Камертон № 7

МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА АСТРАХАНИ

ПОЛЬСКИЙ ЭПИЗОД АСТРАХАНСКОГО КРАЕВЕДЕНИЯ

 


В скрижали музыкальной истории Астрахани вписано немало польских имен. В разное время здесь выступали всемирно знаменитая клавесинистка В.Ландовска, талантливый скрипач, впоследствии профессор Варшавской консерватории С.Барцевич, самобытный оперный певец В.Бердяев, возглавивший после окончания второй мировой войны музыкальный театр в Познани и другие музыканты. Надолго связал свою жизнь с нашим городом Марк Аронович Этингер (1922-2003). Судьба этого человека достойна отдельной монографии.
Биография известного музыковеда, ученого и педагога начиналась в Польше. Из Лодзи (родного города Этингера) семья польских евреев переехала в Варшаву. Здесь занятия по специальному фортепиано в консерватории прервала начавшаяся война с фашистами. В гетто погибли его мать и сестра, Марку с отцом удалось перебраться на территорию, освобожденную Советской Армией. В СССР он был членом Союза Польских патриотов: от неоднократно предоставляемых прав на репатриацию Этингер отказался.
После переездов (Сыктывкар, Ковров, Белгород, Тула) линия жизни привела его в Астрахань: выступления в качестве концертмейстера и дирижера продолжились, а затем сменились  педагогической деятельностью. С 1948 года Этингер начинает работать преподавателем музыкально-теоретических дисциплин в Астраханском музыкальном училище.
На своих уроках он блистал эрудицией, вспоминая множество исторических фактов, цитируя латинских и немецких классиков. К примеру, на торжественном вечере посвящения нас в студенты Марк Аронович напутствовал всех прекрасной метафорической историей анекдотом, в которой путник, возмущенный молчанием философа, услышал прозвучавший ему вдогонку долгожданный ответ на многократно повторяемый ранее вопрос, сколько дней нужно для того, чтобы дойти до ближайшего города. Мудрец определил его личное дело по скорости удалявшегося путешественника. Таким образом, он предсказывал нам дальнейший путь научный и творческий.
В своем личном деле в графе 10 «Какими иностранными языками и языками народов СССР вы владеете» Марк Аронович скромно указал «свободно – польским, читаю и могу объясняться на немецком, читаю и перевожу со словарем английский, славянские языки». В 60-70-е годы этот перечень дополнили французский и итальянский. Среди изданных им статей есть публикации на румынском языке.         
Обретение высокого профессионального статуса было достигнуто упорным трудом, годами учебы и самообразованием: он заочно окончил среднюю общеобразовательную школу, исторический факультет Астраханского государственного педагогического института, Государственный Музыкально-Педагогический Институт им. Гнесиных, включая аспирантуру по специальности музыковедение.
Более 30 лет жизни и творчества М.А. Этингера были связаны с Астраханской государственной консерваторией (он заведовал кафедрой теории и истории музыки). Через его специальный класс и групповые занятия прошли сотни студентов многих национальностей. Доктор искусствоведения, профессор М.А. Этингер – автор серьезных исследований по гармонии И.С. Баха и раннеклассической гармонии. Итогом его работы стали 4 монографии, более 40 брошюр и статей в научных сборниках и журналах. Им были введены многие используемые сегодня учеными музыкальные термины – «ретардационный каданс», «раннеклассическая гармония», оппозиция «модальность – тональность», выдвинут новый взгляд на разновидности бассо остинато - диатоническую и хроматическую.
Будучи очень занятым, но, не смея отказать «коллегам по музе», он пишет обстоятельные рецензии на крупнейшие исследования в области теории музыки «Учение о музыкальной фактуре и мелодической фигурации» Ю.Тюлина, «Проблемы классической гармонии» Л.Мазеля, «Теоретический курс гармонии» С.Григорьева, «Избранные статьи и исследования» В.Беркова. Огромный вклад Этингера в качестве редактора книги Л.Карклиньша о гармонии Мясковского, Э.Курта о романтической гармонии оценивался видными учеными как научный подвиг.
В сферу его научных исследований также входили астраханское музыкальное краеведение, методика преподавания музыкально-теоретических дисциплин. Марк Аронович вел огромную просветительскую и общественную деятельность, выступая по радио и телевидению, в астраханской печати, а также в качестве члена внештатного редакционного совета газеты «Волга», лектора общества «Знание» и Областного совета защиты мира. Он оказывал помощь самодеятельным композиторам, занимался собиранием, обработкой и изданием астраханского фольклора.
«Человек подобен дроби, – считал Л.Н. Толстой – числитель есть то, что он есть, а знаменатель – то, что он о себе думает. Чем больше знаменатель, тем меньше дробь». Если применить это высказывание к Этингеру, то дробь, его характеризующая, имела очень большой числитель и значительно меньший знаменатель. Это настоящее счастье – общение с такими достойными и знающими людьми, как М.А. Этингер. Встречи с ними обогащают, направляют в жизни.
Среди наград Этингера медали «За трудовую доблесть», «30 лет победы над Германией», «40  лет победы над Германией». Член Союза композиторов СССР, Заслуженный деятель искусств РСФСР в 1995 году он стал «Почетным гражданином Астрахани». Имя М.А. Этингера вписано в «Золотую книгу», хранящуюся в музее культуры нашего города.
Мы все были его учениками – выпускники его класса. Студенты теоретического отделения, ученики его учеников, коллеги по работе, совершенствовавшие свой профессиональный опыт в общении с Мастером. Все мы гордимся приобщенностью к школе Этингера. Прекрасный русский писатель И.А.Бунин писал: «Венец каждой человеческой жизни есть память о ней – высшее, что обещают человеку над его гробом, это память вечную. И нет той души, которая не мечтала бы втайне об этом венце». Воспоминания о М.А. Этингере, память о нем хранима многими современниками.


С. Севастьянова
доцент кафедры теории и истории музыки