Камертон № 7

НОВЫЕ ИЗДАНИЯ АСТРАХАНСКОЙ КОНСЕРВАТОРИИ

Музыкальное искусство: история и современность: Сборник научных статей к 40-летию Астраханской государственной консерватории / Гл. ред. – Л.В. Саввина, ред.-сост. – В.О. Петров. – Астрахань: Издательство ОГОУ ДПО «АИПКП», 2009. –  184 с.

Сборник включает статьи ведущих музыковедов России и молодых ученых – аспирантов, соискателей научных степеней, посвященные актуальным проблемам современного музыкознания.
I раздел – «Новые аспекты изучения музыкального искусства прошлого» – включает в себя статьи о путях развитии музыки до ХХ века, ее основных стилях, жанрах и представителях. Статья Р.А. Насонова, кандидата искусствоведения, доцента Московской консерватории, открывающая Сборник, названа «Кому и о чем поют “Аллилуйя”? (христианская вера в оратории Г.Ф. Генделя)» и посвящена анализу концепций православных произведений Генделя «Израиль в Египте» и «Мессия». Автор предпринимает экскурс в развитие жанра оратории в целом и рассматривает сочинения Генделя как вершинные в его эволюции. В своей статье доктор искусствоведения, доцент Российского государственного педагогического университета им. А. Герцена А.В. Денисова – «“Тамос, царь Египта” в художественном пространстве музыкального театра В. Моцарта» – объектом анализа избирает малоизвестное сочинение композитора, до сих пор не являвшееся приоритетным в изучении творчества Моцарта. Доктор искусствоведения, профессор Московской консерватории В.Н. Холопова рассматривает «Романтические странности в абсолютной музыке Шуберта» на примере I части фортепианной сонаты ля-минор (ор 143). Автор следующим образом определяет цель статьи: «Нашей задачей является привлечь внимание к новаторской музыкальной логике инструментального Шуберта… Точнее, хотелось бы обратить внимание на те особые качества шубертовской инструментальной музыки, которые как раз отвечают фантазии первых эстетиков романтизма: свобода, независимость, самотворение правил, познаваемость внутри себя». В статье аспирантки Московской консерватории П.В. Захаровой «И. Брамс – читатель Священного писания» отношении композитора к Библии и преломление библейских текстов в его творчестве. А.П. Грибанова – аспирантка Санкт-Петербургской консерватории – предоставляет возможность читателю ознакомиться с фрагментами материалов и документов, связанных с жизнью и творчеством А.П. Бородина, хранящихся в различных архивах. Ее статья носит название «К изучению творческого процесса А.П. Бородина». Завершает раздел материал кандидата искусствоведения, доцента Института искусств Адыгейского университета С.А. Мозгот «Приемы активизации межчувственных ассоциаций в творчестве К. Дебюсси».
II раздел – «Новации музыки ХХ века» – открывает статья кандидата искусствоведения, профессора Астраханской консерватории Л.В. Саввиной «Звуковой космос Скрябина», в которой рассмотрены особенности гармонического языка композитора, формообразования его произведений сквозь призму взаимодействия искусств, так мощно представленного в наследии автора. В частности, уделяется внимание соотношению звука и цвета. «Специальное и неспециальное содержание Симфонии ор. 21 Веберна (II часть)» – название еще одной статьи В.Н. Холоповой, в которой автор проектирует на музыкальное произведение основы собственной теории – теории музыкального содержания. Также творчеству А. Веберна посвящена статья аспирантки Московской консерватории Н.С. Телковой. Называется она «Антон Веберн и хоровая культура Австрии ХХ века» и имеет два основных раздела, связанных: «Изучения хорового исполнительства в Австрии» и «Веберн-дирижер». Материал доктора искусствоведения, профессора Саратовской консерватории А.И. Демченко – «Об одной из вех творческой эволюции Альфреда Шнитке (к 75-летию со дня рождения)» – представляет цепь рассуждения автора о творчестве Шнитке 70-х гг. Статья кандидата искусствоведения, доцента Волгоградского муниципального института искусств им. П. Серебрякова В.П. Давыдовой «Инструментальная драма Г. Банщикова: Соната для флейты и фортепиано» рассматривает жанрово-стилевое своеобразие данного опуса с точки зрения проявления диалогичности. И.М. Некрасова, кандидат искусствоведения, доцент Астраханской консерватории, в статье «“Целая Вселенная”… (к проблеме исследования поэтики тишины)» исследует феномен тишины в музыкальном искусстве, отмечая особые взаимоотношения тишины и звука.
III раздел – «Джон Кейдж. Эстетика творчества» – монографический, посвященный жизни и деятельности одного из выдающихся новаторов в области музыкального искусства ХХ столетия. Общефилософские проблемы творчества композитора рассмотрены в статье кандидата искусствоведения, сотрудника Московской консерватории, автора первой монографии о Кейдже, изданной на русском языке М.В. Переверзевой «Джон Кейдж: охватить музыкой весь мир». В статье кандидата искусствоведения, преподавателя Астраханской консерватории В.О. Петрова – «Произведения Джона Кейджа для подготовленного фортепиано» – выявляется специфика образного содержания и особенности музыкального языка опусов композитора; также рассматривается техника препарации инструментов. Еще одна статья М.В. Переверзевой «В поисках утраченной тишины (о пьесе Кейджа “4’33”)» представляет собой комплексный анализ, пожалуй, самого популярного произведения композитора. Все данные статьи снабжены большим количеством нотных примеров, иллюстраций, публикующихся в российских изданиях впервые. Завершает раздел материал кандидата искусствоведения, научного сотрудника Российского института истории искусств А.А. Тимошенко «Звуковой мир американского музыкального экспериментализма», в которой творчество Кейджа представлено в контексте общих тенденций американской музыкальной культуры ХХ века.
IV раздел – «Вопросы теории музыки» – представлен статьями кандидата искусствоведения, доцента Государственной классической академии им. МАймонида Г.Р. Консона «Метод целостного анализа И.Я. Рыжкина» и доктора искусствоведения, профессора Астраханской консерватории Л.П. Казанцевой «Жанр как компонент музыкального содержания».
V раздел – «Синтез искусств» – выявляет позиции современных ученых относительно взаимодействия различных видов искусств – музыки, пластики, литературы, живописи, театра, кино… В разделе представлены статьи кандидата искусствоведения, доцента Тульского филиала Московского государственного университета культуры и искусств Т.В. Рыбкиной («Взаимосвязь музыки и пластики в искусстве Средневековья (на примере жанра кондукта)»), доктора философских наук, профессор Краснодарского государственного университета культуры и искусств П.С. Волковой («“Пиковая дама”: опыт реинтерпретации»), ст.преподавателя Астраханской консерватории С.Г. Алеевой («Музыкальный театр последней трети ХХ века в ракурсе мистериальности»), кандидата искусствоведения, доцента Астраханской консерватории С.С. Севастьяновой («Мультипликационная опера как старый и новый жанр»), кандидата искусствоведения, преподавателя Астраханской консерватории В.О. Петрова («Инструментальный театр: теоретическое обоснование жанра»), кандидата философских наук, научного сотрудника Всероссийского научно-исследовательского института технической эстетики Л.Б. Фрейверт («Архетипы музыкальной пространственности, функционирующие в дизайне»).
VI раздел – «Музыка народов мира» – включает в себя следующие темы: «Жанр хорового кюя в творчестве композиторов Казахстана ХХ века» (аспирантка Московской консерватории Б. Алибекова), «Запад или Восток? Авангард или неоархаика? Образы мира в творчестве Тору Такемицу (кандидат искусствоведения, доцент Института бизнеса и политик А.С. Алпатова), «Индихенизм в современной музыкальной культуре Мексики и Гватемалы (к проблеме исследования)» (доцент Государственного специализированного института искусств В.И. Лисовой), «Изменение образа Японии в русской музыке от ХХ к ХХI веку» (аспирантка Московской консерватории Р. Мория).
В VII разделе – «Музыкальное краеведение и фольклор» – рассмотрены вопросы польской традиционной культуры (статья доктора искусствоведения, профессора Российского института истории искусств И.В. Мациевского «О художественных воззрениях традиционных польских музыкантов западной Белосточчины (к проблемам когнитивной музыкологии)») и культуры саратовских старообрядцев (статья кандидата искусствоведения, доцента Саратовской консерватории И.В. Полозовой «Стилевые черты нового времени в церковно-певческом искусстве саратовских старообрядцев»). Краеведческий материал доктора искусствоведения, профессора Тбилисской консерватории М.А. Киракосовой назван «Слово о забытом публицисте. В.С. Ананов – корреспондент тифлисских газет».
VIII раздел – «Вопросы интерпретации музыки» – включает в себя статьи кандидата искусствоведения, ст.преподавателя Московской консерватории М.В. Воиновой «Орган между звуком и тишиной: опыт интерпретации и терминологии»), кандидата искусствоведения, преподавателя Саратовского областного колледжа искусств Г.Ю. Демченко («Пути развития музыкальной герменевтики»), кандидата искусствоведения, ст.преподавателя Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств В.И. Мациевской («Об исполнительстве традиционных профессиональных музыкантов: психологический аспект»), аспиранток Тамбовского государственного музыкально-педагогического института Е.И. Мордасовой («Происхождение понятия “виртуоз” и расцвет виртуозного исполнительского стиля в западноеропейском фортепианном музыкальном искусстве 30-40 гг. ХIХ века») и З.Р. Юсуповой («Леонид Владимирович Николаев: исполнитель и педагог»).
В IХ разделе – «Музыкальное образование в ХХI веке» – представлена статья кандидата искусствоведения, профессора Саратовской консерватории С.П. Полозова «Некоторые информационно-дидактические принципы работы над сочинением ученика на уроках композиции в музыкальной школе».
Сборник адресован педагогам и студентам высших и средних музыкальных учебных заведений, ученым, специалистам в области музыкознания, фольклористики, краеведения и педагогики, а также широкому кругу читателей, интересующемуся развитием музыкального искусства в целом.
Музыкальное искусство и наука в ХХI веке: история, теория, исполнительство, педагогика: Сборник научных статей по материалам Международной конференции, посвященной 40-летию Астраханской государственной консерватории / Гл. ред. – Л.В. Саввина, ред.-сост. – В.О. Петров. – Астрахань: Издательство ОГОУ ДПО «АИПКП», 2009. –   246 с.


Сборник включает следующие разделы: «Современное историческое музыкознание», «Теория музыки в ХХI веке: новые направления и пути развития», «Музыковедение в диалоге со смежными науками», «Фольклор и композиторское творчество в ХХI веке», «Педагогика и исполнительство в аспекте современных исследований» и адресован педагогам, студентам высших и средних музыкальных учебных заведений, ученым, специалистам в области музыкознания, фольклористики, краеведения и педагогики, а также широкому кругу читателей, интересующемуся развитием музыкального искусства в целом.
I раздел – «Современное историческое музыкознание» - открывается статьей доктора искусствоведения, профессора Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского В.Н. Холоповой  «Музыка как истина в духовном поиске Альфреда Шнитке». Это уже третья по счету статья известного отечественного музыковеда на страницах сборников Астраханской консерватории.
В данный раздел включены статьи доктора искусствоведения, профессора Санкт-Петербургской  консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова Л.А. Скафтымовой «Русский реквием» А. Кастальского: к проблеме экуменизма», доктора искусствоведения, профессора, проректора по научной работе ГМПИ им. Ипполитова-Иванова И.М. Ромащук «Семантика забытого и макротекст музыкальной культуры», две статьи доктора искусствоведения, профессора Саратовской консерватории им. Л.В. Собинова А. И. Демченко «RATIO и IRRATIO в науке и искусстве» и «Об одном из векторов постмодерна», статья кандидата искусствоведения, научного сотрудника Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского М.В. Переверзевой «Звуковые мобили» Эрла Брауна», доктора искусствоведения, профессора Санкт-Петербургского университета им. Герцена Г.П. Овсянкиной «Камерно-вокальное творчество Бориса Тищенко 2000-х годов в контексте современной трактовки жанра»,  доктора философских наук, профессора кафедры гуманитарных дисциплин НОУ ВПО «Столичная финансово-гуманитарная академия»  О.А. Жуковой «Серебряный век русской музыки: от классики к постклассике», кандидата искусствоведения, профессора кафедры истории музыки Петрозаводской государственной консерватории Л.А. Купец «Образцовый» слушатель и «Кармен» Ж. Бизе (опыт рецептивной интерпретации)», кандидата искусствоведения, и.о. доцента, заведующей кафедрой истории и теории музыки Волгоградского муниципального института искусств им. П.А. Серебрякова В.П. Давыдовой  «Современная дуэтная соната с участием флейты: некоторые размышления о семантике жанра», доктора искусствоведения, профессора кафедры истории музыки Петрозаводской государственной консерватории им. А. Глазунова В.И. Ниловой «Об ирландской историографии», аспирантки Российской академии музыки им. Гнесиных Н.Ю. Филатовой «Богословие в звуках: о хоровом творчестве Юрия Буцко», кандидата искусствоведения, преподавателя Астраханской консерватории В.О Петрова «Инструментальная композиция со словом в творчестве Джорджа Крама», преподавателя Астраханского музыкального колледжа им. М.П. Мусоргского Ю.С. Петровой  «Божественная комедия» Данте и ее философско-религиозное, эстетическо-художественное отражение в музыке разных эпох и стилей», С.И. Хватовой «От богоборничества к богоискательству: к изучению истории  русской музыки рубежа XX-XXI веков», аспирантки кафедры истории зарубежной музыки Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского К.А. Ноговицыной «Маньеристские метаморфозы в музыке Бьяджо Марини: со словами и без», концертмейстера кафедры дирижирования академическим хором, аспирантки Саратовской государственной консерватории им. Л.В. Собинова Н.Ю. Киреева «Диалогическое пространство искусства».
II раздел – «Теория музыки в ХХI веке» - включает статьи доктора искусствоведения, профессора Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена А.В. Денисова «О вторичной упорядоченности в структуре музыкального текста», кандидата искусствоведения, профессора кафедры полифонии и анализа, декана факультета повышения квалификации Российской академии музыки им. Гнесиных И.С. Стогний «Метафора в музыкальном тексте», кандидата искусствоведения, профессора, заведующей кафедрой теории и истории музыки, проректора по научной работе Астраханской государственной консерватории (академии) Л.В. Саввиной «Семиотика автоматизированной грамматики музыкального языка второй половины ХХ века», доктора теории музыки, профессора Консерватории Университета Пибоди (Балтимор, Мэриленд, США) И. Ханнанова «Пути развития теории музыки в XXI веке: пределы поступательного и возвратного движений», доктора искусствоведения, профессора кафедры теории музыки Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского Р.Л. Поспеловой «Теория октоиха в поздних ссылках (трактат о ладах И. Тинкториса)», кандидата искусствоведения, доцента кафедры истории зарубежной музыки Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского Р.А. Насонова «Музыкальная риторика Афанасия Кирхера: к истории «готовых слов», кандидата искусствоведения, заведующего кафедрой истории и теории исполнительского искусства Государственной классической академии им. Маймонида Г.Р. Консона «Учение Б. Яворского об интонации (по материалам архива
ученого в ГЦММК им. Глинки)», старшего преподавателя Иерусалимской академии музыки и танца, аспиранта кафедры музыкального воспитания и образования Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена К.С. Волнянского  «Многомерный концептуальный хронотоп как принцип синтеза в музыкально-композиционном мышлении ХХ века», кандидата искусствоведения, доцента кафедры истории и теории музыки Волгоградского муниципального института искусств им. П.А. Серебрякова О.В. Шмаковой «Тональный план в драматических симфониях Онеггера: из опыта анализа музыкального содержания», кандидата искусствоведения, доцента, заведующей кафедрой теории, истории музыки и методики музыкального воспитания Института искусств Адыгейского государственного университета С.А. Мозгот «Переживание пространства в музыке XVIII-XX веков», преподавателя кафедры теории и методики преподавания искусства факультета эстетического образования УО «Белорусский государственный педагогический университет» Н.В. Бычковой «Семантика музыкальных знаков в фортепианных произведениях Эдисона Денисова», аспирантки Воронежской государственной академии искусств Л.В. Котляровой «Стабильные мелодико-интонационные структуры
в сочинениях для голоса Э. Денисова»,  кандидата искусствоведения, профессора кафедры теории и истории музыки Астраханской государственной консерватории А.В. Свиридовой «Фалик. «Поэзы Игоря Северянина»: о смысловой множественности поэтического и нотного текстов», кандидата искусствоведения, старшего преподавателя кафедры истории и теории музыки Волгоградского государственного института искусств и культуры И.И. Васирук «Музыкальные образы в фугах современных отечественных композиторов», преподавателя Тамбовского государственного музыкально-педагогического института им. С.В. Рахманинова Н.В. Климовой «Световая энергия как смыслообразующее начало в сонате для фортепиано А. Изосимова»,  кандидата искусствоведения, профессора кафедры теории и истории музыки Астраханской консерватории М.Г. Хрущевой «О некоторых особенностях цикла Арнольда Бренинга «24 прелюдии и фуги» ор. 151».
III раздел – «Музыковедение в диалоге со смежными науками» - представлен статьями старшего преподавателя кафедры историко-культурного наследия Беларуси ГУО «Республиканский институт высшей школы» Н.В. Александровой «Словесные транскрипции «Сикстинской Мадонны» Рафаэля»,доктора искусствоведения, профессора Тбилисской государственной консерватории М.А Киракосовой «К вопросу новаторства вокальных циклов Мусоргского и их художественных связей», кандидата искусствоведения, доцента кафедры теории и истории музыки Астраханской государственной консерватории (академии), преподавателя Астраханского музыкального колледжа им. М.П. Мусоргского С.С. Севастьяновой «Динамика жанра: мюзикл в мультипликации»,кандидата филологических наук, доцента, профессора кафедры иностранных языков Саратовской государственной консерватории им. Л.В. Собинова О.Л. Петровой «Стереотипы коммуникативной культуры в современной России», кандидата философских наук, ведущего научного сотрудника Всероссийского научно-исследовательского института технической эстетики Л.Б. Фрейверт «Архетипы профессионализма и любительства (диалог и контрапункт)».
IV раздел – «Фольклор и композиторское творчество» - включает статьи саратовских коллег доктора искусствоведения, профессора, заведующего кафедрой народного пения и этномузыкологии Саратовской государственной консерватории им. Л.В. Собинова А.С. Ярешко «Народная музыкальная культура астраханского Поволжья в динамике образования новых песенных традиций», кандидата искусствоведения, доцента кафедры народного пения и этномузыкологии Саратовской государственной консерватории им. Л.В. Собинова А.А. Михайловой  «Феномен бытования саратовской гармоники в полиэтническом регионе Поволжья», кандидата искусствоведения, профессора кафедры истории музыки Саратовской государственной консерватории им. Л.В. Собинова И.В. Полозовой «Современная церковно-певческая практика саратовских старообрядцев»,  кандидата искусствоведения, доцента кафедры народного пения и этномузыкологии Саратовской государственной консерватории им. Л.В.Собинова И.Л. Егоровой «Метод сольной транскрипции многоголосных народных песен в исполнительском стиле Л. А. Руслановой»,  старшиего преподавателя кафедры народного пения и этномузыкологии Саратовской государственной консерватории им. Л.В. Собинова М.А. Закатовой «Частушка как элемент обрядово-праздничной системы (на примере владимирских материалов), а также старшего преподавателя Астраханской консерватории К.В. Гузенко «Фольклор. Композитор. Народный театр (некоторые особенности освоения фольклора и композиторского творчества молодежным фольклорным ансамблем)».
V раздел – «Педагогика и исполнительство в аспекте современных исследований» -  посвящен практическому внедрению теоретических положений в учебный процесс. Он представлен статьями кандидата искусствоведения, доцента кафедры народных инструментов Саратовской государственной консерватории им. Л.В. Собинова А.Е. Лебедева «Исполнительская интерпретация: опыт междисциплинарного исследования», кандидата искусствоведения, доцента кафедры фортепиано Волгоградского муниципального института искусств им. П.А. Серебрякова Н.Г. Драч «Исполнительский неофольклоризм второй половины ХХ века», кандидата педагогических наук, члена-корреспондента АПСН, профессора Саратовской государственной консерватории им. Л.В. Собинова Д.И. Варламова «Принципы концертмейстерской деятельности в художественном процессе», соискателя Саратовской государственной консерватории им. Л.В. Собинова О.С. Козиной «Роль и место русского народного инструментального исполнительства в современной музыкальной культуре», кандидата педагогических наук, доцента кафедры гуманитарных дисциплин теоретико-исполнительского факультета Саратовской государственной консерватории им. Л.В. Собинова Е.В. Мстилавской «Ценностно-смысловые ориентации информационного общества на музыкальное развитие личности», доктора искусствоведения, профессора кафедры теории и истории музыки Астраханской консерватории  П.П. Сладкова «О содержании курсов и факультетов повышения квалификации педагогов музыковедческой специальности».
Л.В. Саввина «Звукоорганизация музыки ХХ века как объект семиотики»: Монография  – Астрахань: Издательство ОГОУ ДПО «АИПКП», 2009. –  314 с.


Монография посвящена звукоорганизации музыки ХХ века, которая рассматривается с позиций семиотики, предполагающей исследование таких ключевых проблем, как типология кодов, способы их артикуляции и перекодирование. Особое внимание автор уделяет особенностям передачи информации с помощью определенного типа звукоорганизации, на основе которого устанавливаются коммуникативные связи между отправителем и получателем сообщения. Звукоорганизация музыки ХХ века поставлена в широкий художественный контекст эпохи. В работе исследуется взаимодействие музыки, живописи, кино, поэзии, литературы. Книга адресована музыкантам-профессионалам, педагогам и всем интересующимся музыкой ХХ века.
Монография состоит из Введения, Заключения и пяти глав.
Глава 1. Звукоорганизация первой половины ХХ века как выражение художественной памяти включает разделы, посвященные обзору музыкально-живописных идей начала века, анализу звукоорганизации текстов немодулирующей (Скрябин, Рославец, Веберн) и модулирующей художественной памяти  Шостакович).
Глава 2. Зукоорганизация второй половины ХХ века как выражение информативной и синтезирующей памяти состоит из дух разделов, рассматривающих особенности звукоорганизации текстов немодулирующей информативной памяти и модулирующей художественно-информативной памяти.
Глава 3. Звуковысотные коды ХХ века посвящена вопросам типологии звуковысотных кодов, особенностям их артикуляционного членения, анализу типов и способов перекодирования.
Глава 4. Коммуникативные процессы звукоорганизации включает два раздела,  посвященные проблемам соотношения понятий «информация» и «смысл» музыкального сообщения и  специфике механизмов слушательского восприятия музыкального текста.
Глава 5. Методы семиотического анализа связана с описанием двух противоположных  и взаимосвязанных методов семиотического анализа – имманентного и интертекстуального.
Л.П. Власенко «Наталья Тарасова, или жизнь в режиме non stop»: - Астрахань: Издательство ОГОУ ДПО «АИПКП», 2009. –  199 с.

В книге рассказывается о жизни, исполнительском творчестве и педагогической деятельности известной певицы, народной артистки России, профессора Н.К. Тарасовой. Автору, заслуженному деятелю искусств РФ, профессору Л.П. Власенко, удалось собрать богатый фактический материал (архивные документы, фотоиллюстрации, отзывы мастеров музыкального искусства, очерки, заметки, рецензии, опубликованные в периодической печати и книжных изданиях) о творческой и педагогической работе Тарасовой и включить эти данные, наряду с размышлениями  певицы о вокальном исполнительстве и педагогике, в собственное повествование, импульсом к которому послужили непосредственные наблюдения репетиций и выступления Тарасовой на сцене и ее работы с молодыми вокалистами в классе сольного пения Астраханской консерватории.
Книга адресована педагогам и студентам-вокалистам, а также широкому кругу читателей. Она состоит из Предисловия, Приложения и трех частей: часть I –  «Становление личности», часть II –  «К творческим вершинам», часть III – «Каждый урок – мастер-класс».
«Астраханская государственная консерватория 40 лет»: юбилейный буклет / Гл. ред. – Л.В. Саввина. – Астрахань: Изд-во «Новая линия», 2009. – 43 с.

Содержит основные сведения  об Астраханской консерватории, ее структурной организации, истории создания. Книга снабжена цветными иллюстрациями.
С.Е. Комяков  «Десять астраханских народных песен»: обработки для хора a capella и с сопровождением: Астрахань: Издательство «Волга», 2009. – 51 с.

В сборнике представлены хоровые обработки астраханских народных песен, созданные профессором Астраханской консерватории, заслуженным артистом РФ С.Е. Комяковым в процессе руководства профессиональными, учебными и любительскими хоровыми коллективами. Нотный материал сборника предваряется очерком заслуженного деятеля искусств РФ, профессора, зав.кафедрой хорового дирижирования Астраханской коснсерватории Л.П. Власенко.
Адресовано исполнителям, а также педагогам и студентам музыкальных учебных заведений, изучающим способы обработки народных песен для различных исполнительских составов.

В. Петров, Л. Саввина