Камертон № 8

ВОЛГОГРАД 2010: ВЗГЛЯД МУЗЫКОВЕДА

 

  ВГИИК. Такая аббревиатура в настоящее время принята для обозначения Волгоградского государственного института искусств и культуры, одного из молодых ВУЗов нового поколения. Совсем недавно он отметил свой первый десятилетний юбилей. Однако его исторические корни ведут в советское прошлое, когда в 30-е годы в городе Урюпинске возникла двухгодичная школа культпросветработников с дополнительными месячными курсами «избачей и заведующих колхозными клубами». Прародителями современного ВГИИКа по праву считаются Сталинградская областная культпросветшкола, располагавшаяся в нынешнем здании (Главный корпус). Преобразованный впоследствии в Волгоградское культурно-просветительное училище (позднее переименованное в Волгоградское училище культуры) учебный центр в 1992 году перерос в Волгоградский филиал Самарского государственного института искусств и культуры (в дальнейшем его статус корректировался как Волгоградский филиал Самарской государственной академии культуры и искусств). С декабря 1999 года институт позиционируется как самостоятельный ВУЗ государственного образца (с 2003 года он также имеет представительство в нашем городе).
Одним из важных преимуществ ВГИИКа является его трехступенчатая образовательная структура, которая позволяет объединить в одном учебном заведении детскую школу искусств, училище и ВУЗ. Существующим здесь реальным возможностям сохранить контингент и провести учащихся через все этапы обучения могут позавидовать многие учебные заведения. Спектр специализаций достаточно разнообразен. Первая ступень, в частности, ориентирована на исполнительство (фортепиано, оркестровые струнные, духовые и ударные инструменты, народные инструменты, эстрадное, народное и академическое пение, хореография, театральное искусство). На второй и третьей (высшей) ступени профессиональная направленность, помимо исполнительской специализации, включает библиотековедение, дизайн, декоративно-прикладное искусство, народные промыслы, педагогику и организацию детского досуга, постановку театрализованных представлений.
Всероссийская научно-практическая конференция «Художественное образование в России: современное состояние, проблемы, направления развития» стала традиционной для ВГИИКа. Летом 2010 года по инициативе Администрации Волгоградской области, комитета по культуре и собственно ВГИИКа она проводилась в четвертый раз. На церемонии ее открытия ректор ВУЗа кандидат педагогических наук, профессор В.К. Крючек поздравил всех участников форума. Многочисленные (102) выступления были рационально разделены на четыре секции: «Современные проблемы музыкознания и музыкального исполнительства», «Инновационные технологии обучения в сфере музыкального, хореографического, изобразительного и театрального искусства», «Психолого-педагогические аспекты художественного образования и вопросы подготовки кадров», «Актуальные проблемы и тенденции развития социально-культурной деятельности на современном этапе». Кроме того, были заявлены три круглых стола: «Философия Органичной составляющей оказались и две студенческие конференции: «Проблемы музыкального искусства глазами студентов» и «Социокультурные аспекты организации досуга в современном обществе». География сборника, в котором будут изданы доклады участников конференции, объединит ученых и студентов из Москвы, Санкт-Петербурга, Волгограда, Астрахани, Саратова, Перми, Ростова-на-Дону, Твери, Нальчика, Краснодара, Майкопа, Омска и Челябинска.

Исключительно благожелательная атмосфера, концертные программы  приятно компенсировали климатические бонусы. Жара, не меньшая, чем в Астрахани, не помешала творческому обмену информацией. Полемично заданный ракурс выступления доктора искусствоведения, профессора Л.П. Казанцевой «Музыкально-образовательный процесс: в происках проблем» поддержали и многие другие ученые-музыковеды. «К проблеме классификации жанров церковной музыки: прямая псалмодия – способ возглашения или “стиль-жанр”?» – именно так проблемно была озаглавлена работа кандидата искусствоведения, доцента С.Б. Кожаевой. Новый взгляд на актуальную проблему «Инвариант авторских транскрипций Ф. Листа» представила аспирант АГК И.В. Савина. К интенциональной природе концепта на примере трех романсов П.И. Чайковского (на собственные стихи) обратилась кандидат искусствоведения Н.В. Королевская («Я простые скажу слова»). Претворение мемориальной концепции в жанре симфонии кандидат искусствоведения Т.С. Андрущак изучала на примере партитуры симфонии Й. Сука ор. 27 «Азраэль». Работу певца над художественным образом в романсах русских композиторов XIX – начала ХХ века оценивала Н.В. Скачкова. Красочно иллюстрированное выступление кандидата искусствоведения И.И. Васирук было посвящено некоторым особенностям джазовых фуг. Художественный облик ориентализма в музыке С.В. Рахманинова исследовала Д.А. Рахимова. Проблемы жанра музыкально-биографического фильма прокомментировала кандидат искусствоведения С.С. Севастьянова. А.С. Шацилло ознакомил собравшихся с авторской разработкой курса сольфеджио, включая изданные собственные учебные пособия. Специфику трактовки баяна в камерном ансамбле во второй половине ХХ века очертил Е.А. Воронин. О роли предмета «концертмейстерский класс» в развитии творческих способностей музыканта-исполнителя говорила Л.Т. Фоменко. Вероятностный подход к саморегулирующейся системе вокального голосообразования обозначила Т.В. Зубарева.
Несмотря на то, что ВГИИК не имеет музыковедческой специализации (отделение теории музыки в нем совсем недавно было открыто на второй ступени обучения), конференция, подготовленная студентами исполнительских кафедр, выглядела интересно и убедительно. Охват тем оказался достаточно широким, а презентации аудио- и видеоматериалов – самыми современными. Каждое из выступлений было по-своему привлекательным. Так, например, Л. Головченко попыталась сравнить идею всемирного братства в искусстве в концепциях Л. Бетховена и Б.А. Циммермана. Т. Дзержинская обратилась к воплощению музыкального содержания пушкинской «Песни Мэри» в произведениях далеких авторов (Ц. Кюи и А. Шнитке). Становлению и развитию идей светомузыки А.Н. Скрябина было посвящено выступление А. Гриченюка. Музыкальные воплощения евангелистской темы «Семь слов Спасителя на Кресте» представила А. Антонова. О том, какие образы и смыслы несет механическая музыка, рассказала А. Фатеева. Студенты В. Ревякин и Т.Дзержинская представили фрагмент авторского аудиовизуального текста, параллельно с представлением темы «Об особенностях коллективного композиторского творчества». Не оставил равнодушными собравшихся фольклорный калейдоскоп, показанный А. Ворониным. Сумел увлечь своей темой «Балалайка в пространстве культуры прошлого и современности», равно как и ее иллюстрацией, С. Суменков. Размышление Н. Слепцовой о судьбах старинных инструментов в современном мире удачно дополнила презентация частного Волгоградского музея. Научное руководство преподавателей кафедры теории музыки, в основном обслуживающей исполнителей, в подобных условиях невозможно переоценить: неутомимо занятые самосовершенствованием, они приучают к этому и своих студентов.
Итак, завершился очередной форум, но музыковеды Волгограда уже строят новые планы: в конце августа здесь будут проходить очередные научные чтения по «Музыкальному содержанию». ВГИИК приглашает всех желающих принять активное участие в этом научном мероприятии.

С.Севастьянова
кандидат искусствоведения,
доцент кафедры теории и истории музыки