Камертон № 7

«СХОДИТ ЛИ СО СЦЕНЫ РОССИЙСКИЙ ИНТЕЛЛИГЕНТ?»

 

 

С 27 по 29 марта 2009 года в Москве на базе Российской академии музыки им. Гнесиных состоялся V Всероссийский фестиваль-конкурс музыкально-просветительских программ, организованный Федеральным агентством по культуре и кинематографии, Секцией по научно-методическому обеспечению курса фортепиано для студентов разных специальностей при информационной поддержке газеты «Музыкальное обозрение», журнала о музыкальной жизни Москвы «Филармоник» и фирмы «Yamaha». Фестиваль-конкурс был посвящен Русскому музыкальному обществу, которому в этом году исполняется 150 лет.

В состав жюри входили: председатель Секции по научно-методическому обеспечению курса фортепиано для студентов разных специальностей, профессор, заведующая кафедрой фортепиано РАМ им. Гнесиных В.Д. Ныркова, заместитель председателя Секции, профессор Московского государственного университета искусств и культуры О.М. Мятиева, заместитель председателя Секции, доцент РАМ им. Гнесиных Н.П. Толстых, профессор Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского А.С. Розанов, доцент Академии хорового искусства Т.Н. Гапоненко, заведующая кафедрой фортепиано Государственного музыкально-педагогического института им. М.М. Ипполитова-Иванова Л.М. Сальникова, и заведующий кафедрой фортепиано Московского государственного института музыки им. А. Шнитке, профессор П.А. Хазанов.
Фестиваль-конкурс проводился в двух группах – среди учащихся средних музыкальных учебных заведений и среди студентов музыкальных вузов. В последней группе приняли участие: Академия хорового искусства (программа «Жанровые основы джазовых этюдов Милана Дворжака и Даниила Крамера»), Астраханская государственная консерватория (программа «Сходит ли со сцены российский интеллигент?»), Государственный музыкально-педагогический институт им. М.М. Ипполитова-Иванова (программы «Арно Бабаджанян в нашей современности», «Поэзия Анны Ахматовой в музыке»), Казанская государственная консерватория им. Н.Г. Жиганова (программы «Ave Maria», «Фортепианный цикл Н. Жиганова “Двенадцать зарисовок”: рисуем звуком, словом, краской»), Казанский государственный университет культуры и искусств (программа «История любви»), Московский государственный институт музыки им. А. Шнитке (программа «(Не только) Шнитке»), Московская государственная консерватория им. П.И. Чайковского (программа «Творческий феномен Александра Чугаева»), Петрозаводская государственная консерватория им. А.К. Глазунова (программы «Судьба художника и “Калевала”», «Слышу нежной флейты пенье»), Российская академия музыки им. Гнесиных (программы «Испанский романсеро», «Одни (по мотивам рассказа В.М. Шукшина)»), Санкт-Петербургская государственная консерватория им. Н.А. Римского-Корсакова (программы «Творчество Н. Капустина», «Партита И.С. Баха D-dur BWV 828: место и значение “детали” как конструктивно-художественного элемента в риторической системе»), Саратовская государственная консерватория им. Л.В. Собинова (программы «Музыка русской усадьбы конца ХVIII века», «Мир джаза (к 130-летию учебного заведения)»).
Программу Астраханской государственной консерватории «Сходит ли со сцены российский интеллигент?» на суд жюри и зрителей представители студентка кафедры сольного пения Ольга Паламарчук и студентка кафедры хорового дирижирования Лилия Сулейманова. Данная программа была награждена в номинации «Оригинальность темы» – исполнителям был вручен Диплом лауреатов и денежная премия.

Мне представилась возможность побеседовать с руководителем программы – доцентом кафедры фортепиано Риммой Юрьевной Бураковой.
Как Вам кажется, в чем особенность подобных мероприятий? Что это дает нашим студентам? Согласны ли Вы с утверждением В.Д. Нырковой о том, что «выступление в музыкально-просветительских программах способствует повышению интереса студентов к предмету, улучшению качества занятий и совершенствованию навыков игры на фортепиано. В ходе подготовки композиций они узнают много нового для себя, расширяется их общекультурный и музыкальный кругозор»?
Безусловно! Всероссийский Фестиваль-конкурс музыкально-просветительских программ в Москве был посвящен 150-летию Русского музыкального общества, широко отмечаемого музыкальной общественностью страны. Как всегда его целью являлось возрождение славных отечественных традиций музыкально-просветительской деятельности в курсе фортепиано для  студентов разных специальностей. Как всегда располагала, вызывала интерес и привлекала к творческому общению необычайно доброжелательная обстановка фестиваля. Вовлекая в свое движение все больше и больше творческой молодежи, Фестиваль-конкурс продемонстрировал, как просветительство увлекает студентов, дает им возможность создавать разнообразные программы с использованием самого широкого круга музыкальных произведений. Студенты, участвуя в просветительской работе, не только как исполнители на фортепиано, концертмейстеры, но также как солисты, ансамблисты, ведущие, сценаристы, режиссеры, художественные оформители, продюсеры, получают возможность испытать себя в разных амплуа, что помогает раскрыть творческий потенциал личности и приносит большое удовлетворение. Многие студенты относят участие в просветительской работе к наиболее ярким впечатлениям, полученным во время учебы, и начинают ощущать себя продолжателями славных отечественных традиций.
Какие программы показались Вам наиболее значимыми, произвели на Вас наилучшее впечатление?
Это, безусловно, программы, ставшие победителями в номинации «Лучшая музыкально-просветительская программа»: «Испанский романсеро» (РАМ им. Гнесиных), «Слышу нежное флейты пение» (Петрозаводская консерватория), «Арно Бабаджанян в нашей современности», «Поэзия Анны Ахматовой в музыке» (ГМПИ им. М.И. Ипполитова-Иванова). Всего же, отмечу, что было шесть номинаций: «Лучшая музыкально-просветительская программа», «Оригинальность темы», «Ансамблевое мастерство», «Творческая инициатива», «Лучшее фортепианное произведение», «Лучшее сольное (инструментальное, вокальное) исполнение».
А какую программу показали Ваши студенты, достойно представившие Астраханскую консерваторию, и чем Вы руководствовались, выбирая ее тематику?
Всероссийский фестиваль музыкально-просветительских программ открылся в канун двух удивительно совпавших знаменательных дат: 150-летия Русского музыкального общества и 150-летия Антона Павловича Чехова. Этим и был обусловлен выбор темы нашей программы: «Сходит ли со сцены российский интеллигент?». В ее литературной основе – размышление о судьбах русской интеллигенции, о просветительстве, которое всегда являлось неотъемлемой частью русской музыкальной культуры. Не случайно и обращение к Чехову – ведь это самое великое, благородное, трепетное, что есть в нашей драматургии. Чехов вечен и современен. И сейчас он принадлежит не только прошлому, новые и новые поколения видят в нем свое, близкое их устремлениям и раздумьям. Это волнует с новой, необычайной силой. И требует свежего, сегодняшнего взгляда на чеховских героев.
Поэтому, наверное, неслучайно многие композиторы современности обращаются к его литературному наследию…
Да, например, в нашей программе прозвучала Фантазия «Три сестры» по А.П. Чехову для двух фортепиано латышского композитора Имантса Земзариса.
Это единственная пьеса Чехова, названная автором «драмой»…
Здесь с огромной силой прозвучали трагический разлад между мечтой и действительностью, несущей в себе пошлость и мучительную неудовлетворенность, с одной стороны, и с другой – осознание  труда как нравственного долга. И так открыто и призывно звучит в «Трех сестрах» чеховская устремленность к будущему, к светлым мечтам об иной, достойной человека жизни.
Музыкальная композиция Земзариса по драматургии, образам аналогична «чеховским мотивам»?
Многоплановый конфликт пьесы своеобразно решен Земзарисом. Отмечу, что в основу сочинения легла музыка так называемых «иллюстраций» к постановкам чеховских пьес на сцене Рижского русского театра имени Михаила Чехова. Композитор не следует за текстом, а лишь показывает обобщенный образ. Образ щемящей тоски, высокого благородства, душевной ностальгии. Ударами звукового комплекса кластерного типа открывается и завершается картина. Что выражают эти удары? Может быть колокольный звон небольшой церкви – символа провинции? По точному замечанию Раффи Хараджаняна, музыка Фантазии «Три сестры» – «хрупка, по-осеннему элегична и необычайно интеллектуализированна». Сочинение Земзариса, в котором в полной мере раскрывается пристрастие композитора к смежным видам искусства, его привязанность к миру литературы, театра, звучало в Москве впервые, что естественно накладывало особую ответственность на исполнителей-астраханцев.
Разрешите, Римма Юрьевна поздравить Вас и Ваших учеников с очередной уже победой, с очередным достижением, к которым мы стали уже привыкать…

Хочется в конце процитировать фрагмент литературной части представленной на Фестивале Астраханской консерваторией программы, показавшийся весьма точным и во многом отражающий сегодняшнее состояние российской интеллигенции: «На российских весах истории сегодня слишком многое тянет вниз, и если мы не сможем противостоять напору западной масскультуры, утечке умов, утрате престижности образования, воцаряющейся в обществе бездуховности, забвению традиций, то мы потеряем главный смысл и главную ценность существования человечества – культуру. Высочайшая миссия интеллигента – поднять тех, кто сидит у края дороги, и повести свой народ по той, которая ведет не в тупик истории, а к храму. У России ведь своя дорога к храму, к духовности и к возрождению»...
Сойдет ли со сцены российский интеллигент?

В. Петров
кандидат искусствоведения,
преподаватель кафедры теории и истории музыки