия Есенина в творчестве Свиридова». Тем не менее, ее ракурсы могут быть различными: это и музыка в жизни самого писателя, музыкальные темы, образы и приемы, характерные для его произведений, а также и собственно музыкальные воплощения сочинений А.П. Чехова. Наш интегрированный урок объединил учебные курсы русской литературы, русской музыкальной литературы и видеокурса музыкальной литературы, изучаемые студентами Астраханского музыкального колледжа. Уже изначально, несмотря на намеченную программу, было возможно различное распределение материала во времени. Планировать расширенный доклад по биографии писателя захотелось потому, что к юбилею в различных источниках появились новые данные, к тому же многие интересные факты на обычных уроках оказываются неосвещенными. В то же время сама тема «Чехов и музыка» подсказывала новый ракурс освещения мемориального материала, выстраивала особые параллели. Знаменательно, что даже показанный студентами училища культуры фрагмент открытого урока «Чехов и музыка» не повторил аргументы, изложенные преподавателями и студентами музыкального колледжа, реально подтверждая масштабность избранной темы.
«Страсти по Чехову» продолжаются. И не видно им конца, но это понятно, ведь писатель очень близок и современности, и вечным проблемам. Не реально и даже в двухчасовом интегрированном уроке «выплеснуть» на студентов такую объемную информацию. Ведь для тех из них, кто даже обучается в специализированном музыкальном учебном заведении, многие имена композиторов и названия их сочинений так и останутся только именами и названиями. Однако главная цель подобного мероприятия – познакомить учащихся с интерпретациями его произведений, разбудить мысли о сходстве и различиях трактовок одного и того же чеховского текста, его новых жанровых воплощениях, их многообразии.

С. Севастьянова
кандидат искусствоведения,
доцент кафедры теории и истории музыки