Камертон № 8
 

Как всегда 2 февраля в читальном зале консерватории было людно. Сороковую читательскую конференцию по традиции открыла заведующая библиотекой Круговова Валентина Петровна: проинформировала собравшихся о поступивших новинках – журналы «Новое литературное обозрение», «Обсерватория культуры», статьи в «Литературной газете», посетовала на то, что приобретать художественную литературу, к сожалению, нет возможностей из-за отсутствия площадей хранения. Книги, ноты, авторефераты образовали красочные стенды научно-методо-публицистической литературы «высшей пробы» по дизайну. Одной из главных причин ежегодно проводимых читательских конференций – потребность, желание педагогов, сотрудников вуза обменяться мнениями о прочитанных литературно-художественных новинках и проблемах, поднимаемых в них.
         Главными объектами обсуждениями юбилейной конференции стали: фантастика как жанр, стереотип жизни, мировоззрение, мифотворчество массового сознания людей эпохи постмодерна и мемуары А.Н. Вертинского.
         После выхода человека в космос значительно усложнились «взаимоотношения» науки и массового сознания: картина мира предстала чрезвычайно измененной, более того, стала беспредельной, поскольку в нее вписались представления об иных цивилизациях, иных формах разумной жизни. Со второй половины ХХ века на основе тех стадий науки, когда допустимы и возможны гипотезы, догадки, интуиция, миф стал доминировать в массовом сознании, и потому самым любимым Жаном становится фэнтези, разделившийся на два русла: научная фантастика (для взрослых) и мистика (для молодежи).
         Научная фантастика посредством воображения прогнозирует будущее, явления, которых еще нет, возможно, никогда не будет. Объектами научной фантастики становятся: космос, космические пришельцы с других планет, звездные войны за господство в галактических пространствах, техногенные катастрофы, воображаемый  мир после экологической катастрофы, открытие антивещества, неосмотрительное обращение с которым может погубить планету. Отсюда излюбленная и многократно тиражируемая тема гибели человечества, апокалипсис…
         Поскольку ни один человек не может (не способен) решить глобальные задачи, которые ставит наука перед человечеством, то вполне логично, должен появиться некто, лишенный недостатков человеческого разума. Мистика компенсировала недостаток научной фантастики обилием существ, крайне далеких от мира реальности, науки, которых порождало разыгравшееся воображение. Содержание мистики («ужастиков»), несмотря на причудливую сказочность, мифологичность, оказалось интереснее хотя бы тем, что обращено к человеку, к личности, ее паранормальным способностям, магическим силам, даже если эти способности реализуются в иных мирах, в той реальности, которую создает воображение (Гарри Поттер, американская фантастика ХХ века, повести А. Белянина и т.д.). Интернет, СМИ активно пропагандируют колдунов, экстрасенсов, предсказателей, чудеса всякого рода, таинственную силу, могущество которой может быть не только позитивно, но и враждебно человеку.
         Фэнтези – это детище информационного общества. По мнению ученых, за последние 30 лет произведено столько информации, сколько за предыдущие 5 тысяч лет (Магилевская Г.Н., Гогерчак С.Ю.), с последней трети ХХ века объемы информации возрастают в геометрической прогрессии. Фэнтези как детище постмодернизма порождает социальные, политические, религиозные, художественные мифы, выступает в виде ложной структуры, способной создавать у адептов впечатление истинности и состояние психологического комфорта. Еще хуже то, что мифы, обернутые в научную оболочку, используются с целью зомбирования масс, применяются как психотропное оружие для воздействия на мышление людей и даже на ход человеческой истории.
         Поводом к подобного рода размышлениям стало выступление Кострюковой Галины Георгиевны, которая поделилась впечатлениями о первой книге четырехтомника – саге Стефании Майер «Сумерки». Содержание книги связано с мистическим образом Дракулы, образом, породившим десятки экранизаций, три оперы «Вампир», сотни рассказов (печатных и устных) о прoклятом «живом мертвеце», питающемся кровью людей. Облик вампиров в «Сумерках» представлен в трансформированном виде: вампиры живут в семье, они не убивают людей, а только животных, некоторые из них становятся врачами, то есть лечат и спасают людей. Они вечно молоды, но им приходится постоянно бороться со своей природной сущностью (особенно при воде человеческой крови). Герой книги влюбляется, этот союз и сильное чувство возвращают такие этические понятия в мир вампов как целомудрие, вечная преданность, готовность принести себя в жертву, то есть лучшие качества морального человека.
 Борисова Елена Борисовна поделилась впечатлениями о воспоминаниях А.Н. Вертинского (переписка с женой, друзьями, знакомыми, прямо или косвенно причастными к его жизни и творчеству). Елена Борисовна обратила внимание на то, что в Вертинском гармонично сочетался талант актера, поэта и певца. Его называли трубадуром первой половины ХХ века. Это была экстравагантная фигура, ставшая эмблемой интеллигенции, уехавшей в эмиграцию. Не оставила без внимания Елена Борисовна поэтическое творчество этой незаурядной личности, прочитав несколько стихотворений, где ностальгия пронизывает каждую строчку («Нежная Родина», «Мыши»).
Кучер Людмила Евгеньевна порекомендовала прочитать роман-эпиграмму Юрия Полякова «Козленок в молоке» и книгу Натальи Химченко «Пять детств и три юности».
Не остался без внимания метод обучения детей в Англии (по просмотру фильма «Кин-дза-дза»), где доминирует принцип активизации мышления детей, собственного мнения, суждения ребенка (программа «Умей сказать "нет"»). К сожалению, Россия – не Англия, не Германия… Начну с того, что в российских школах давно и усилено насаждаются программы типа «Планирование семьи» (безопасный секс), «Ответственное родительство». Это замечательно, если не брать во внимание тот факт, что основатель движения «Планирование семьи» Маргарет Зангер предлагала уничтожить всех неполноценных, убогих, больных… В марте на параолимпийских соревнованиях эти «неполноценные» принесли России 38 наград, больше, чем полноценные в Ванкувере. Видела передачу по TV, где женщина-политик призывала к массовой стерилизации женщин, чтобы «не плодить нищету». Если бы ее доктрина была реализована полвека назад, я не имела бы дочери, а двадцать лет назад моя дочь не имела бы своей дочери, поскольку ни я, ни она никогда не жили обеспеченно по западноевропейским меркам (как, впрочем, большинство моих коллег, знакомых и миллионы российских женщин, относящихся теперь к категории «бюджетников»). Что касается школьных программ, то их идеи нагляднее представить в виде слоеного пирога: самый нижний слой, фундамент возведенной конструкции – оккультный (снятие всяческих запретов, ограничений, моральных табу, попрание традиций); над ним – идеологический (снижение рождаемости ослабляет государство и в конечном счете ведет к его уничтожению); еще выше – нравственный, вернее, безнравственный (в половом воспитании весьма заинтересованы дельцы порнографии); верхний – коммерческий (фармакологические компании распространяют таким образом свою контрацептическую продукцию). Это мое личное мнение. Я за другие положительные тенденции зарубежных стран: в Дании создать семью можно, лишь достигнув 24 лет, а в России при наличии беременности брак регистрируют в 16 (!) лет, во многих развитых странах срок совершеннолетия более поздний, чем у нас. Деградация (пьянство, наркомания, безработица) взрослого населения, дегенерация (умственная отсталость), безграмотность подростков лишь усугубляют остроту взаимоотношений детей и родителей. Зачем нам зарубежные программы, если родители (работающие, непьющие, но не сумевшие обустроить жизнь по современным стандартам – а это опять-таки «бюджетники») перестают быть авторитетом и образцом для подражания, дети не обращаются к ним за советом и помощью.
         Изменения государственной политики по вопросу трудовой занятости детей, одобряемые родителями, имеют не только положительные, но  и негативные последствия. Заработок детей иногда превышает заработок родителей, а это – прямая угроза их авторитету в глазах подростков, с одной стороны, с другой, – переоценка значимости денег как фактора успеха. Не прибавляет авторитета родителям падение престижа целого ряда профессий, в том числе, учителя музыки.
         Закончилась читательская конференция обсуждением фильма об А.П. Чехове, транслировавшемся по центральному телевидению. «Под занавес» коснулись вопроса эстетического воспитания: преодоления извращенных вкусов детей, подростков, борьбы с «музыкальной наркоманией», которая из идеологической перешла в ранг медицинской проблемы. Американский психолог Джон Даймонт доказал, что хард-рок, рок-металл влияют на биоритмы человека, а длительное воздействие этой музыки ведет к психическим расстройствам. А вот юмор и сатира, вызывающие смех, снижают давление, усиливают кровообращение, укрепляют иммунную систему, нормализуют работу кишечника. Заканчиваю обзор проблем юбилейной читательской конференции на оптимистической ноте: желаю всем крепкого здоровья! Больше смейтесь, господа!
                                                                                             

А. Свиридова
кандидат искусствоведения,
профессор кафедры теории и истории музыки