Камертон № 7

МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
«ФИЛОЛОГИЯ – ИСКУССТВОЗНАНИЕ – КУЛЬТУРОЛОГИЯ:
НОВЫЕ ВОДОРАЗДЕЛЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ»

 

 

МОСКОВСКИЕ ВПЕЧАТЛЕНИЯ
Полученные в конце февраля приглашения участвовать в мероприятиях, проводимых в Москве Российским институтом культурологи, стали для меня приятной новостью.

«Мозговой штурм» начался с 1 апреля, когда в клубе с типичным для Астрахани названием «Солянка» состоялся круглый стол «Субкультура как креативный потенциал: визуализация». Инициаторами этого научного форума стали также социокультурный журнал «Предмет. Пространство субкультур»,издаваемый центром GCP (Global Culture Project), при официальной поддержке Российского института культурологи, Института этнологии и антропологии РАН. Главной темой, заранее посредством Интернета предложенной для обсуждения, явился «Переход от традиционного формата аудиовизуальной антропологии к инновационному».


Модератором этого солидного форума был доктор искусствоведения, профессор, директор Российского института культурологи, директор программ Московского международного кинофестиваля, заслуженный деятель искусств России (1996), кавалер ордена Дружбы (2006), член президиума Национальной академии кинематографических искусств и наук, член Российской академии кинематографических искусств «Ника» Кирилл Разлогов. С установочными докладами выступили кандидат культурологии, доцент Высшей школы европейских культур и Российского государственного гуманитарного университета (Москва) Л.Артемьева, кандидат культурологи, заместитель директора по науке Санкт-Петербургского отделения Российского института культурологи (Санкт-Петербург) А.Венкова, арт-критик, заместитель начальника отдела кино и видеоарта Государственного Центра Современного Искусства (Москва) К.Караева, доктор культурологи, профессор, директор Медиацентра Уральского государственного университета (Екатеренбург) Н.Кириллова, кандидат исторических наук, ученый секретарь Российского института культурологи (Москва) Н.Кочеляева, кандидат искусствоведения, доцент кафедры режиссуры анимационного фильма Всероссийского государственного института кинематографии (Москва) Н.Кривуля, редактор научного издания «Этно Журнал», координатор проекта по съемкам документального этнографического кино «Исчезающий мир», сотрудник Института этнологии и антропологии РАН (Москва) Н.Лапкина, профессор, доктор исторических наук, действительный член Российской академии естественных наук, действительный член Евразийской академии телевидения и радио, заведующий кафедрой аудиовизуальных документов и архивов факультета технотронных архивов и документов Историко-архивного института РГГУ (Москва) В.Магидов, кандидат исторических наук, доцент кафедры отечественной истории Нового времени факультета архивного дела Историко-архивного института РГГУ (Москва) Е.Наумов, кандидат философских наук, доцент Поморского государственного университета им.М.В. Ломоносова (Архангельск) А.Соловьева, кандидат философских наук, заведующая сектором экранных культур и новых технологий коммуникации Российского института культурологи (Москва) В.Чистякова, доктор философских наук, профессор, главный научный сотрудник Российского института культурологи, руководитель отдела социальной антропологии журнала «Личность. Культура. Общество» (Москва) Е.Шапинская, руководитель GCP (Global Culture Project), издатель социокультурного журнала «Предмет. Пространство субкультур» (Москва) С.Яковлева.

В центре обсуждения оказались вопросы:

  1. Находимся ли мы на пике развития дисциплины на современном этапе (отказ от человека в кадре) или проходим переходный момент развития?
  2. Качественный и диахронный критерии эволюции аудиовизуальной антропологии: изменение приоритетов.
  3. Визуализация: информационная документальность или художественная ценность?
  4. Субъект и объект современной аудиовизуальной антропологии: постмодерн визуального.
  5. «Антропология без человека в кадре»: влияние субкультур или субкультура в  науке?
  6. Мультипликационные фильмы – трансформация дисциплины: возможна ли аудиовизуальная антропология в формате мультфильма?

            В ходе работы имели место презентации работы профессора Флорентийского университета Паоло Кьоцци и фотографа Давида Вирди «Антропология без человека в кадре», а также ознакомительный показ мультипликационного проекта «Гора самоцветов» студии «Пилот» с комментариями художника и режиссера Валентина Телегина. Смею заметить, что мой материал о видеоклипах режиссера Л.Кабожа, основанных на классических музыкальных образцах, вызвал понимание и одобрение собравшихся.
Международная научная конференция «Филология – искусствознание – культурология: новые водоразделы и перспективы взаимодействия» проходила в пансионате Госфильмофонда России в подмосковном городе Домодедово (микрорайон Белые столбы) со 2 по 4 апреля. Ее учредители - Министерство культуры Российской Федерации, Российский институт культурологии, Государственный фонд кинофильмов Российской Федерации, Российский институт искусствознания, Российский институт истории искусств, Институт языкознания РАН, Институт мировой литературы им. А.М. ГорькогоРАН, Научный совет РАН по изучению и охране природного и культурного наследия, Российский государственный гуманитарный университет, Российский фонд фундаментальных исследований – постарались создать максимально комфортные условия для приехавших. Из заявленных 264 участников на конференцию прибыли и постоянно присутствовали 200 ученых разного возраста и ранга. Географические координаты охватили не только Москву, Санкт-Петербург, Флоренцию, Чанчунь (Китай), Иерусалим (Израиль), Киев, Минск, Баку, но и Астрахань, Волгоград, Архангельск, Саратов, Красноярск, Петрозаводск, Сыктывкар, Северодвинск, Омск, Костому, Кривой Рог, Харьков, Курск, Нижневартовск, Саранск и многие другие города. Мероприятие объединило в основном культурологов, искусствоведов, философов и лингвистов.
Работа велась в формате, не совсем привычном, когда участники читают свои доклады, их не все слушают, еще меньше времени остаются для обсуждения, особенного для таких случаев, когда количество участников так велико: ведь времени на 200 сообщений нужно гораздо больше, чем было выделено для этого мероприятия (3 дня). Концепция была предложена противоположная: свести до минимума доклады, оставив только принципиальные установочные, и предоставить максимальную возможность для живого обмена мнениями. Это общение продолжалось и в любое свободное время, особенно в моменты трапез (банкет, фуршет, кофе-брейк, завтраки, обеды и ужины) и предшествующие им мгновения. Очень порадовала исключительная доброжелательность и отзывчивость всех, с кем только случилось общаться.

 

            Заявленная форма мероприятия позволила представить и оценить новые идеи ведущих современных ученых и возможные перспективы для дальнейшей собственной работы. Отмечу лишь некоторые из особо запомнившихся выступлений, как например, доклады К.Разлогова «Филология как предтеча и составная часть культурологи», Е.Штейнера «Смотреть или читать: искусствознание после постмодернизма», И.Кондакова «Современный литературоцентризм: стратегии выживания в ХХI веке», Н.Хренова «Кризис искусства в ХХ веке: искусствоведческая констатация и культурологическая интерпретация», А.Якимовича «Мифологическая логика художественного конфликта», В.Рабиновича «В начале было рокотаху».
Новая практика представляла по 20 минут для установочных докладов, а для последующих трех круглых столов и заключительной дискуссии  по 5 минут для заявленных сообщений и еще минутные реплики. Такой стремительный темп просто будоражил мозг, не давая времени расслабиться. Неослабевающий интерес осложнялся чисто физическим дискомфортом, ведь каждая дискуссия продолжалась по три часа без перерыва.
Дополнительным «презентом» для участников стали вечерние просмотры очень остроумной картины-презентации ВУЗа от  Института культурологии «Вавилон культур или апология культурологи»,  экспериментального фильма молодого режиссера, выпускника ВГИКа П.Ходнева «Записки сумасшедшего» (вполне в духе гоголевской фантасмагории, заданной в названии). Трогательно и жизненно-современно выглядел кино-опус по А.П. Чехову «Дама с собачкой» режиссера Ю.Колтуна (Bildschon Filmprodaction), решенный в неожиданном жанре видеокниги. Специальную видеопрограмму «Язык видео. Знак, образ, текст в мультимедийном искусстве» подготовила О.Шишко, директор Центра культуры и искусства «МедиаАртЛаб».
Всем участникам во время регистрации были подарены сборники с уже изданными программами, тезисами их публикаций, высланных на конференцию, а также изданные стенограммы заседания предшествующей международной научной конференции «Этнология – антропология – культурология: новые водоразделы и перспективы взаимодействия», состоявшейся 3-5 апреля 2008года. Такая форма записи фонограммы велась и на этот раз.
Итогами поездки для меня стали не только яркие впечатления, но и полезные личные контакты. И еще, как героиня сказки про 12 месяцев, я реально и близко увидела почти все времена года, ведь пока поезд ехал из Астрахани в Москву, падал снег, потом он таял; в Москве вечером 1 апреля лил дождь, а на следующий день вновь был снегопад (и так было не раз); но когда автобус вез всех отъезжающих из киноцентра, солнце просто пеклo, как в родной Астрахани.

С. Севастьянова
кандидат искусствоведения,
доцент кафедры теории и истории музыки