Камертон № 7

 

ВСЕРОССИЙСКАЯ НАУЧНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
«ДИАЛОГИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО В МЕНЯЮЩЕМСЯ МИРЕ»

 

 

О МЕЖДУНАРОДНОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ
КОНФЕРЕНЦИИ В САРАТОВЕ

 

            Конференция «Диалогическое пространство музыки в меняющемся мире» (20-22 ноября 2009 года) объединила в стенах АГК им. Л.В. Собинова более семидесяти участников – музыковедов, исполнителей, композиторов, фольклористов, социологов, педагогов-практиков, историков. В работе конференции и сборнике материалов приняли участие 5 докторов наук, 40 кандидатов искусствоведения, кандидаты педагогических (2), исторических (1) наук, социологии (2), культурологи (2), аспиранты, преподаватели вузов, колледжей, ДМШ.
Вступительное слово кандидат социологических наук, профессор Краснова Ольга Борисовна посвятила идее «диалогичности», которая определила не только название конференции. Стало ясно, что «диалог» станет лейтмотивом научно-музыкальных докладов, их обсуждений, распространится на уровни человеческих отношений, аргументаций доказательств выдвигаемых положений, взглядов, мнений, выражения эмоций…
После пленарного заседания работа конференции продолжилась в пяти секциях. Наиболее объемной в количественном отношении оказалась секция «Теоретическое и историческое музыкознание: "классика" и "постмодерн"», работа которой продолжалась в течение двух дней. Параллельно заседали секции: «Исполнительское искусство: наследие, опыт, идеи», «Музыкальная педагогика: ценности и технологии», «Композитор и фольклор. Музыка народов мира», «Искусство и социум: "перезагрузка отношений"».
Как и полагается, солидно предстали хозяева конференции – из 42 опубликованных докладов саратовских участников две трети были озвучены. Москва и Волгоград поделили второе место (по 8 публикаций и 3 участника), Астрахань оказалась на третьем месте (6 публикаций, 5 участников). Из Нижнего Новгорода и Курска было по одному представителю, Харьков, Кемерово, Уфа, Тольятти, Ижевск ограничились заочной формой участия.
Пленарное заседание открыл доктор искусствоведения Нижегородской государственной консерватории им. М.И. Глинки Сыров В.Н. (доклад «О многообразии "музыкально-творческих видов"»), выступили кандидат искусствоведения РАМ им. Гнесиных Масловская Т.Ю. («Р. Глиэр: диалог со временем»), андидат искусствоведения МГКА им. Маймонида Консон Г.Р. («Об эволюции взглядов Л. Мазеля: в диалоге с самим собой»), доктор искусствоведения Курского государственного университета Космовская М.Л. («Сохранение регионального наследия как проблема музыкальной науки»), кандидат педагогических наук СГК им. Л.В. Собинова Варламов Д.И. («Современные проблемы и перспективы развития музыкальной педагогики»), доктора искусствоведения СГК им. Л.В. Собинова Кулагина О.И. («Анализ этномузыкального мышления с позиций теоретического музыкознания»), Ярешко А.С. («Драматургическая роль колокольных звонов в музыке русских композиторов. Мусоргский – Шостакович: творческие параллели»).

            В этот же день вечером выступили волгоградцы: кандидат искусствоведения ВГИМК Васирук И.И. («Драматургия современных инструментальных фуг»), кандидат искусствоведения ВИИ им. П.А. Серебрякова Вихорева Т.Г. («Хоровые концерты Д.С. Бортнянского и проблемы русской музыки XVII-XVIII веков»).
21 ноября состоялся практикум «Модели диалога "учитель и ученик"». Кандидат социологических наук Сергеева И.В. продемонстрировала деловую игру «Фандрайзинг» и другие модели интерактивных практик в рамках предмета «Арт-менеджмент» (фандрайзинг = поиск средств). Она же выступила с интересным докладом «Творческий поиск и новые модели культурной коммуникации» в заключительный день конференции.
Во второй день конференции выступали астраханцы: кандидат искусствоведения Саввина Л.В. («Семиотика интертекста звукоорганизации музыки ХХ века»), кандидат искусствоведения Свиридова А.В. («Музыкальный диалог со средневековьем: ассоциативность как фактор стиля в концерте Ю. Фалика «Элегии»), Алеева С.Г. («"Катерина Измайлова" Д. Шостаковича – "Мастер и Маргарита" С. Слонимского: диалог в контексте отечественной культуры»).

Саратовцы представили 7 докладов. Выступили: Гольфарб Н.В. («Метаморфозы жанра хорала в органной музыке эпохи романтизма»), кандидат искусствоведения Труханова А.Г. («Русская духовная музыка в эпоху постмодерна»), Севостьянова Л.В. («Символика детства в квартетах Д. Шостаковича»), Малышева Т.Ф. («Художники серебряного века о преобразовании мира посредством танца»), Полозов С.П. («Информационная избыточность нотного текста»), Королевская Н.В. («Диалог: формула жизни»). Особо отмечу выступление Пономаревой Е.В. («Шесть романсов на стихи Ратгауза. К проблеме изучения позднего творчества Чайковского»), которая выявила монограмму композитора – СНА и аргументировано доказала ее присутствие в романсах.
К сожалению, из-за параллельного заседания секций не было возможности послушать доклады исполнителей и фольклористов. В сборнике секция «Исполнительское искусство: наследие, опыт, идеи» представлена статьями кандидата искусствоведения Вартанова С.Я. («Диалог в фортепианной интерпретации»), Добатовкина Д.М. («Интонационно-тематическое единство концерта для балалайки с оркестром Ю. Шишакова»), Ломако В. П. («Пристально вглядываясь в прошлое. Из истории образования кафедры народных инструментов»), Лохова К.И., Варламова Д.И. («Проблемы исполнительской компетенции педагога-музыканта»), Ушаковой О.Ю. («От оригинала к транскрипции. Проблемы стилевого диалога»), Вартанова В.С. («Об интерпретации сонаты Шопена b-moll: интертекстуальные связи, диалог эпох»), кандидата искусствоведения Лебедева А.Е. («Проблемы исполнительской интерпретации и современная музыкальная практика»), Гольденберг А.Н. («Восхождение к вершинам мастерства»), Канн Т.И. «(«Вспоминая В.А. Берлинского»), Коробовой О.Я., Варламова Д.И. («Концертмейстер в современной музыкальной практике»), кандидата педагогических наук Куприной Е.Ю. («Проблема сотворческой исполнительской деятельности в ракурсе синергетического подхода»).
Секция «Музыкальная педагогика: ценности и технологии» в сборнике представлена пятью статьями, секция «Композитор и фольклор. Музыка народов мира» – девятью статьями.
Полюсные эмоции (восхищения и негодования) вызвали доклады третьего дня конференции на секции «Искусство и социум: "перезагрузка отношений"». От Астрахани были представлены два содержательных доклада. Кандидат искусствоведения Петров В.О. посвятил выступление «Мультимедийным событиям в музыкальном искусстве ХХ века», кандидат социологических наук Борисова Е.Б. – проблеме группообразующих свойств музыки массмедия («Молодежные музыкальные субкультуры в контекст современности»).
Если звучащие фрагменты в докладе кандидата искусствоведения Мякотина Е.В. («Конкретная музыка: отрицательный опыт звукового анализа») вызывали эстетическое удовлетворение, приятие необычно звучащего музыкального материала, то просмотр видеоклипа, демонстрирующего доклад кандидата культурологи Московского Гуманитарного института телевидения и радиовещания Шеметовой Т.Н. вызвал откровенное неприятие увиденного. Автор оперирует терминами «катектор», «катексис» (последний З.Фрейд употреблял в значении направленной психической энергии на объект с целью полного «захвата» этого объекта). Близким корневым словом «катексису» является известный термин «катарсис». Однако если греческое существительное «катарсис» означает «очищение» и использовалось для передачи эффекта эстетического переживания пути к гармонии, то греческий глагол «катексис» (буквально «занимать») передает эффект эстетического переживания от дисгармоничного.
Все элементы предложенного для просмотра клипа-катектора (музыка, текст, изображение) рассчитаны на отрицательные эмоции: аттрактивная внешность известной отечественной панк-хардкор группы «Оргазм Нострадамуса», стиль поведения (агрессия, пьянство, наркомания, «веселье» на грани истерии, визг и рык в ржавую арматуру, имитирующую микрофон), место пребывания (свалка с живыми крысами, выгребные ямы, контейнеры для мусора, ржавые корпуса автомобилей), словесные выражения (почти сплошь ненормативная лексика), поступки (петля, надеваемая Горбуном на шею голой куклы с черными кругами вокруг глаз, петля, в которую просовывает голову солист группы Угол, безжалостное убийство Горбуна, олицетворяющего Смерть, которую, как известно, убить нельзя) и даже исполнение (шумовой, перегруженный, плотный звук, остинатный повтор коротких гитарных рифов, текстовой фразы «веселые ребята», низкочастотный диапазон инструментального сопровождения, неразборчивая дикция поющих, абсцентная лексика, прием ускоренного движения кадров, повышенная шкала громкости).
Думается, негативная реакция на просмотр клипа была вызвана тем, что автор доклада не учла специфику слушательской аудитории…
На секции прозвучали также сообщения Киреевой Н.Ю. («Театрализация как форма художественной коммуникации на примере хорового творчества»), Белоцерковского О.В. («Особенности работы музыкального продюсера-академиста с исполнителем»), Савицкой Е.А. («Может ли "ретро" быть прогрессивным? К проблеме авторского стиля в современном прогрессив-роке»), Зыкова А.И. («Массовое и элитарное в танцевальном искусстве: к постановке проблемы»).
Избалованная конференциями астраханская группа участников научно-практической конференции в Саратове недоумевала по поводу отсутствия культурной составляющей (концерт, экскурсия по городу…), вопиющего факта выселения из гостиницы четырех участников в 5 часов утра… Некоторое неудобство вызвал ремонт здания консерватории: заставленные «лесами» лестницы, оседающая с потолка и стен побелка… Но это мелочи. Саратовцы переняли опыт астраханцев: сборник по материалам конференции был вручен в заключительный день ее работы.
Отдельный абзац – благодарность в адрес организаторов конференции, руководителей секций, редакционной коллегии. Полученная информация от авторов статей – музыковедов, культурологов, социологов, этнологов, педагогов-исполнителей и т.д. – при более тщательном ознакомлении даст пищу для ее глубокого осмысления.

 

                                                                                                          А. Свиридова
кандидат искусствоведения,
профессор кафедры теории и
истории музыки, заслуженный
работник высшей школы РФ