Камертон № 7

 

К 40-ЛЕТНЕМУ ЮБИЛЕЮ КОНСЕРВАТОРИИ

 

 

АСТРАХАНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ КОНСЕРВАТОРИЯ:
ВЧЕРА, СЕГОДНЯ, ЗАВТРА
(40-летию вуза посвящается)

В канун юбилейных торжеств студенты-музыковеды 4 курса провели небольшой опрос – свободное интервью с преподавателями консерватории, в котором они оценивали пройденный организацией путь и перспективы развития вуза. С этой целью интервьюируемым были заданы однотипные вопросы, но ответы выявили различие мнений, подчеркнув индивидуальность музыкантов. Как нам кажется,  они будут весьма интересны читателям «Камертона».

 

Содержание опроса:

  1. Хотели бы Вы вернуться в годы начала Вашей творческой деятельности в консерватории?
  2. Прокомментируйте Ваш ответ.
  3. Ваше отношение к творческой атмосфере вуза в разные временные периоды (десятилетия).
  4. За какие показатели, качества, особенности Вы назвали успешными данные десятилетия?
  5. С точки зрения педагогического мастерства, а также исполнительского уровня студентов прокомментируйте перспективы нашего вуза.
  6. Как Вы думаете, можно ли достигнуть высот профессионализма в молодые годы?
  7. Что для этого требуется?
  8. Кто из Ваших коллег или учеников показателен в этом отношении?
  9. Что бы Вы пожелали молодым музыкантам?
  10. На Ваш взгляд, обеспечивают ли творческие навыки и знания, полученные в консерватории, достойную жизнь музыканту в современных условиях?
  11. Почему Вы так считаете?
  12. Совместимы ли коммерция и творчество?
  13. Представьте, что консерватория вдруг стала частным (коммерческим) вузом. Изменится ли качество профессионального образования и в какую сторону?
  14. Изменится ли контингент студентов?
  15. Если  попробовать провести параллель между нашим вузом и столичными, то в чем видится главное различие?
  16.  И в заключении: каковы, на Ваш взгляд, основные направления развития нашей консерватории в будущем?

Содержание интервью:

Саввина Людмила Владимировна, доктор искусствоведения, профессор кафедры теории и истории музыки, проректор по научной работе, заведующая кафедрой теории и истории музыки. После окончания Горьковской (Нижегородской) консерватории им. М.И.Глинки, была направлена на работу в Астраханскую консерваторию.

1.Да.
2. Это годы молодости. Все, что делалось тогда в консерватории, было впервые – первые уроки, первые открытия. Появилось много друзей среди коллег – выпускников разных вузов страны.
3,4. Отмечу 70-е годы, тогда был очень большой набор студентов на факультет музыковедения – от 12 до 16 человек. Творческая жизнь в консерватории буквально кипела в эти годы.
5. На смену старшему поколению приходят молодые коллеги, творческие и активные. Ведь главное свойство молодости – чувство новизны и желание  совершенствоваться.
6. Да.
7. Любовь к своей профессии и усердие.
8. Это, прежде всего, педагоги нашей кафедры: Инна Некрасова, Владислав Петров, а также пианисты Наталья Муравьева и Илья Михайлов.
9. Молодым музыкантам я бы пожелала взаимной любви к своим ученикам и профессии.
10. Нет.
11. Низкий уровень оплаты труда на старте, молодому музыканту очень трудно работать без необходимой материальной поддержки. Требуется большое терпение и выдержка в преодолении жизненных трудностей.
12. На мой взгляд, они не совместимы. Где есть коммерция, там творчеству нет места!
13, 14. Да, конечно, изменится. Причем, не в лучшую сторону.
15. Мне кажется, что различий нет.
16. Это, прежде всего, направления, связанные с творчеством и наукой.

Алеева Светлана Геннадьевна, старший преподаватель кафедры теории и истории музыки, выпускница Астраханской государственной консерватории.

1.Да.
2. Да – потому, что время было очень хорошее, с большими творческими и жизненными перспективами. Сейчас возможностей меньше. В 90-е годы  многое пережито, но и многое было сделано, причем – почти на максимальном напряжении сил.
3,4. Творческая инициатива студентов в 80-е годы была намного выше. Сейчас же многих студентов приходится сначала «растормошить», прежде чем получить результат.
5. В настоящий момент стало больше конкурсов, в том числе и международных, а вслед за этим и лауреатов, дипломантов. Много возможностей для самореализации.
6. Да.
7. Собственная творческая активность, желание учиться у мастеров и не только в сфере своей специальности.  Нужно иметь широкий кругозор, чтобы действительно быть профессионалом.
8. Многие. Так, вокалисты-выпускники консерватории работают сейчас в Санкт-Петербурге и Москве, а музыковеды стали кандидатами и докторами искусствоведения,  даже философских наук.
9. Постоянного творческого вдохновения, поисков сил в себе и в окружающем мире.
10. И да, и нет.
11. По заработной плате – нет, а по духу – возможно …
12. Конечно, особенно в последнее время, хотя это и порочно.
13. Да, улучшится.
14. Наверное, изменится.
15. Скорее столичные вузы будут наравне с нашим.
16. Есть перспективы в области музыкально-театрального искусства, в том числе балета, оперетты, мюзикла, а также эстрадного исполнительства. Но главным направлением, конечно, остается классическая музыка.

Барабанова Ирина Аведиковна, лауреат Всероссийского конкурса, доцент кафедры струнные инструменты. В АГК преподаёт 16 лет. Ирина Аведиковна закончила РГМПИ (Ростов-на-Дону).

 

1,2. (улыбается) А кто бы не хотел? Но всё-таки мне было интересно на всех этапах моей деятельности в стенах консерватории.
3,4. Я работаю в консерватории 16 лет, и могу описать лишь 90е, 2000е годы.
90е – это время социальных потрясений. Но интереснее всего то, что мы, музыканты находили убежище в своём творчестве. Оно оставалось нишей, за которой можно было укрыться. Конечно, сейчас такого энтузиазма нет.
5,6,7. Я рада, что не угасает интерес к музыке. Так как я скрипачка, конечно, я рада, что именно игре на скрипке желают обучаться многие дети. Я неоднократно слышала, что, к примеру, в Китае практически в каждой семье занятия музыкой – неотъемлемая часть воспитания ребёнка. Надеюсь, что это вскоре будет повсеместно, и, конечно,  скажется на деятельности нашей консерватории, на уровне контингента студентов. По поводу творческого потенциала скажу, что одарённость есть не в каждом студенте, ведь одарённость – это практически дар, редкий дар. А вот способности – да, безусловно. Более того – работоспособность зачастую даёт намного большие плоды.
10,11. Считаю, что это индивидуально для каждого. От каждого человека зависит его собственный успех.
12. В хорошем смысле – да: организация коллективов, фестивалей – почему нет?
13,14. Тогда консерватория понесёт большие потери.
15. Нет, я не сравниваю. К чему?
16.Хотелось бы усилить педагогическую направленность вуза. Многие, обучаясь, не представляют себя педагогами в дальнейшем, видят себя только на сцене. Но ведь нужно и преподавать, сохраняя великие традиции нашей русской музыкальной школы.
Винокурова Елена Степановна, и.о. профессора кафедры специального фортепиано. Стаж работы в консерватории 39 лет. Окончила Казанскую государственную консерваторию.

1,2. Нет. Я живу сейчас, а не вчера.
3 70-80-е я оценила бы на 5 баллов, а вот 90-2000-е – на 3 балла.
4. В 70–80-х годах было много концертов, выступлений, студенты вели активную жизнь, сами к чему-то стремились.
5. Есть много обстоятельств зависящих не от нас. Уменьшается количество поступающих в вуз. Надеюсь на лучшее.
6. Конечно, есть много примеров в художественной практике.
7. Хорошая наследственность, генетическая предрасположенность и хорошие педагоги. Если учесть все эти факторы, то достигнуть высокого профессионализма можно уже к 30-35 годам.
8. К примеру – Наташа Муравьёва, Татьяна Лыскова, Марина Бесценная, Илья Михайлов.
9. Самостоятельности, смелости. Нужно самим искать пути развития собственного таланта.
10. Скорее нет.
11. Ситуация зыбкая. Творческие навыки и знания не связаны с уровнем заработка и условиями жизни. Можно быть прекрасным музыкантом, но не быть востребованным и обеспеченным.
12. Да. Это хорошее дело, особенно если есть возможность совмещать коммерческое начало и творчество. Надо уметь «продавать» своё  искусство.
13. Нет. Качество останется на прежнем уровне.
14. Нет.
15. Равняться ни с кем не нужно. Нужно развиваться самим.
16. Должны в вузе развиваться такие предметы, как музыкальная психология, социология. Необходимо изучение эстрадной музыки. Следует усилить педагогическую направленность дисциплин.

Гонцов Юрий Петрович, Заслуженный деятель искусств России, Заслуженный работник культуры Республики Калмыкия, профессор кафедры народных инструментов. Юрий Петрович закончил  РАМ им. Гнесиных по классу баяна и Казанскую консерваторию – как композитор. В нашей консерватории работает 34 года.

 

1. Нет.
2. Ведь жизнь не возвращается назад, и каждый год – это приобретение чего-то нового.
3,4. 70-е и 80-е годы –  это яркая творческая жизнь, а вот 90-е были во многом тяжелые, что сказалось на культурной жизни. В двухтысячные продолжали активно работать представители старой школы, сохраняя традиции консерватории. К сожалению, сейчас многие заняты далеко не творческими проблемами. В такой атмосфере профессионально совершенствоваться нелегко.
5. Как и во все годы, педагогический уровень нашего вуза высок, чего нельзя сказать о студентах – крайне низок. Ну а перспективы – они полностью зависят от государственной политики в области культуры.
6. Возможно, и именно – в самые молодые годы. Но государство этому противится, о чем просто хочется кричать от отчаяния!
7. Колоссальная сила духа. Умение приносить жертвы… Понимание того, что только материальные цели – это мираж, который в конце концов рассеивается. Главное – это дух, он вечен!
8. Из коллег – большинство педагогов нашей консерватории.
9. Быть преданными своему Божьему дару, полученному от рождения.
10. Нет.
11. Зарплаты, к сожалению, нищенские.
12. Нет, однозначно.
13,14. Изменится, и не в лучшую сторону. Ведь тогда учиться придут не талантливые, а богатые.
15. Что такое столичные вузы? Туда съезжаются «сливки» со всей страны, и «нервных клеток» на них тратить столько не нужно. А большинству педагогов АГК я бы повесил на грудь по ордену за самоотверженность, работоспособность, умение показывать высочайшие результаты, имея дело с более скромным начальным потенциалом. В этом плане, я считаю, что наша консерватория стоит гораздо выше столичных вузов.

Кострюкова Галина Георгиевна, доцент, заведующая кафедрой фортепиано. Выпускница Новосибирской государственной консерватории, закончила аспирантуру при Горьковской государственной консерватории. После учебы Галина Георгиевна решила связать свою судьбу с Астраханской консерваторией.

 

1. Нет.                                                                                   
2. Сейчас работать интересней, потому что больше опыта и поставленные задачи можно достичь в более короткие сроки.
3, 4. 70-е, 80-е годы были более насыщенны творчеством. В 90-е и 2000-е стало меньше серьезных сольных концертов.
6. Да, возможно.
7. Все определяет мера таланта. Чем его больше, тем быстрее постигаются тайны профессионализма.
8. С точки зрения педагогики, я думаю, никто. Но как профессионалы-исполнители в молодые годы ярко выделялись Камалов, Юдкевич, дуэт Мачневой и Чертина.
9. Я бы пожелала нашим студентам осознать, что основной предмет их профессиональной деятельности – музыкальный язык и его поиски. Мне кажется, сейчас есть серьезные недоработки в этом, особенно, с точки зрения построения нашей учебной системы –  например, междисциплинарные связи. Теоретики углубленно изучают какие-то явления, не слушая непосредственно музыку, а исполнителям подчас не хватает более глубоких знаний в осмыслении музыкального произведения.
10. Нет, их недостаточно.
11. Мне кажется, нельзя останавливаться на достигнутом. Нужно продолжать самообразование.
12. Творчество появляется само по себе, коммерция же – дело совсем других людей. Но все же одно без другого не существует.
13. Скорее всего, очень. На первый план выйдет коммерческая составляющая.
14. Конечно.
15. Слишком разные. Одно от другого не зависит.
16. Мне кажется, менять ничего не нужно. Скорее следует расширять те специальности, которые уже открыты. 

Петров Владислав Олегович, кандидат искусствоведения, преподаватель кафедры теории и истории музыки. В 2002 году окончил Астраханскую государственную консерваторию. Лауреат и дипломант многих конкурсов, постоянный участник научно-практических конференций.

3,4. Сейчас консерватория развивается. Очень насыщена творческая жизнь и студентов, и педагогов. Проводится много концертов, конференций. Замечу, что в 90-е, проходила всего лишь одна конференция в год.
6. Да.
7. Время. Это возможность трудиться и учиться. Мне его часто не хватает.
8. К сожалению, никто.
9. Опять же трудолюбия и побольше времени на творчество.
10, 11. Да. Современные молодые люди обладают большими возможностями и должны воспользоваться своими знаниями.
12. Да.
13. Да, конечно.
14. Да, будет еще хуже.
15. Нет, консерватория не может стать равной столичным вузам. Там преподаватели получают высокую достойную зарплату. У нас этого никогда не будет.
16. Я, наверное, традиционен. Мне кажется, сейчас и так творческая работа кипит. 

Франгулова Екатерина Степановна, кандидат искусствоведения, профессор кафедры струнных инструментов. Екатерина Степановна окончила Бакинскую консерваторию и аспирантуру в Ереване. В Астраханской консерватории преподает 20 лет.

1. Нет.
2. Интересно, что будет дальше.
3,4. Трудно оценивать, поскольку атмосфера творчества меняется каждый день. Творческие люди работают с живым материалом. К тому же, каждое время имеет свои плюсы и свои минусы.
5. Каждый, даже самый маститый педагог продолжает расти, а иначе – путь назад! Отсюда – требовательность к студентам, и они откликаются. Конечно, каждый по-своему, но все же… Я, к примеру, очень люблю давать премьерные произведения студентам. Это «Элегия» Эрнста с интродукцией Шпора, которая стала событием на кафедре, или «Вариации на оригинальную тему» Венявского, исполненные С.Романовым.
6. Это зависит от таланта.
7. Повторяю, нужен талант!
8. Сергей Романов. Каспар Багдасаров, отличавшийся виртуозностью, Люция Калиева. У каждого музыканта преобладало что-то одно: музыкальность или виртуозность. Так, Люция отличалась исключительной музыкальностью. Теперь она в Москве, и  там получает хорошие отзывы о своей игре.
9. Веры в себя и в педагога. Работоспособности. Но главное – знать, что делать, ведь на пустой работоспособности многого не добьешься.
10,11. У кого как! Ведь рекламации нет, а значит – все студенты востребованы. Это говорит о наличии определенного уровня.
12. Для меня – нет.
13. Если сохранятся, будут работать те же педагоги, то нет.
14. Не нужно брать плохих студентов.
15. А зачем? Конечно, в Москве – больше государственной поддержки, лучше дети. Но заметим, что часто те, кто приезжают к нам из Москвы с мастер-классами – это далеко не лучшие.
16 Я считаю, что самое главное в обучении музыканта – сделать акцент на специальности и музыкальных предметах. Как говорят, за рубежом в консерваториях изучают 6 дисциплин, а у нас – 19. Думаю, что увеличение предметов не сделает их умнее и образованнее. Наоборот, меньше внимания уделяется специальности, слушанию музыки, чтению книг, посещению концертов.

Хрущева Маргарита Геннадьевна, кандидат искусствоведения, профессор кафедры теории и истории музыки, выпускница  Казанской государственной консерватории. В Астраханской консерватории работает с  1971года.

1. Скорее нет.
2. Мне ценны 80-е годы, когда уже была защищена кандидатская диссертация, и я могла свободно распределять свою творческую энергию и на преподавание, и на научную работу.
3. Это сделать трудно. Мы, молодые выпускники разных музыкальных вузов страны, приехали создавать новую консерваторию, пылали энтузиазмом! Исполнители давали по 4 сольных концерта в год (при норме одного концерта за год); постоянно проводились научные конференции с участием всех преподавателей консерватории, инициаторами которых были М.А.Этингер и Ж.И.Гермашева. Это была школа публичных выступлений, что в дальнейшем сказалось в деятельности самих музыкантов.
4. Наша консерватория как зеркало отражала жизнь страны. Все катаклизмы и дуновения свободы мгновенно ощущались. Почему мы выжили в страшные годы «переломки» («перестройка» ? слишком нежно названо)? Да потому, что мы, консерваторцы, делились буквально всем друг с другом. Вот так дружно и выжили, до сих пор не понимаем – как.
5. В каждом новом поколении студенчества есть свои особые доминанты. В целом, «золотые группы» (у нас, на кафедре музыковедения) возникают периодически, а некоторые группы мы называем «серебряными»…Между ними странная, не периодичная пульсация поколений, качественно различных во всем. Мы, преподаватели, стараемся найти объяснение этому в других науках, но пока не обнаружили. Звезда «Солнце», наверное, диктует свой особый алгоритм.
6. Да, безусловно, при трудоспособности в 250% и при наличии таланта. Хотя имела повод наблюдать, как просто усердная и обязательная преподаватель музыкального училища становилась настоящим профессионалом и воспитывала столь же достойных студентов. Что считать профессионализмом? На мой взгляд, это не просто овладение ремеслом (например, настрочить за сутки фугу на заданную тему), а вдруг впервые услышать НЕЧТО МУЗЫКАЛЬНОЕ. Истинный музыкант тогда завибрирует всеми клеточками своего тела и своей души. Он отзовется на эти вибрации, он услышит музыку травы, дерева, камня, воздуха, услышит музыку звезд, услышит музыку космоса…
7. Для этого нужно СЛЫШАТЬ и быть в гармонии с окружающим миром.
8. Все мои студенты по спец. классу, потом многие мои коллеги по кафедре. Выделю моего бывшего студента, далее и ныне – преподавателя кафедры теории и истории музыки Константина Владимировича Гузенко; Елену Петровну Книжникову, так же потом коллеги по кафедре, работающей сейчас в Вероне (Италия). Мне трудно перечислить всех студентов, которые «протоптались сквозь мою душу», пусть и ограниченно – только по классу полифонии.
9. Еще учась в консерватории, сумела понять, что МУЗЫКА – явление непостижимое, это нечто особенное, чем благословил нас  Всевышний, создавая все живое на нашей планете, ибо только через звучание всего, все живое понимает рядом живущее…
10. Да – при условии огромного и непрестанного собственного труда, как это было во все времена.
11. Именно потому, что музыка, как и любое искусство, то есть ТВОРЧЕСТВО, ? это совершенно особый труд – труд души, который может убить лишь стяжательство.
12. Если откровенно, то я не задумывалась об оплате своего труда. Здесь, конечно, сказалось влияние жизни в СССР, а не в других странах, где главным жизненным вопросом является  « Сколько ты стоишь?» Но вопрос обоюдоострый: как человек оценивает себя, как его оценивает общество (среда со всеми ее слоями). Возникает еще один важный вопрос, а в какой среде творческая личность намерена утвердиться как значимая?
13. Это не возможно допустить. Потому, что наша творческая жизнь (как и у медиков – ответственность за жизнь пациента) не зависит от стоимости. Как можно расчитать/просчитать исполнение: одну нотку из фуги Баха или из симфонии Берлиоза? Для музыканта это просто смешно! Или, к примеру, Вы нанимающая/арендующая талант организация, заключающая договор о стоимости проката таланта (гения), а сделка не состоялась. Для музыканта этот текст звучит кощунственно! Тем не менее, хотя бы на овощи музыкант имеет право заработать.
14. Очень надеюсь, что контингент студентов будет изменяться в соответствии с академическим статусом консерватории.
15. Нам «равенство» не важно! У нас иные задачи!. Нашу консерваторию утвердили изначально как единственную на весь огромный регион Юга России.
16. МУЗЫКА! Во всех ее чистых ипостасях, соответствующих историческому времени! А музыкальное время есть для всех «машина времени», которая позволяет мгновенно перенестись из одной эпохи в другую, «сканировать» музыкальный портрет творческой личности, даже давно ушедшей…Музыка есть ИСТИНА! Для всех культур и времен.
Ну, а консерватория? Как вы все знаете, первоначально – это «приют». Приют особо одаренных, приют МУЗЫКАНТОВ!

 

В заключении, участникам опроса было предложено оценить в баллах творческую атмосферу астраханской консерватории, в разные периоды ее существования. Максимально высоко были оценены 70-е годы, получившие у всех интервьюируемых «отлично». С 80-х  наметилась небольшая тенденция к снижению – «4,8 балла». Резкое падение творческой активности произошло в 90-е годы: показатель «3,6 балла». Социальные потрясения, которые охватили страну в это десятилетие,  не замедлили отразиться на жизни консерватории, но она выстояла, и с 2000 года вновь начала свое творческое восхождение – «4 балла». Как верно заметил Ю.П.Гонцов, «сейчас приходится заниматься и не творческими проблемами. В такой атмосфере нелегко сохранять высокий дух творчества».
Опрос провела социологическая группа студентов-музыковедов,  в составе
А. Грачевой, Т. Заикиной, Д. Князевой, Н. Харцхаевой     
5.11.2009 г.