Камертон № 8

МУЗЫКАЛЬНО-ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЕ ИСКУССТВО И НАУЧНОЕ ЗНАНИЕ:
ПАРАЛЛЕЛИ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
(о конференции в ГКА им. Маймонида)

5-11 апреля 2010 года в Государственной классической академии им. Маймонида (Москва) проходила Международная научная конференция «Музыкально-исполнительское искусство и научное знание: параллели и взаимодействия», организованная Факультетом мировой музыкальной культуры (кафедра истории и теории исполнительского искусства, кафедра психологической адаптации и профессионального развития). Конференция проводилась в основном корпусе Факультета (ул. Садовническая, 52) и в здании загородной базы академии в Переделкино. Участие в ней приняли свыше 80 ученых, представивших свои доклады в очной форме и порядка 30 ученых, чьи сообщения были представлены в стендовой (заочной) форме. Среди них – доктора и кандидаты наук, профессора, академики, доценты, преподаватели высших и средних учебных заведений, молодые исследователи – соискатели ученых степеней и аспиранты из России, Азербайджана, Германии, Португалии, Украины. Семидневная продолжительность мероприятия была обусловлена количеством поданных заявок и необходимостью собравшихся в живом общении: средняя продолжительность одного доклада, установленная оргкомитетом, составляла 20 минут; приблизительно столько же (а, зачастую, и более!) занимало его обсуждение. Этот безоговорочный плюс состоявшейся в ГКА конференции был особо отмечен всеми участниками.
5 апреля, после небольшого торжественного Открытия конференции, на котором в адрес участников прозвучали приветственные слова проректора по научной работе ГКА, доктора медицинских наук, профессора Эрики Наумовны ЭСКИНОЙ, председателя оргкомитета, кандидата искусствоведения, доцента, заведующего кафедрой истории и теории исполнительского искусства, научного руководителя аспирантуры ГКА, заместителя главного редактора ежеквартального научно-теоретического и критико-публицистического журнала «Музыкальная академия» Григория Рафаэльевича КОНСОНА, заместителя председателя оргкомитета, заведующей кафедрой психологической адаптации и профессионального развития ГКА, кандидата психологических наук, доцента Александры Марковны ФЁДОРОВОЙ-ГАЛЬБЕРШТАМ, состоялось заседание секции «Исполнительское искусство как наука: история и теория. Искусствоведение и филология: единое научное пространство?».
На секции был затронут широкий круг проблем, связанных с феноменом исполнительского искусства: вопросы контекстного изучения исполнительства в кругу других ведущих аспектов музыкознания в целом, социологического обоснования эволюции исполнительского искусства, отдельных объектов музыкально-исполнительского анализа и общемировых тенденций, так или иначе повлиявших на развитие исполнительства в исторической ретроспективе. Среди выступавших:
доктор искусствоведения, заведующий кафедрой теории, истории музыки и музыкальных инструментов института музыкального и художественного образования Уральского государственного педагогического университета, профессор кафедры специального фортепиано Уральской государственной консерватории им. М.П. Мусоргского, заместитель Председателя Уральского отделения Союза композиторов России Борис Борисович БОРОДИНК вопросу о методологии изучения истории инструментального искусства»),
доктор искусствоведения, профессор кафедры теории музыки музыкального факультета Воронежской государственной академии искусств Владислав Эдуардович ДЕВУЦКИЙМузыкальная фразировка: теория и исполнительская практика»),
доктор искусствоведения, редактор журнала «Musiqi Dunyasi» (Азербайджан) Анна Амраховна АМРАХОВА Особенности формообразования в современной музыке – к теории референции»),
 Григорий Рафаэльевич КОНСОН История и теория музыкально-исполнительского искусства на рубеже тысячелетий: концепт, концепция, концептуальность?»),
кандидат искусствоведения, профессор кафедры фортепиано факультета музыкального и гуманитарного образования Краснодарского государственного университета культуры и искусств Виктор Александрович ФРОЛКИНУ истоков учения о музыкальном синтаксисе и исполнительской фразировке»),
аспирантка кафедры истории и теории исполнительского искусства факультета мировой музыкальной культуры ГКА им. Маймонида (науч. рук. – Г.Р. Консон; науч. конс. – доктор искусствоведения, профессор М.С. Скребкова-Филатова) Наталья Павловна РУЧКИНА Исполнительское искусство Е. Бекман-Щербины. (Попытка воссоздания музыкально-артистического портрета)»),
старший преподаватель кафедры фортепиано факультета художественного образования Татарского государственного гуманитарно-педагогического университета Екатерина Вячеславовна КОВРИКОВАМузыкальное исполнительство: от человека к человеку»),
преподаватель кафедры фортепиано Бакинской музыкальной академии им. У. Гаджибекова (Азербайджан) Имина Гаджиевна АЛИЕВАОб азербайджанских ладах и их слуховом восприятии»),
кандидат искусствоведения, научный сотрудник и преподаватель Научно-учебного центра музыкально-компьютерных технологий Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского Марина Викторовна ПЕРЕВЕРЗЕВА Алеаторика и проблема формообразования»),
кандидат искусствоведения, доцент кафедры философии и культурологии факультета политики и культуры Института бизнеса и политики (науч. конс. – доктор искусствоведения, профессор В.Н. Юнусова) Ангелина Сергеевна АЛПАТОВАОбразы восточной музыки в повести И.С. Тургенева “Песнь торжествующей любви”»),
доцент кафедры теории и истории музыки музыкального факультета Государственного специализированного института искусств (науч. рук. – доктор искусствоведения, профессор М.С. Скребкова-Филатова) Владимир Иванович ЛИСОВОЙРоль звука и музыки в русской прозе XIX века: по страницам повести И.С. Тургенева “Клара Милич”»),
кандидат искусствоведения, доцент кафедры музыки факультета документоведения и педагогического образования Орловского государственного университета Вера Ивановна ЮДИНАЭпистолярное наследие Василия Сергеевича Калинникова как художественный текст: проблема музыкального жанра и стиля»).

6 апреля происходило заседание секции «Исполнительское искусство как наука: история и теория. Интерпретация и интерпретология в XX–XXI столетиях». В этот день были продолжены дискуссии о специфике исполнительского искусства и способах его изучения как ведущего феномена музыкального творчества. С докладами выступили:
доктор философских наук, профессор Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова Варвара Викторовна КАШИРИНАИллюстрация как интерпретация художественного произведения»),
кандидат искусствоведения, доцент кафедры фортепиано Института музыки (консерватории) Самарской государственной академии культуры и искусств Дмитрий Алексеевич ДЯТЛОВСтиль как исполнительская проблема»),
кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник Государственного института искусствознания Екатерина Михайловна ТАРАКАНОВАПроблема аутентичной интерпретации музыки прошлого»),
аспирантка кафедры теории и истории музыки Московского государственного университета культуры и искусств (науч. рук. – кандидат искусствоведения, профессор З.Б. Карташова) Валентина Павловна ФОМИНАНекоторые особенности современной вокальной интерпретации ранней итальянской dramma per musica»),
аспирант кафедры скрипки и альта Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова (науч. рук. – доктор искусствоведения,профессор О.Ф. Шульпяков) Евгений Александрович ФАДЕЕВАльтовая транскрипция Ю.М. Крамаровым сюит для виолончели соло И.С. Баха (BWV 1007–1012) в контексте европейской и отечественной практики»),
кандидат искусствоведения, профессор кафедры теории и истории музыки Московского государственного института музыки им. А.Г. Шнитке, старший научный сотрудник отдела музыки Государственного института искусствознания Изольда Абрамовна НЕМИРОВСКАЯТеория и исполнительство: колыбельные Мусоргского»),
доктор искусствоведения, профессор кафедры теории музыки Уфимской государственной академии искусств им. З. Исмагилова Евгения Романовна СКУРКОК проблеме интерпретации фольклора в современном композиторском творчестве»),
кандидат искусствоведения, профессор кафедры специального фортепиано Саратовской государственной консерватории им. Л.В. Собинова, докторант Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского (науч. конс. – доктор искусствоведения, профессор Е.Б. Долинская) Сергей Яковлевич ВАРТАНОВАссоциативный сюжет в интерпретации – Прелюдия К. Дебюсси “Шаги на снегу”»),
 кандидат искусствоведения, преподаватель кафедры теории и истории музыки Астраханской государственной консерватории (академии) Владислав Олегович ПЕТРОВ Инструментальная пьеса-действие: виды сюжетной драматургии»),
кандидат исторических наук, помощник концертмейстера группы альтов Волгоградского академического симфонического оркестра Елена Михайловна ЧЕРВЯКОВАСравнительный анализ редакций концерта для альта с оркестром Б. Бартока. Проблемы интерпретации»),
аспирантка кафедры музыкального воспитания и образования факультета музыки Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена (науч. рук. – доктор философских наук, профессор А.С. Клюев) Анна Ивановна МАСЛЯКОВАПринцип всеединства и его преломление в творчестве А.Н. Скрябина»),
кандидат искусствоведения, доцент кафедры методики фортепианного исполнительства и специализированного общего курса фортепиано Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова Ольга Адольфовна СКОРБЯЩЕНСКАЯШопен и проблемы современного исполнительства. Гленн Гульд. Алексей Любимов. Анатолий Угорский»),
аспирант Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского (науч. рук. – кандидат искусствоведения, профессор Л.В. Раков) Виктор Георгиевич ТУГАНОВКонтрабасовое искусство: проблемы истории и теории»).

7 апреля состоялось заседание наиболее провокационной секции «Классическое и эстрадное музыкальное искусство: точки соприкосновения. Интеграция концертной практики и музыкальной психологии». Академическое и эстрадное искусства в настоящее время достигают небывалых притяжений, примерами чему могут стать «разгерметизация» практически всех музыкальных жанров, тяготеющих ныне к синтезу элитарного и массового. Академическая музыка театрализуется, эстрадизируется, в то время, как массовая (ее лучшие образцы) включает в себя законы симфонической драматургии. Полемика вокруг вопросов взаимовлияния двух разведенных по разным углам музыкального ринга искусств продолжается не один десяток лет и представленные на данной конференции доклады, их обсуждения лишь подтвердили мысль о том, что точки соприкосновения академического и эстрадного искусства во многом не случайны, но и не являются сейчас весомо обоснованными и понятыми. С докладами выступили:
кандидат искусствоведения, преподаватель кафедры сочинения и кафедры истории зарубежной музыки Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского Александр Валерьевич ЧЕРНЫШОВДжазовый ритм в музыке академической традиции»),
преподаватель отделения музыкального искусства эстрады Липецкого областного колледжа искусств им. К.Н. Игумнова, аспирант кафедры теории, методики музыкального воспитания и исполнительства музыкально-педагогического факультета Елецкого государственного университета им. И.А. Бунина Александр Владимирович ИВАШКИНКлассика и джаз: точки соприкосновения и ретроспективы интерпретации»),
доцент кафедры джазовой музыки (специализация: инструменты эстрадно-джазового оркестра) факультета мировой музыкальной культуры ГКА им. Маймонида Виктор Геннадиевич АКТИСОВКаменный век музыкально-исполнительского образования в России (на примере авторского анализа ситуации с обучением игре на ударных инструментах)»),
аспирант кафедры истории и теории исполнительского искусства факультета мировой музыкальной культуры ГКА им. Маймонида (науч. рук. – Г.Р. Консон) Виталий Владимирович ЗАМЯТИНVernon Duke и Владимир Дукельский. Перекрестия классического и эстрадного музыкального искусства (по материалам из фондов Библиотеки Конгресса Соединенных Штатов Америки)»),
аспирант кафедры методики фортепианного исполнительства и специализированного общего курса фортепиано Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова (Португалия; науч. рук. – О.А. Скорбященская) Луиш ВАШКУВиана да Мота. Автор и носитель культуры»),
кандидат искусствоведения, выпускница докторантуры Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского (науч. конс. – доктор искусствоведения, профессор В.Н. Холопова), руководитель отдела истории фольклора, жизни регионов России ежеквартального научно-теоретического и критико-публицистического журнала «Музыкальная академия» Светлана Вячеславовна ИВАНОВАО феномене женщины – композитора-исполнителя в истории европейской музыкальной культуры XVIII века»),
кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики, методики и общего курса фортепиано музыкального факультета Воронежской государственной академии искусств Галина Константиновна ТАРАСОВАКаков критерий неординарности музыканта-исполнителя?»),
кандидат педагогических наук, профессор Российского университета дружбы народов, доцент кафедры продюсерства, менеджмента кино и телевидения Всероссийского государственного института кинематографии им. С.А. Герасимова, преподаватель факультета журналистики Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, имиджмейкер телеведущих Школы телевидения «Останкино» Валентина Григорьевна ГОРЧАКОВАМузыкальность как критерий проникновенного голоса экранной личности»).

8 апреля состоялось заседание секции «Компьютерные инновации в современной музыкальной педагогике». Во всех докладах подчеркивалась необходимость внедрения в процесс воспитания профессиональных музыкантов компьютерных технологий, специальных программ, позволяющих обучать и проверять знания и умения, посредством компьютера изучать специфику композиторского и исполнительского творчества. Среди выступавших:
шеф-редактор службы информационного вещания телеканала «Культура», руководитель творческих мастерских на факультете журналистики Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, театроведческом факультете Российской академии театрального искусства (ГИТИС), Первой национальной школы телевидения, действительный член Евразийской академии телевидения и радио Андрей Максимович РАЙКИНВосприятие современной российской молодежью классической культуры»),
доктор физико-математических наук, кандидат технических наук, профессор кафедры теоретических основ радиотехники Таганрогского технологического института Южного федерального университета, профессор кафедры информационных и образовательных технологий Ростовской государственной консерватории им. С.В. Рахманинова, действительный член Международной академии информатизации при ООН Владимир Петрович РЫЖОВКомпьютерные технологии в исследовании музыкально-исполнительского искусства»),
 кандидат искусствоведения, профессор кафедры теории музыки и композиции Саратовской государственной консерватории им. Л.В. Собинова Сергей Павлович ПОЛОЗОВИнформационное обоснование поливариантности исполнительской интерпретации»), администратор совместного образовательно-партнерского проекта ГКА им. Маймонида и компании «Microsoft» «Microsoft IT Academy» («Академия информационных технологий компании “Майкрософт”»),
администратор тестового центра «Certiport», студент 5-го курса факультета математики и информатики ГКА им. Маймонида Игорь Викторович СИНЮШКИННовейшие современные информационные технологии в российском образовательном пространстве (на примере внедрения перспективных разработок в ГКА им. Маймонида)»),
преподаватель кафедры теории музыки Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского, доцент, заведующий Отделением звукорежиссуры кафедры теории и истории музыки музыкального факультета Государственного специализированного института искусств Сергей Анатольевич ФИЛАТОВ-БЕКМАНО развитии творческого потенциала студентов-исполнителей с ограничениями по зрению»).

9 апреля. Секция «Философская концепционность: этическое и эстетическое в творчестве выдающихся музыкантов. Интерпретация и интерпретология в XX-XXI столетиях». На наш взгляд, – центральная секция конференции; в докладах принимавших в ней участие ученых затрагивались глобальные проблемы бытия музыки и исполнительского процесса как части этого бытия.
доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой социологии и философии культуры факультета искусств и социокультурной деятельности Российского государственного социального университета, действительный член Международной академии наук педагогического образования Анна Иосифовна ЩЕРБАКОВАМузыкально-исполнительское искусство как объект социально-философского анализа: проблемное поле научно-исследовательской деятельности»),
аспирант кафедры истории и теории исполнительского искусства факультета мировой музыкальной культуры ГКА им. Маймонида (науч. рук. – Г.Р. Консон) Аркадий Леонидович РЕЗНИККонцептуальность гитарного творчества Игоря Рехина»),
доктор искусствоведения, профессор кафедры теории музыки Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского, заслуженный деятель искусств РФ Галина Владимировна ГРИГОРЬЕВА Тема короля Фридриха II и стилистические варианты ее интерпретации (Бах–Веберн–Губайдулина–Денисов)»),
Григорий Рафаэльевич КОНСОНЧто есть метод целостного анализа музыкального произведения: личностная интерпретация или фундаментальная концептуальная научная платформа?»),
кандидат философских наук, профессор, заведующая кафедрой общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин Академии хорового искусства им. В.С. ПоповаВалентина Ивановна СОРОКОВИКОВА Философское осмысление искусства постмодернизма»),
Владимир Иванович ЛИСОВОЙ и Ангелина Сергеевна АЛПАТОВАКонцерт для трех роялей Игоря Мациевского: штрихи к интерпретации образов»).

10 апреля состоялось заседание секции «Новейшие достижения биомеханики и медицины: их роль в перспективном обучении музыкально-исполнительской и педагогической деятельности».
кандидат психологических наук, доцент, зав. кафедрой психологической адаптации и профессионального развития отделения психологии факультета социальной медицины ГКА им. МаймонидаАлександра Марковна ФЁДОРОВА-ГАЛЬБЕРШТАМ Опыт организации психотерапевтического сопровождения музыкально-исполнительских специальностей»),
аспирантка кафедры психологической адаптации и профессионального развития отделения психологии факультета социальной медицины ГКА им. Маймонида (науч. рук. – А.М. Фёдорова-Гальберштам)Дарья Михайловна ГРИГОРЬЕВА О возможности применения музыко-терапевтических методов в купировании сценического стресса»),
преподаватель кафедры психологической адаптации и профессионального развития отделения психологии факультета социальной медицины ГКА им. Маймонида Ольга Валентиновна МУРАТОВА Классификация профессиональных заболеваний музыкантов и новейшие способы их профилактики»),
аспирантка кафедры методологии и методики преподавания музыки Московского педагогического государственного университета (науч. рук. – доктор педагогических наук, ведущий научный сотрудник, доцентА.В. Торопова)Екатерина Геннадьевна МЕЛЬНИКОВА Музыкальная терапия личностных дисгармоний»),
аспирантка Научно-исследовательского института молекулярной биологии и биофизики Сибирского отделения РАМН, старший преподаватель Новосибирского музыкального колледжаЕвгения Михайловна МЕРНАЯ, доктор биологических наук, старший научный сотрудник Научно-исследовательского института молекулярной биологии и биофизики Сибирского отделения РАМНОльга Михайловна БАЗАНОВА Как освободиться от зажима и перестать бояться сцены: об использовании биоуправления в обучении музыкантов-исполнителей»),
кандидат психологических наук, старший научный сотрудник лаборатории психологии и психофизиологии творчества Института психологии РАН, художественный руководитель Театра танца-импровизации (Центр «Радинец») Татьяна Сергеевна КНЯЗЕВА Пути “погружения” в музыкально-двигательной терапии: от теории к практике»).

11 апреля. Секция «Внедрение профессиологии в образовательный процесс как ключ к успешной деятельности в области культуры и искусства». Заседание этой секции состоялось в здании загородной базы ГКА в Переделкино – месте легендарном и связанном с великими именами из литературы и – шире – искусства в целом. Здесь с докладами выступили:
кандидат искусствоведения, профессор кафедры гармонии и сольфеджио Российской академии музыки им. Гнесиных Игорь Александрович ИСТОМИНПроблема право-левых ладовых ориентаций как ключ к чувствованию и пониманию мира через музыкальное искусство»),
аспирантка кафедры истории и теории исполнительского искусства факультета мировой музыкальной культуры ГКА им. Маймонида (науч. рук. – Г.Р. Консон) Елена Владимировна ИСАЕВА Штриховая техника в вокальном исполнительстве. Вопросы интерпретации»),
кандидат искусствоведения, доцент кафедры теории и истории музыки факультета мировой музыкальной культуры ГКА им. Маймонида Юлия Александровна МОНАСТЫРШИНА Музыка и танец: общее в методологии обучения»),
Григорий Рафаэльевич КОНСОНДиссертация на соискание ученой степени кандидата искусствоведения по специальности 17.00.02 “Музыкальное искусство”: профессиологизация исследования»),
доктор биологических наук, профессор факультета социальной медицины ГКА им. Маймонида, член редакционной коллегии журнала «Асимметрия», член исполнительного комитета Австрало-Новозеландского биологического общества «Развитие человека» Борис Иосифович ГУТНИК К вопросу о современных тенденциях школьного и университетского образования на Западе (модель Австралии – Новой Зеландии)»),
кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник отдела музыки Государственного института искусствознания Светлана Анатольевна ПЕТУХОВА Деятельность педагога-гуманитария и ее влияние на формирование некоторых стереотипов бытового сознания»).
Во время проведения конференции состоялся рад Мастер-классов ведущих психологов России: кандидата психологических наук, заведующей кафедрой психологической адаптации и профессионального развития ГКА Александры Марковна Федеровой-Гальберштам («Сценический стресс: причины, симптомы, профилактика»), преподавателя ГКА Ольги Валентиновны Муратовой («Охрана профессионального здоровья музыкантов»), преподавателя Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств Галины Ефимовны Минскер («Профессиональная реабилитация в процессе обучения фортепиано»), тренера Московского института гештальта и психодрамы Татьяны Игоревны Орловой («Роль семейных и педагогических отношений в формировании стратегии профессионального развития музыканта»), кандидата психологических наук, сотрудника Лаборатории психологии и психофизиологии творчества Института психологии РАН Татьяны Сергеевны Князевой («Метод танцевально-двигательной терапии: от теории к практике»), доктора биологических наук, старшего научного сотрудника НИИ МББ СО РАМН Ольги Михайловны Базановой («Метод биологической обратной связи в профессиональном обучении музыкантов»), доктора педагогических наук, ведущего научного сотрудника Психологического института РАО, доцента МПГУ Аллы Владимировны Тороповой («Психология музыкального сознания и бессознательного»).   
По окончании заседания состоялось Открытое заседание Ректората, Ученого совета, деканов, заведующих кафедрами ГКА им. Маймонида и Концерт, в котором приняли участие Г.Р. Консон (вокал), Е.В. Исаева (вокал, флейта), А.Л. Резник (гитара) и другие.

 

 

В.О. Петров
кандидат искусствоведения,
преподаватель кафедры теории и истории музыки