Камертон № 7

«ПАМЯТИ МАЭСТРО»

 

 

Уютный зал филармонии полон. В глубине сцены – экран, на котором демонстрируются архивные кадры двадцатилетней давности: звучит увертюра Глинки из оперы «Руслан и Людмила» - произведение знаковое в судьбе филармонического оркестра народных инструментов и его руководителя Вячеслава Махова. Аранжировка этой симфонической увертюры, выполненная самим дирижером для народных инструментов, тогда поразила музыкантов и слушателей и продемонстрировала огромные возможности нового коллектива. Звучат аплодисменты зала, гаснет экран, и на сцене «оживает» оркестр русских народных инструментов.
Так начинается памятный вечер. Добрые слова Г.С. Маколова  и прекрасная музыка адресованы одному и тому же человеку – заслуженному деятелю искусств РФ Вячеславу Михайловичу Махову. Правда, его нет ни в зале, ни на сцене: жизнь человека, увы, быстротечна.
Слушая произведения русских и зарубежных композиторов XIX – XX столетий, невольно думалось о том, как много за свою недолгую жизнь успел сделать этот музыкант. Будучи профессором Астраханской государственной консерватории, он 20 лет работал со студенческим оркестром. Многие годы курировал оркестр музыкального колледжа. Неоднократно выступал в качестве дирижера с профессиональными коллективами Волгограда, Кубани и Москвы. В конце 1980-х возглавил Камерный оркестр Астраханской государственной филармонии, оставшийся в ту пору без дирижера. В начале 1990-х благодаря поддержке Областного отделения Российского фонда культуры создал Астраханский оркестр народных инструментов, художественным руководителем и дирижером которого он являлся в течение 17 лет. С этим коллективом осуществил несколько десятков ярких оригинальных концертных программ, таких как «Знаменитые увертюры», «Посвящение русской публике», «Картинки с выставки» и др. 
Каждое произведение - это эпизод «из жизни артиста». Для одних потребовались упорные и длительные поиски в архивах и библиотеках России. А другие, в прямом смысле слова, доставались из … мусорного ящика. Каждый нотный текст был источником для размышлений о новой аранжировке, выполненной  именно для своего родного коллектива. Дар слышать любую партитуру в звучании оркестра народных инструментов позволил В.М.Махову выполнить несколько сотен аранжировок произведений, созданных для разных исполнительских составов.
Результатом его творческих поисков стали астраханские премьеры, подготовленные совместно с мужским филармоническим хором и женским хором Астраханского музыкального колледжа. Трудно представить программы астраханских фестивалей имени В.Барсовой и М.Максаковой, а также современной музыки без народного оркестра. Все это свидетельствует о широком признании астраханского оркестра.
Собранная, строгая и сдержанная (истинно маховская) манера дирижирования, точный и аккуратный жест и внимание к каждому музыканту, бесспорно, отвечали его личностным качествам. Он был человеком самодостаточным и глубоким, презиравшим эпатаж и дешевые эффекты. Его природная скромность проявлялась даже за дирижерским пультом. Поэтому каждый оркестрант в определенной мере оставался солистом. Поэтому лучшие отечественные музыканты  с радостью выступали вместе с ним.
В двух отделениях программы, посвященной памяти Вячеслава Махова, звучали особенно любимые им произведения Зуппе, Танеева, Фомина, Штрауса, Элгара и др., оживавшие «в руках» дирижеров: народных артистов РФ  Анны Литвиненко (Москва) и Анатолия Винокура (Краснодар), заслуженной артистки РФ Галины Ивановой (Волгоград) и нынешнего руководителя оркестра Надежды Алёшиной. С интересными музыкальными приношениями выступил квартет «Скиф». Разнообразный репертуар расцвечивали яркими красками солисты: народные артисты РФ  Наталья Тарасова и Сергей Лукин (Москва), лауреат всероссийских конкурсов Людмила Попова, лауреат международного конкурса Ольга Бочкарёва, а также Василий Снимщиков, Сергей Соколов и Александра Сагайдакова, Валентина Усольцева, Сергей Быстров и Леонид Бутаков.
Свой вклад в организацию концерта внесли его спонсоры: радио Хит-FM 105,5 вместе с генеральным директором А.А.Аноховым и коммерческим директором Ибрагимовым В.М., а также Ren-TV и DTV.

Н.  Калиниченко
кандидат искусствоведения, доцент