Камертон № 7

ДИРИЖЕР ГЛЕБ АЛЕКСАНДРОВ-ЦЕЙХЕНШТЕЙН В АСТРАХАНИ

 

 

            Печальная весть пришла из Минска, .. ушел из жизни один из интереснейших музыкантов нашего времени Глеб Гаврилович Александров.  

Астраханским любителем музыки эта фамилия хорошо знакома. Его отец в середине прошлого века внес большую лепту в развитие астраханского музыкального искусства, он в довоенные годы стоял у истоков создания областной филармонии. Тогда Гаврилой Цейхенштейном был создан филармонический хор народной песни, ансамбль песни и пляски.
Творческие устремления отца нашли продолжение в деятельности сына. Он так же, как и отец работал в астраханском музыкальном училище, занимался активной исполнительской деятельностью.
Последние годы Глеб Александров жил и работал в детском театре в Минске.
Часто приезжал в родную Астрахань, где с удовольствием участвовал в концертах с оркестрами Музыкального театра и астраханской филармонии, встречался со студентами и педагогами музыкального училища, участвовал в ряде международных конференций, организованных консерваторией.
В программах этих концертов  звучали произведения Хачатуряна, Бабаджаняна и Шостаковича, отрывки из оперетт. Вместе с ним на сцене выступали лауреат международных конкурсов Наталья Воробьева, заслуженная артистка России Едена Михайлова, молодые солисты Астрахани...
В моем архиве хранится запись интервью, которое он дал весной 2007 года, накануне своего сольного концерта в Музыкальном театре. Его суждения были достаточно четкими и, порой,  безапелляционными. Свой творческой жизнью, конечно, он заслужил право комментировать по-своему все происходящие процессы в культуре.
Вот о чем рассказал Глеб Гаврилович Александров, посетив Астрахань после большого периода времени.
А.: «Цель моего приезда очень простая: я очень скучаю по родному городу. И это цель основная. А постольку поскольку я приехал по приглашению музыкального театра, который появился несколько лет назад, ну мне предложили продирижировать спектаклем и концертом… а основная цель – увидеть родных и близких людей мне людей, астраханцев.
Г.: Удалось?
А.: Ну, почти удалось, почти.
Г.: Я вспоминаю нашего учителя, М.А. Этингера, нашу «музыкальную совесть Астрахани». Он в своих публикациях о культуре, часто вспоминал Ваше имя, имя вашего отца.
А. : Мы давно и близко были знакомы с ним. Я знаю (увы, знал) его очень долго. (…) Мой отец отдал жизнь за этот город как музыкант. И, к сожалению, он о нём только чуть-чуть упомянул в изданной книжке (о музыкальной культуре Астрахани). А я считаю, что вся культура держалась на моем отце.
Г.: Хотел бы уточнить, что, когда мы беседовали с М.А. Этингером об этой книге, то он сильно переживал, что многие страницы в ней были просто  вымараны. В том числе о народном творчестве, художественной       самодеятельности и культуре прошлых лет. Было такое время.
А.: Я понимаю, что было в то время.
Г.: Можно ли узнать о концерте 9 числа. Что в программе?
А.: У меня были широкие планы. Первое отделение должен был играть камерный оркестр и фортепиано. Хотел бы показать. Но, к сожалению, у нас не хватает репетиций. Даже сегодня выключили свет. Придется сокращать программу и делать ее в одном отделении. А симфоническое «отделение» – это, прежде всего, оперные арии солистов театра.
Г.: Как Вам наш оркестр, музыканты?
А.: Я получил огромное впечатление от общения с этими музыкантами. Потому что они отвечают тому, что просишь. А это очень важно, когда дирижер чувствует отклик. Я работал со всеми группами. Прекрасно все звучали. Певцы и певицы – молодцы.
Г.: И, возвращаясь к Астрахани, насколько она изменилась? Кстати, когда Вы были в последний раз в Астрахани?
А.: 33 года назад. Есть что-то в ней новое и хорошее. Есть и какие-то потери. Потому что я живу тем временем и теми представлениями. Есть вещи, которые меня как-то коробили. Меня коробит, например, здесь движение транспорта. Не умеют ездить, ездят, как хотят, могут задавить. Со мной только что произошел такой случай… Но я не с этого начал.
Я считаю, что прекрасные условия созданы для музыкального училища. Когда работал я здесь, то директором был Виктор Кузьмич Нечаев. Был такой идеальный порядок, чистота. Тогда все блестело. Я ни в коем случае не хочу обидеть современное руководство, я просто наделся, что все будет в том же состоянии. Но, немножко не то. Но это не вина руководства. Скорее всего, не хватает средств. Но я знаю, кстати, что прошлое всегда нами идеализируется.
Я приветствую хорошее отношение руководства к культуре. Любви и преданности этому городу…».
Сразу после этого памятного концерта прямо на сцене вокруг дирижера собрались его почитатели. Несколько слов от его учеников и почитателей: «Очень понравилось. Это было верх эйфории. Это просто замечательно. Слёзы на глазах. Приветствуем. Мы просто блаженствовали!».
Не скрывал своей радости от встречи со своими в прошлом учениками и Глеб Александров и еще долго, стоя на сцене, обменивался своими впечатлениями. Они говорили о новых программах и возможном участии его в постановках уже нового музыкального театр Астрахани.
Увы, к сожалению, не все задуманные программы осуществляются…

 

К. Гузенко
старший преподаватель кафедры теории и истории музыки