Камертон № 8

ФЕСТИВАЛИ, КОНКУРСЫ

АПРЕЛЬСКИЕ  РАДОСТИ …  и огорчения

 

         Апрель ознаменовался двумя радостными событиями в музыкальной жизни города: XI международный фестиваль вокального искусства им. В. Барсовой и М. Максаковой (8 – 16 апреля) и XIII Российский смотр-конкурс исполнительского мастерства студентов музыкальных училищ (11 – 18 апреля).
В  фестивале вокального искусства приняли участие солисты из государств ближнего зарубежья (Беларусь, Украина, Азербайджан, Казахстан), семи городов Российской Федерации (Москва, Санкт-Петербург, Самара, Челябинск, Новосибирск, Саратов, Астрахань). На этом грандиозном вокальном форуме выступили народные артисты: Леонид Сметанников – баритон (Саратов), Султан Байсултанов – тенор (Алматы), Владимир Болдырев – баритон (Харьков), Михаил Губский – тенор (Самара), Авяз Абдуллаев – бас (Баку), Андрей Антонов – бас (Самара, Москва), Владислав Калашников – бас (Новосибирск); заслуженные артисты: Николай Моисеенко – баритон (Минск), Мунхзул Намхайя – баритон (Бурятия); лауреаты международных конкурсов: Наталья Воронкина – сопрано (Челябинск), Виталий Ефанов – бас (Москва), Елена Каюкова – сопрано (Астрахань), Галина Королева – колоратурное со-прано (Москва), Наталья Воробьева – меццо-сопрано (Астрахань), Руслан Сигбатулин – баритон (Астрахань), дипломант международного конкурса Наталья Зашмарина – меццо-сопрано (Астрахань); Василий Снимщиков – бас (Астрахань), Марина Лихошерст – сопрано (Минск), Сергей Гаврилов – тенор (Санкт-Петербург); лауреаты и дипломанты конкурса во-калистов им. В. Барсовой (Сочи) и им. М. Максаковой (Астрахань): Светлана Катаева, Ека-терина Житарь, Елена Евтушенко, Евгения Старцева, Ольга Войнова, Елена Трофименко, Светлана Сигбатулина, Мария Гаврилюк, Михаил Великанов.
«Озвучивали» оба мероприятия, тесно переплетенные временными рамками, общими концертными сценами, симфонические оркестры музыкального театра и консерватории (академии), оркестры филармонии – камерный и русских народных инструментов; дириже-ры: Василий Валитов (Москва), народный артист России Анатолий Винокур (Краснодар), заслуженный деятель Удмуртской Республики Игорь Сметанин, Владислав Белинский (Астрахань); дирижеры-хормейстеры: заслуженный работник культуры Нинель Никитина, заслуженный деятель искусств России Любовь Власенко, заслуженный деятель искусств Рос-сии Галина Дунчева; ведущие: музыковеды Юлия Скрипченкова, Елена Медведева, заслуженная артистка России Надежда Дорофеева. Были задействованы залы консерватории, филармонии, музыкального колледжа, картинной галереи им. П.М. Догадина.

Состоялись творческие встречи: народной артистки РФ Марии Максаковой с астраханскими студентами (демонстрация музыкального фильма «Летучая мышь» в кинотеатре «Иллюзион»), народного артиста России Давида Лернера с педагогами и студентами кафедры сольного пения. Проведен мастер-класс солиста Мюнхенского театра Принца-Регента, обладателя многочисленных международных премий Томаса Бауэра (Германия), осуществлен показ опер Дж. Верди «Риголетто» и Г. Доницетти «Дон Паскуале». Состоялись два гала-концерта, концерты: «Аромат солнца» (лирические страницы русской классики, народные песни, старинные романсы), оркестра русских народных инструментов, Томаса Бауэра, «Торжество барокко» с участием лауреата международного конкурса Артема Крутько (контртенор, Челябинск), «Посвящение…» (к 200-летию со дня рождения Р.Шумана), концерт заслуженной артистки России, профессора Ирины Николаевой (Москва), концерт лауреатов конкурса вокалистов.
Коротко о том, что прозвучало в Большом зале консерватории.
12 апреля выступили три хоровых коллектива: женский хор Астраханского музыкального колледжа (дирижер заслуженный работник культуры Нинель Никитина), муниципальный камерный хор «Лик» (руководитель и дирижер Татьяна Рекичинская), студенческий хор консерватории (дирижер заслуженный деятель искусств России Любовь Власенко).
Значительное место в концерте занял хор музыкального колледжа. Коллектив ровно выступил на протяжении всей программы: 13 произведений композиторов разных эпох, стилевых направлений – богатейший пласт мировой музыкальной культуры (Орландо Лассо, Эллис Тегнер, Франсис Пуленк, Рудольф Тобиас, Виталий Ходош, Александр Кастальский, Игорь Рехин и т.д.). Исполнение порадовало отличным интонационным строем (мелкие погрешности не в счет), динамической гибкостью и красотой звучания, убедительностью воплощения композиторских намерений, эмоциональной раскрепощенностью и, особо подчеркну, психологической выносливостью. Программа отразила все направления творческой деятельности коллектива: духовная, светская музыка эпохи Возрождения, западноевропейская и отечественная хоровая классика, современная музыка народов мира, русский фольклор.
15 апреля студенческий симфонический оркестр (дирижер – Игорь Сметанин) выступил в двух «амплуа»: сопровождающем и солирующем. Рискуя навлечь на себя неудовольствие исполнителей, начну с банального утверждения: классические произведения должны быть достаточно представлены по количеству, а главное, по качеству. Два «бенефиса» (Вступление к опере М. Мусоргского «Хованщина» и увертюра к опере Дж. Верди «Сила судьбы») – это мало, а с учетом заявленной в афише направленности (концерт лауреатов и дипломантов конкурсов вокального искусства им. В. Барсовой и М. Максаковой) – это лишнее.
Что касается качества, то духовики (дерево – гобой, медь – валторны) откровенно фальшивили, не все партии группы струнных инструментов были безупречны; поражали темповые «сдвиги» то в сторону ускорения, то замедления по отношению к эталонному варианту. Большой состав оркестра (с внушительным количеством выпускников-иллюстраторов) во многих случаях «подавлял» вокалистов (у Михаила Великанова в знакомом тексте заключительной сцены из оперы П. Чайковского «Евгений Онегин» нельзя было расслышать ни одного слова), «сбив» у Елены Евтушенко - «дело рук» дирижера. И даже прозвучавшая благополучно увертюра к опере Дж. Верди «Сила судьбы» требует доработки.
Выяснилось, что играть медленно и тихо на большом протяжении оркестр не умеет (piano получается самопроизвольно в звучании soli или небольших групп инструментов), громкостная амплитуда на порядок выше нормы (вместо mf – f, вместо f – ff), а потому «зашкаливает».
22 и 24 апреля состоялись концерты дипломников класса камерного ансамбля про-фессора Галины Волковой, в рамках которых приняли участие: Е. Александрова, С. Созоно-ва, В. Капкаева, Е. Дербенцева, М. Яковлева, Т. Щеголева, М. Стойловская (фортепиано); Е. Иноченко, Ю. Анашкина, С. Лысенко (скрипка); В. Гонцов (альт); С. Сизова, М. Павлова (виолончель). Программа включала камерные ансамбли В. Моцарта, Ф. Шуберта, К. Дебюс-си, Д. Шостаковича, К. Шимановского, Н. Пейко, К. Хачатуряна.
23 апреля в честь 200-летия со дня рождения Фридерика Шопена студенты класса заслуженного артиста РФ Сергея Усольцева выступили с интересной программой из произведений выдающегося польского композитора-пианиста.
25 апреля Руслан Мелекаев выступил с сольной программой «Вечер музыки для кларнета», куда вошли Концерт № 3 в трех частях К.М. Вебера, пьесы русских и зарубежных композиторов.
26 апреля один за другим прозвучали два разножанровых концерта. В концерте дипломантки Всероссийского конкурса вокального искусства Валентины Усольцевой приняли участие Ксения Милько, Марина Дзонь, лауреат международного конкурса-фестиваля Елена Карячкина, Алла Дудина (фортепиано). В этот же вечер симфонический оркестр музыкаль-ного театра (дирижер – Владимир Алатарцев) поднялся на сцену Большого зала консерватории. Однако особого интереса у искушенной публики концерт не вызвал, поскольку программа, мягко говоря, не отличалась новизной: третий раз за год прозвучал на этой сцене Концерт для трубы с оркестром А. Арутюняна (первый раз – в концерте городского оркестра духовых инструментов в апреле прошлого года, второй раз – в отчетном концерте студенче-ского симфонического оркестра в мае прошлого года и вот вновь через год; солистка Свет-лана Дьячук успела получить за это время звание заслуженной артистки Республики Калмы-кия). Сюита из балета «Коты в сапогах» В. Казенина была исполнена в октябре 2009 года на фестивале современной музыки, «Славянский марш" П. Чайковского – репертуарный номер дирижера музыкального театра Василия Валитова, симфоническая сюита Н. Римского-Корсакова «Шехеразада»  сопровождала балетную постановку в том же музыкальном театре.
Так сложилось, что, пожалуй, единственная «головная боль» вуза – это «текучесть» руководителей-дирижеров студенческого симфонического оркестра, из-за которой страдают как студенты (не получают должной практики игры в оркестре), так и учебный процесс (срыв занятий в связи с неплановыми репетициями, авральный стиль работы).
Резюмирую по поводу выступлений двух симфонических оркестров. Создалось впечатление, что оба оркестра специализируются на «малых формах»: вступление к опере М. Мусоргского «Хованщина» – всего лишь симфонические вариации на тему народнопесенного характера (символ «рассвета новой Руси»); знание содержания оперы Дж. Верди «Сила судьбы» помогло бы студентам (и не только им!) воплотить богатые возможности контраста музыкальных образов (Альваро и Леоноры), драму их личной жизни, объясняющую название оперы – «от судьбы не уйдешь»; сюиты – наипростейший жанр с принципом прогрессии контрастов, сопоставления образов, картин; задачи «аккомпанирующей» функции не были реализованы до конца студенческим оркестром, качество исполнения чисто оркестровых пьес и студенческим и театральным коллективом оставляет желать лучшего.
В концерте 28 апреля приняли участие дипломники класса заслуженной артистки РФ Марины Бесценной. Программа состояла из редко исполняемых произведений: Соната для кларнета и фортепиано К. Гуаставино (исполнители – Ш. Мирзоев, Е. Мирзоева), Трио для скрипки, виолончели и фортепиано Э. Лало (исполнители – Н. Соловьева, О. Ханаева, И. Микунова), Квартет для скрипки, виолончели и фортепиано Э. Направника (исполнители – К. Кошель, Е. Давыдова, концертмейстеры – А. Дубинина, С. Сизова).
29 апреля муниципальный камерный хор «Лик» (руководитель и дирижер Татьяна Рекичинская) отпраздновал свое 15-летие. Во вступительном слове музыковед Юлия Скрипченкова сказала, что концерт посвящен двум лицам: основателю хора, художественному руководителю, заслуженному артисту РФ, профессору С.Е. Комякову и заслуженному деятелю искусств, профессору Л.П. Власенко. Логично выстроенная программа концерта подтверди-ла владение хором исполнительскими принципами музыки различных стилей и эпох: обра-ботки русских народных песен (И. Полтавцев «Что затуманилась, зоренька ясная», А. Зорин «Вдоль по Питерской»), эстрадные песни (А. Лепин, сл. В. Коростылева «Песенка о хорошем настроении»; Г. Пономаренко, сл. С. Есенина «Отговорила роща золотая»; А. Пахмутова, сл. Н. Добронравова «Как молоды мы были»; Г. Пономаренко, сл. Н. Мордовиной «Песня об Астрахани»; А. Новиков, сл. Я. Шведова «Смуглянка»); переложения уже имеющихся обработок (Дж. Россини «Неаполитанская тарантелла», Н. Римский-Корсаков «Полет шмеля»). Отрадно, что авторами обработок для данного состава хора стали С. Комяков, Т. Рекичинская, астраханский композитор А. Рындин. Солистами выступили: Василий Снимщиков (бас), Сергей Евдокимов (тенор), дипломант Всероссийского конкурса Елена Стрельцова (сопрано); аккомпанировали: лауреат Международного конкурса, доцент Ю. Эльперин, дипломант Всероссийского конкурса камерных ансамблей Анжела Гасратова, ансамбль народных инструментов «Русские тайны» (руководитель Н. Лагутик).
Звуковая сущность многих лирических песен – «струистость» мелоса, раскрываемая в волнистом движении основной темы ко все большему захвату звучащего пространства, чего она достигает в итоге почти непрерывающегося нарастания к кульминации. Совершенно иная стилистика – традиции духовной музыки барокко – была прекрасно воспроизведена хором и послужила причиной бурных оваций зала. Высокая одухотворенность и исполнительское совершенство – такими словами можно охарактеризовать звучание красивейшей музыки «Арии» из сюиты № 3 И.С. Баха в сопровождении контрабаса (А. Белов) и привести наставнические слова Владыки Московского Подворья Свято-Троицкой Сергиевской Лавры: «Если твое исполнение не будет задевать души людей, если ты сам душой не будешь страдать в момент исполнения, то ты не сможешь достичь духовного преображения».
Партитура Великого Славословия украинского композитора Е. Юнен не вполне соот-ветствует некоему собирательному образу богослужения, отправляемого церковным причтом в кафедральном соборе: фрагменты с повышенным звуковым тонусом, ликующими интонациями, в которых слышатся радость и триумф православия, чередуются с фрагментами эмоционально более сдержанными (трисвятое, сугубая и просительная ектении), но близкими к богослужебной практике. Некоторые неудобства тесситуры, вызывающие пронзительное звучание женских голосов, еще больше подчеркивали внебогослужебное (концертное) назначение сочинения.
Хор владеет тайной превращения чисто внешних элементов в золото звучаний, виртуозных украшений – в средство насыщения каждого мига музыки, обладает богатейшей красочной палитрой – и тембровой, и динамической, что ярко проявилось при исполнении спиричуэл «Go down, Moses» («Сойди вниз, Моисей»), «Неаполитанской тарантеллы» Дж. Россини, «Полета шмеля» Н. Римского-Корсакова.
Преемственность «учитель – ученик» (С.Е. Комяков – Т.В. Рекичинская) отразилась не только в продолжении академических традиций, широком диапазоне творческих интересов хора, но и в стремлении «идти своим путем» (диалектический закон прогресса). С приходом дирижера Т. Рекичинской начался новый этап в творческой жизни коллектива. Нынешний художественный руководитель обладает пластичным и одновременно точным жестом, прекрасно чувствует музыкальные стили, способна мобилизовать и воодушевить исполнителей.
Вся программа, построенная на ярких образных контрастах, отлично воспринималась слушателями, а театрализованная постановка оперы М. Дунаевского «Пиф-паф» (сл. Ю. Энтина) вызвала оживление в зале и смех. Роль Зайчика исполнил Сергей Евдокимов, Охотника – Михаил Кухарев (он же режиссер-постановщик), за роялем – дипломант Всероссийского конкурса Анжела Гасратова. Два заключительных номера - «Песню об Астрахани» и «Смуглянку» - исполнил сводный хор, куда дополнительно вошли участники коллектива прошлых лет. Своим солнечным характером заключительная песня, припев которой пел весь зал, оказалась созвучной первому номеру - «Песенке о хорошем настроении» и потому была воспринята как эмоциональная реприза. Концерт оставил самое благоприятное впечатление. Свидетельство тому - эмоциональная реакция слушательской аудитории, наградившей исполнителей бурными овациями.
С приветственным словом в адрес юбиляра и поздравлениями от имени начальника городского управления культуры Ляховой В.Г. и городской филармонии выступил ее директор Владимир Алатарцев. Он поздравил коллектив с юбилейной датой и поблагодарил спонсоров за помощь в организации и проведении юбилейного вечера (ген. директор типографии "Нова" Жудаев С.Е., ген. директор салона-магазина «Галерея-N» Иванова Н.С., директор рекламного агентства «Аст-медиа» Стародобов А.В., ген. директор ЗАО «Торговый дом "Селенские Исады"» Дербасов М.В.).
30 апреля в Малом зале консерватории состоялся концерт вокальной музыки: лауреат Всероссийских и Международных конкурсов Евгения Старцева (сопрано) выступила с соль-ной программой из сочинений основоположника (наряду с Ф. Эркелем) и крупнейшего классика венгерской музыки Ференца Листа. Концерт оставил в сердцах слушателей праздничное настроение от силы воздействия голоса, чувств и обаяния певицы (концертмейстер Валерия Кулешова).
По всем параметрам апрельские концерты стали яркими и запоминающимися событиями культурной жизни города, показавшими многогранность, насыщенность и в высшей степени плодотворность исполнительской деятельности коллектива Астраханской консерватории, цель которого – через искусство углублять мир человеческой духовности, облагораживать чувства, мысли,  то есть стремление к обретению гармонии, восстановлению нарушенной красоты.

А.Свиридова
кандидат искусствоведения,
профессор кафедры теории
и истории музыки АГК,
заслуженный работник
высшей школы РФ