Камертон № 7

 

ПРОБЛЕМЫ МУЗЫКАЛЬНОГО СОДЕРЖАНИЯ

 

 

НАУЧНЫЕ ЧТЕНИЯ ПО МУЗЫКАЛЬНОМУ СОДЕРЖАНИЮ


Участники Третьих научных чтений по музыкальному содержанию

В последние десятилетия на «древе» отечественного музыкознания интенсивно разрастается ветвь, именуемая «музыкальным содержанием». Это – актуальное научное направление, исследующее образно-художественную сторону музыки. Имеющее в прошлом столь весомые достижения, как труды Б.Л. Яворского, А.Ф. Лосева и Б.В. Асафьева [1], позже М.Г. Арановского, Я.С. Друскина, Л.А. Мазеля, В.В. Медушевского, Е.В. Назайкинского, А.Н. Сохора, Ю.Н. Тюлина [2] и ряда зарубежных исследователей [3], оно активно поддерживается и продвигается усилиями большого числа как авторитетных, так и молодых ученых [4].
В наше время проблематика музыкального содержания привлекает к себе многих исследователей. Однако, пожалуй, наиболее плодотворно она развивается в трех реально существующих научных школах – Москвы, Уфы (в «Лаборатории музыкальной семантики») и Астрахани-Волгограда. Свидетельствует об этом то, что к трудам возглавляющих их соответственно В.Н. Холоповой, Л.Н. Шаймухаметовой и Л.П. Казанцевой [5] присоединяются всё новые публикации их последователей [6]. Подтверждение тому дают и прошедшие за последнее десятилетие, собравшие много единомышленников четыре конференции, посвященные образно-художественному началу музыки: «Музыкальное содержание: наука и педагогика» (Москва, 2000; Астрахань, 2002; Уфа, 2004) и «Музыкальное содержание: современная научная интерпретация» (Ростов-на-Дону, 2006).
Помимо сказанного, в Астрахани (2007), а впоследствии Волгограде (2008, 2009) регулярными и традиционными стали Научные чтения по проблемам музыкального содержания. В них участвуют ученые, представляющие музыкальные вузы этих городов, а также исследователи из Краснодара, Майкопа и других регионов. Здесь обнародуются новые идеи, с которыми участники знакомят присутствующих.
В последние дни августа 2009 года на очередных – третьих – Чтениях со своими научными изысканиями ознакомили канд. иск. доцент С.Б. Кожаева («Семантика арий в Коротких мессах И.С. Баха»), канд. иск. доцент О.В. Шевченко («Концепт “пришельца-всадника” в романтической балладе “ужаса”»), Д.А. Рахимова («Синтез национального и инонационального как специфика ориентализма С. Рахманинова»), канд. иск. доцент О.И. Луконина («Содержательные мотивы творчества М.О. Штейнберга в контексте советского искусства»). На этот раз высветились и проблемы жанра – в выступлениях канд. иск. И.И. Васирук («Фуга в современной живописи: к проблеме отражения формы и жанра»), канд. иск. О.В. Шепшелевой («Хоровые “сольфеджио”: к вопросу жанра»), канд. иск. доцента О.В. Шмаковой («К вопросу о жанровой типологии зарубежной неоклассической симфонии»). В отдельно взятое музыкальное произведение «вслушались» канд. иск. Т.С. Андрущак («Реквием» Ахматовой-Тищенко как мемориальный текст») и И.В. Савина («“Мазепа” Ф. Листа как отражение творческого процесса композитора»).
Внешне напоминая привычные для любого ученого конференции, Чтения, однако, нацелены не столько на донесение информации, сколько на ее обсуждение. Вопросы, комментарии, размышления, советы, подсказки – всё то, на что далеко не всегда хватает времени на обычной конференции, – сплетаются в порой весьма продолжительную, но всегда конструктивную дискуссию, оказывающуюся генеральным «жанром» Чтений. Особо дорожат все присутствующие царящей на Чтениях позитивной атмосферой неподдельной заинтересованности и всё более редкостным ныне, а потому необычайно ценимым искренним межличностным общением.
Последнее не удивляет, поскольку чтения притягивают людей творческих, постоянно находящихся в процессе научного поиска и жаждущих поделиться не только своими находками, но и сомнениями, догадками, гипотезами. В определенной степени благодаря такой «научной лаборатории» постоянные участники Чтений успешно работают над диссертационными проектами, защищают кандидатские (И.И. Васирук, М.В. Сальникова, О.В. Шепшелева и О.В. Шмакова – 2008) и докторские (П.С. Волкова – 2009) диссертации. Они публикуют монографии [7] и статьи, выступают на научных конференциях по различной тематике. В 2009 году авторский коллектив Чтений стал ядром сложившейся научной школы, официально зарегистрированной под названием «Музыкальное содержание», а ее руководитель удостоен почетного звания «Основатель научной школы» [8].
Разумеется, отразить живой процесс публичного развертывания «индивидуально-коллективной» творческой мысли в «формате» научного издания – задача не из легких. Тем не менее, хочется надеяться, что приблизительное представление о ней дадут некоторые доклады участников Чтений, готовящиеся к печати в специальном сборнике.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. – Л., 1971; Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. – М., 1991; Яворский Б.Л. Баховский семинар (курс лекций в I государственном московском техникуме в 1924 – 25 уч. г.): Рукопись (запись С.Р. Ряузова), 1946.
2 Арановский М.Г. Музыкальный текст. Структура и свойства. – М., 1998; Друскин Я.С. О риторических приемах в музыке И.С. Баха. – СПб., 1999; Мазель Л.А. Вопросы анализа музыки. – М., 1978; Он же. О природе и средствах музыки. – М., 1983; Медушевский В.В. Интонационная форма музыки. – М., 1993; Он же. К  проблеме семантического синтаксиса (О художественном моделировании эмоций) // Советская музыка. 1973. № 8; Он же. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. – М., 1976; Назайкинский Е.В. Логика музыкальной композиции. – М., 1982; Сохор А.Н. Музыка как вид искусства // Сохор А.Н. Вопросы социологии и эстетики музыки: Ст. и исслед.: В 3 т. – Л., 1981. Т. 2; Тюлин Ю.Н. О программности в произведениях Шопена. – Л., 1963.
3 Интонация и музыкальный образ: Ст. и исслед. музыковедов Советского Союза и других социалистических стран. – М., 1965.
4 См., например: Андреев А. К истории европейской музыкальной интонационности. – М., 1996; Вопросы музыкального содержания: Сб. тр. / РАМ им. Гнесиных. – М., 1996. Вып. 136; Дьячкова Л.С. Проблемы интертекста в художественной системе музыкального произведения // Интерпретация музыкального произведения в контексте культуры: Сб. ст. / РАМ им. Гнесиных. – М., 1994. Вып. 129; Евдокимова А.А. Основные аспекты содержания музыки (К проблеме способов отражения): Автореф. дис. … канд. искусствоведения.– Л., 1987; Захарова О.И. Риторика и западноевропейская музыка XVII – первой I половины XVIII веков. – М., 1983; Карпычев М.Г. Теоретические проблемы содержания музыки. – Новосибирск, 1997; Кац Б.А. Сюжет в баховской фуге // Советская музыка. 1981. № 10; Климовицкий А.И. «Лейтмотив судьбы» Вагнера в Пятой симфонии Чайковского и некоторые проблемы интертекста // Музыкальная академия. 1998. № 3 – 4; Носина В.Б. Символика музыки И.С. Баха. – Тамбов, 1993; Очеретовская Н.Л. Содержание и форма в музыке. – Л., 1985; Петров А.Н. Лирический сюжет в инструментальной музыке // Советская музыка. 1985. № 9; Раку М. «Пиковая дама» братьев Чайковских: опыт интертекстуального анализа // Музыкальная академия. 1999. № 2; Ручьевская Е.А. Об анализе содержания музыкального произведения // Критика и музыкознание: Сб. ст. – Л., 1987. Вып. 3; Смирнов М.А. Эмоциональный мир музыки. – М., 1990; Семантика музыкального языка. – М., 2004, 2005, 2006; Чернова Т.Ю. Драматургия в инструментальной музыке. – М., 1984 и др.
5К примеру: Казанцева Л.П. Автор в музыкальном содержании. – М., 1998; Она же. Основы теории музыкального содержания. – Астрахань, 2001; Она же. Содержание музыкального произведения в контексте музыкальной жизни. – Астрахань, 2004; Холопова В.Н. Музыка как вид искусства. – СПб., 2000; Она же. Область бессознательного в восприятии музыкального содержания. – М., 2002; Она же. Специальное и неспециальное музыкальное содержание. – М., 2002; Она же. Теория музыкального содержания как наука // Проблемы музыкальной науки. 2007. № 1; Шаймухаметова Л.Н. Мигрирующая интонационная формула и семантический контекст музыкальной темы. – М., 1999; Она же. Семантический анализ музыкальной темы. – М., 1998.
6 Алексеева И.В. Тематизм бассо-остинатных жанров в инструментальной музыке западноевропейского барокко. – Уфа, 2005; Асфандьярова А.И. Интонационная лексика образов пасторали в тематизме фортепианных сонат Й. Гайдна. – Уфа, 2006; Калиниченко Н.Н. Традиционные риторические формулы в творчестве М.И. Глинки // Музыкальное содержание: наука и педагогика: Материалы Всерос. науч.-практич. конференции. – Астрахань, 2002; Она же. Риторические формулы в поздних произведениях Чайковского // Музыкальная семиотика: перспективы и пути развития: Сб. ст. – Астрахань, 2006. Ч. 1; Кривошей И.М. Внемузыкальные компоненты вокального произведения. – Уфа, 2005; Кудряшов А.Ю. Теория музыкального содержания. Художественные идеи европейской музыки ХVII – ХХ вв. – СПб., 2006; Шаймухаметова Л.Н., Селиванец Н.Г. Семантические процессы в тематизме сонат Д. Скарлатти. – Уфа, 1998.
7 Волкова П.С. Метафизика огня. – Краснодар, 2007; Она же. Реинтерпретация художественного текста. – Краснодар, 2008; Луконина О.И. Музыкально-театральное творчество М.А. Штейнберга в культурном контексте Серебряного века. – Волгоград, 2009; Мозгот С.А. Музыкальное пространство в творчестве Клода Дебюсси. – Майкоп, 2008; Шевченко О.В. Образно-содержательные линии музыкального искусства Серебряного века. – Волгоград, 2007; Шмакова О.В. Финал в симфонических циклах Бартока, Онеггера и Хиндемита (1930 – 1950 годы). – Волгоград, 2009.
8 См. об этом: Российские научные школы. – М., 2009. Т. 2. – С. 99.

 

Л. Казанцева
доктор искусствоведения,
профессор