Камертон № 7

КОНФЕРЕНЦИИ
МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
«МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО И НАУКА В ХХI ВЕКЕ»

 

 

НОВЫЙ НАУЧНЫЙ ФОРУМ В АСТРАХАНИ
(о Международной научной конференции «Музыкальное искусство и наука в ХХI веке:
история, теория, исполнительство, педагогика»)

2-3 декабря 2009 года в Астрахани состоялась Международная научная конференция «Музыкальное искусство и наука в ХХI веке: история, теория, исполнительство, педагогика», организованная Министерством культуры Российской Федерации и Астраханской государственной консерваторией (академией). Конференция была приурочена к 40-летию ВУЗа.

Научные мероприятия международного уровня стали уже традиционными в стенах Астраханской консерватории и собирают с каждым годом все большее количество участников – маститых ученых и молодых исследователей, только начинающих путь в области музыкознания. Руководителем конференции и председателем Оргкомитета выступила бессменный организатор всех научных проектов, осуществляемых в Астраханской консерватории, – заслуженный работник высшей школы РФ, кандидат искусствоведения, профессор, заведующая кафедрой теории и истории музыки, проректор по научной работе АГК, член Союза композиторов РФ Людмила Владимировна Саввина.
Проблематика конференция затронула широкий спектр музыковедческих тем. Так, на Пленарном заседании, состоявшемся 2 декабря, большинство докладов было посвящено вопросам музыкальной текстологии, семиотики и семантики.

Доклад кандидата искусствоведения, профессора кафедры полифонии и анализа, декана факультета повышения квалификации Российской академии музыки им. Гнесиных Ирины Самойловны Стогний назывался «Метафора в музыкальном тексте» и преследовал целью установить взаимозависимость двух наук – лингвистики и музыковедения. По словам ученого, «Музыкальный текст играет метафорами, его элементы постоянно меняют смысловую окраску, обретая дополнительную эстетическую информацию, что позволяет разнообразить произведение дополнительными ассоциациями. Привычные звучания образуют новое содержание». Для определения музыкальной метафоры использовались следующие свойства: метафора как инородный текст (интертекст), метафора как прообраз, метафора как концепция, метафора и символ, экспрессия метафоры: интерпретация смысла высказывания.

В докладе доктора искусствоведения, профессора Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена и Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова Андрея Владимировича Денисова – «О вторичной упорядоченности в структуре музыкального текста» – произведена попытка выявить два структурных уровня организации музыкального текста (первичный уровень – грамматические системы, организующие текст в наиболее фундаментальных измерениях – звуковысотном, временнoм, фактурном, синтаксическом, уровень вторичный упорядоченности, связанный с внесением в музыкальной текст извне некоей дополнительной организации его структуры). А.В. Денисов, давая характеристику вторичной упорядоченности, отметил ее значительное качество, высказавшись, что она связана с организацией внетекстовых связей произведения. При ее отсутствии, согласно исследователю, внетекстовые связи имеют обычно открытый характер, изменчивы, мобильны и в зависимости от тезауруса конкретного слушателя, исторического времени они обретают различный облик. С помощью вторичной организации внетекстовые связи фиксируются, закрепляются за текстом, сохраняя относительно определенные значения.

Людмила Владимировна Саввина – ведущий специалист в области музыкальной семиотики – в своем выступлении, обозначенном «Семиотика автоматизированной грамматики музыкального языка второй половины ХХ века», обосновала проблему формантной (например, серийной) повторности, присущую музыкальным сочинениям большинства композиторов указанного времени: четкое членение, бесконечная повторность элементов и связанная с этим открытость структуры, характерна, по мнению ученого, для композиций Шенберга, Берга, Кейджа, Штокхаузена. Главный принцип автоматизированной грамматики – многократные вариантные повторы, обязательно требующие от слушателя мыслительных операций, активизирующих память. Л.В. Саввина утверждает, что в ХХ столетии именно «Число становится средством, способным отражать не только свойства внешнего мира, но и внутренних психических процессов: переживания, сострадания, радости, скорби, боли. Все это позволяет говорить об изменении формы семиотического моделирования мира, в которой доминируют модели логического типа – геометрия, математика, способствующие образованию новой структурно-семантической логики развития. В отличие от романтического внутреннего лирического переживания во второй половине ХХ века содержанием произведения становится переживание и рефлексия числа».
Доктор искусствоведения, профессор кафедры теории и истории музыки Астраханской государственной консерватории, член-корреспондент РАЕ 

Людмила Павловна Казанцевавыступила с докладом «Подтекстовые смыслы в музыке». Подтекст как смысловая составляющая любого художественного произведения экстраполирован в область музыки и автором утверждается его семантическая направленность: подтекст – созидаемая средствами музыки (преимущественно, интонационными) область «скрытых» за «поверхностными» смыслов, которые углубляют, воплощаемые музыкой эмоции и другие характеристики человека, обозначают понятия, выдавая присутствие автора.

В докладе доктора искусствоведения, профессора Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена Галины Петровны Овсянкиной («Камерно-вокальное творчество Бориса Тищенко 2000-х годов в контексте современной трактовки жанра») рассматривается одна из доминантных сфер деятельности композитора в начале ХХI века. Автором были выявлены причины – личностные и контекстные – интереса Тищенко именно к деятельности в области камерно-вокальной музыки, произведен анализ наиболее значительных произведений, к которым, безусловно, относятся: «Три этюды на фоне моря», «Час нашей смерти неминуем», «Простая истина», «Бег времени», «Апельсинка». Г.П. Овсянкина отметила, что «система алгоритмов современного камерно-вокального цикла, самобытно претворенная в камерно-вокальном творчестве Тищенко 2000-х годов, тесно связана со словом, его художественным раскрепощением, с взаимодействием искусств и музыкальных жанров, с интертекстуальными перекличками (как литературными, так и музыкальными). Весь этот комплекс усиливает подтекст вокального цикла, делает его открытым к практически неограниченным лирическим высказываниям».

Помимо проблем текстологии, семиотики и семантики музыки, на Пленарном заседании был затронут насущный вопрос, касающийся профессиональной подготовки исполнителей. Весьма актуальным, интересным, но спорным показалось выступление кандидата педагогических наук, члена-корреспондента АПСН, профессора Саратовской государственной консерватории им. Л.В. Собинова Дмитрия Ивановича Варламова, утверждающего, что для исполнителей крайне важно не только стремление к повышению своего научного уровня, выражающегося в фактах издания статей, методических разработок, программ, книг, но и написание диссертаций на соискание ученой степени с последующей защитой. Некоторыми из присутствующих на конференции учеными была опротестована такая позиция.

Хотелось бы отметить, что каждый из докладов Пленарного заседания вызвал живые дискуссии, обилие уточняющих вопросов к ученым и яркий эмоциональный отклик у присутствующих в Малом зале АГК.
Также 2 декабря состоялось заседание Секции «Современное историческое музыкознание» (ведущая секции – Ирина Самойловна Стогний). Прозвучало лишь два доклада и оба были посвящены современной музыке – музыке постмодернистской направленности. Так, концертмейстер кафедры дирижирования академическим хором, аспирант Саратовской государственной консерватории им. Л.В. Собинова Наталья Юрьевна Киреева в своем выступлении «Диалогическое пространство искусства» рассмотрела проблему взаимодействия искусства и публики, ярко воплощенную в музыке конца ХХ столетия, на примере столь распространенного ныне жанра – хорового театра (одного из разновидностей музыкального акционизма). Автор приходит к выводу, что привлечение выразительных средств визуальной направленности, включение кинетической составляющей, декоративного начала, естественно, образующие некий синтезирующий (театральный) смысл, придают большую коммуникативную насыщенность исполнению хоровой музыки.
Доклад кандидата искусствоведения, преподавателя кафедры теории и истории музыки Астраханской государственной консерватории Владислава Олеговича Петрова – «Квартет “Черные ангелы” Джорджа Крама: к определению концепции цикла» был посвящен одному из самых драматических музыкальных сочинений второй половины ХХ века. Автором было прослежено поэтапное становление и развитие в тринадцатичастном Квартете двух противоборствующих сил – божественного и дьявольского, выраженного не только музыкальными средствами, активным цитированием «символьной» музыки (например, фрагментов квартета Шуберта «Смерть и девушка», Dies Irae), но и числовой символикой на уровне постоянного сопоставления чисел 7 и 13 (объединение звуков, созвучий, тактов, фонем). Представленная характеристика каждой из этих сфер, их драматургическое «колебание» обосновывает философский вывод Крама, данный им в аннотации к произведению: «Коловращение душ в природе безостановочно. Души не находят своего пристанища». Доклад был проиллюстрирован показом партитуры и прослушиванием наиболее ярких фрагментов сочинения.

3 декабря осуществлялась работа Секции «Теория музыки в ХХI веке: новые направления и пути развития. Исполнительство. Педагогика» (ведущий – доктор искусствоведения, профессор Саратовской государственной консерватории им. Л.В.Собинова, Саратовского государственного университета и Саратовского государственного социально-экономического университета, действительный член (академик) Российской академии естествознания, действительный член (академик) Европейской академии естествознания, заслуженный деятель искусств России, заслуженный деятель науки и образования Александр Иванович Демченко). Вектор тематики, естественно, был разнообразным – вопросы полифонии сочетались с проблемами музыкальной текстологии, особенности синтеза искусств в русле музыкального творчества – с педагогическими рекомендациями практикующих музыковедов. Авторские концепции базировались на музыкальном материале разных эпох и стилей, но то, что все доклады обладают весомой научной новизной – факт безоговорочный.
С двумя докладами выступил Александр Иванович Демченко. Первый из них – «Об одном из векторов постмодерна» – был посвящен раскрытию понятия «постмодерн» на примере творчества современного московского композитора Владимира Магдалица. Среди основных признаков стиля композитора А.И. Демченко называет: возвращение к исконным устоям музыкального искусства, широкая опора на всевозможные традиции, что образует густой, многослойный стилевой настой, литературные склонности, нашедшие для себя совершенно воплощение даже в сфере чисто инструментальных жанров, демократичность творчества. Автор отметил, что «Постмодерн Магдалица  – это светлое, гармоничное жизнеощущение, душевное здоровье, уравновешенность, чувство жизненной стабильности, безусловное приятие мира таким, каков он есть, удовлетворённость сущим». Во втором докладе – «RАTIO и IRRATIO в науке и в искусстве» – А.И. Демченко развел понятия рационального и иррационального применительно не только к науки, но и к сфере искусства. Рациональное, с точки зрения автора, – есть разумно обоснованное, целесообразное, и рационалистическое, то есть сугубо рассудочное, опирающееся только на требования рассудка, иррациональное же – нечто находящееся за пределами постижения разумом с привычными для него механизмами всё объясняющей логики, то есть невыразимое в логических понятиях и суждениях или даже недоступное пониманию разумом. В качестве объекта в целях более пристального изучения потенциала музыкального искусства в плоскости взаимодействия ratioиirratio было избрано творчество Альфреда Шнитке.

Доклад кандидата искусствоведения, доцента, заведующей кафедрой теории, истории музыки и методики музыкального воспитания Института искусств Адыгейского государственного университета Светланы Анатольевны Мозгот назывался «Переживание пространства в музыке ХVIII-ХХ веков» и отразил результаты исканий ученого в области пространственной организации музыки. К факторам, содействующим возникновению пространственной рефлексии были отнесены: интенсивность воздействия окружающей среды, вызывающей к жизни различные пространственные решения в музыке (образные и композиционные), длительность пребывания в одном эмоциональном состоянии, под воздействием окружающей среды содействует определённой пространственной организации музыкальной материи и композиции музыкальных опусов и возникновение исследовательского интереса к изучению объектов действительности (как реальной, так и виртуальной), осуществляющееся путём их воплощения в музыке. 


Рассуждения о текстологии, затронутые еще на Пленарном заседании, были продолжены и на заседании данной секции. Они стали объектом исследования заслуженного работника высшей школы РФ, кандидата искусствоведения, профессора кафедры теории и истории музыки Астраханской государственной консерватории Алевтина Васильевна Свиридова, которая в качестве основы своего выступления избрала проблему взаимодействия литературного и музыкального текстов. Ее доклад назывался «Ю. Фалик. “Поэзы Игоря Северянина”: о смысловой множественности поэтического и нотного текстов». Ученый, следуя собственному семантическому анализу двух текстологических платформ, приходит к выводу, что «такие качества хорового письма Ю. Фалика как конкретно чувственное воплощение обобщенной символики, слияние изобразительной точности, зримой портретности с аллегоричностью, загадочностью образов, требующее ассоциативного мышления (сотворчества слушателей), взрывчатая конкретность номеров концерта – есть отражение смысловой множественности, глубины чувств, осененных мыслью, как коренной особенности поэз И. Северянина раннего и позднего периодов творчества».

«Полифонический» блок докладов секции, посвященной теории музыки, был открыт кандидатом искусствоведения, старшим преподавателем кафедры истории и теории музыки Волгоградского государственного института искусств и культуры Ириной Ивановной Васирук. В ее докладе «Музыкальные образы в фугах современных отечественных композиторов» выявляется господство в современной фуге четырех крупных образных сфер: размышления, движения, высказывания и состояния. Они и стали рупором классификации содержательного уровня современных фуг, выдвинутой и представленной участникам конференции исследователем. В качестве музыкального материала автором избраны фуги С. Слонимского, А. Караманова, Р. Щедрина, В. Бибика, И. Ельчевой, Ю. Гонцова, А. Бренинга, В. Екимовского и ряда других композиторов отечественной культуры.

Более частные вопросы полифонии как отдельного пласта музыкального искусства в целом были рассмотрены кандидатом искусствоведения, и.о. профессора кафедры теории и истории музыки Астраханской государственной консерватории, членом Союза композиторов РФ Маргаритой Геннадиевной Хрущевой в докладе «О некоторых особенностях цикла Арнольда Бренинга “24 прелюдии и фуги” ор. 151». Здесь выявились некоторые точки пересечения с рассуждениями предыдущего ученого: М.Г. Хрущева, характеризуя образный мир рассматриваемого ей цикла, приходит к выводу об особой содержательной направленности тем фуг, классифицируя их на: 1) темы-размышления, 2) песенные темы, 3) темы-mobile (та же образная сфера движения, выдвинутая И.И. Васирук). Данная классификация была утверждена М.Г. Хрущевой и доказана музыкальным материалом.

Два следующих доклада отразили проблему взаимодействия искусств – ту проблему, которая в последнее время занимает умы все большего количество музыковедов и становится, пожалуй, лидирующей в комплексе искусствоведческих исследований в целом.
Выступление старшего преподавателя кафедры историко-культурного наследия Беларуси ГУО «Республиканский институт высшей школы», члена Союза композиторов СССР и РБ Наталии Владимировны Александровой называлось «Словесные транскрипции “Сикстинской Мадонны” Рафаэля». Картина художника была рассмотрена автором как своеобразное музыкальное полотно. Н.В. Александрова, сопоставляя музыку и живопись на конкретном примере, отметила: «Драматизм коллизий Добра и Зла, Света и Тьмы, трагизм и философская суть творчества Рафаэля, образы, рожденные озарением мастера, их психологизм, удивительное единство скорбных предчувствий и готовности к жертве в глазах Мадонны и Младенца Христа, вопрошающий взгляд и указующий, одновременно и предостерегающий жест шестипалой руки Сикста, направленный туда – в суетный, исполненный страданий и несправедливости земной мир – породили язык алтарной картины Рафаэля: выразительность “интонаций” и совершенство пластики “мелодических линий”, сравнимых с искусством итальянского bel canto, гармонию мягко “звучащих” красок и внутренних ритмов».

 

Кандидат искусствоведения, и.о. доцента кафедры теории и истории музыки Астраханской государственной консерватории, преподаватель Астраханского музыкального колледжа им. М.П. Мусоргского Светлана Степановна Севастьянова в ракурсе синтеза искусств обратила свой взор на взаимодействие двух жанров – мюзикла и мультипликации. Ее доклад «Динамика жанра: мюзикл в мультипликации» раскрыл признаки нового жанра – 1) особый круг образов, 2) многочисленность музыкальных сцен, 3) интонационная основа музыкального материала, 4) музыкальные характеристики осуществляются посредством песенных композиций и через лейтмотивную систему, 5) специфичные решения танцевальных сцен, 6) значимость компонентов целого и, в частности, соотношение музыкального и изобразительного планов. Стоит отметить и вывод ученого о том, что мультипликационный мюзикл в ХХ веке выступает как самостоятельный жанр экранного музыкального театра, который характеризуется, с одной стороны, законами музыкальной драматургии, с другой стороны, – средствами выразительности мультипликационного экранного искусства (например, визуальными лейтмотивами и живописными символами, анимацией изображения, а также монтажной техникой и различными видами комбинированных съемок).

В заключение заседания секции был представлен доклад доктора искусствоведения, профессора кафедры теории и истории музыки Астраханской государственной консерватории Павла Порфирьевича Сладкова «О содержании курсов и факультетов повышения квалификации педагогов музыковедческой специальности». Ученый-практик не только предпринял экскурс в историю становления и развития ФПК в России, но и поделился с присутствующими на конференции собственными наблюдениями о современном состоянии обозначенных курсов, делая вывод об обязательном его реформировании.

 

В рамках конференции состоялся Лекторий (Мастер-классы). Лекция кандидата искусствоведения, научного сотрудника Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского Марины Викторовны Переверзевой называлась «“Звуковые модули” Эрла Брауна» и познакомила участников и гостей конференции с уникальным материалом – графическими и числовыми партитурами одного из лидеров американского музыкального авангарда ХХ столетия. Слушатели могли не только увидеть воочию легендарные «музыкально-изобразительные» достижения композитора-графика (были продемонстрированы партитуры таких произведений Брауна, как «Ходограф», «Четыре системы», «Доступные формы»), но и услышать собственно акустическое овеществление его новаторских идей.

Лекция кандидата искусствоведения, профессора Ростовской государственной консерватории им. С.В. Рахманинова Галины Рубеновны Тараевой, названная «Интонационные словари как технологии развития теории музыкальной семантики», вызвала особый интерес и дискуссию у присутствующих.

Мастер-класс старшего преподавателя кафедры теории и истории музыки Астраханской государственной консерватории Константина Владимировича Гузенко назывался «Фольклор. Композитор. Народный театр (некоторые особенности освоения фольклора и композиторского творчества молодежным фольклорным ансамблем)» и представлял собой практическое руководство по работе с фольклорными коллективами. В нем принял участие возглавляемый К.В. Гузенко ансамбль «Бударочка», исполнивший ряд фольклорных сценок с задействованием публики, что вызвало море положительных эмоций и громких аплодисментов.

В рамках конференции состоялся концерт камерной вокальной музыки. Исполнители Елена Стрельцова и Юрий Эльперин представили слушателям программу, составленную из произведений композиторов ХХ века.

В вышедшем уже к началу конференции Сборнике статей опубликованы материалы и тех ученых, которые приняли лишь заочное участие в конференции «Музыкальное искусство и наука в ХХI веке: история, теория, исполнительство, педагогика». Среди них:
- заслуженный деятель искусств России, доктор искусствоведения, профессор, заведующая кафедрой междисциплинарных специализаций музыковедов Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского Валентина Николаевна Холопова («Музыка как истина в духовном поиске Альфреда Шнитке»),
- доктор искусствоведения, профессор, проректор по научной работе Государственного музыкально-педагогического института им. М.М. Ипполитова-Иванова Инна Михайловна Ромащук («Семантика забытого и макротекст музыкальной культуры»),
- доктор искусствоведения, профессор кафедры истории русской музыки Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова Людмила Александровна Скафтымова («“Русский реквием” А. Кастальского: к проблеме экуменизма»),
- доктор искусствоведения, профессор кафедры теории музыки Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского Римма Леонидовна Поспелова («Теория октоиха в поздних ссылках (трактат о ладах И. Тинкториса)»),
- кандидат искусствоведения, доцент кафедры истории зарубежной музыки Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского Роман Александрович Насонов («Музыкальная риторика Афанасия Кирхера: к истории “готовых слов”»),
- кандидат искусствоведения, преподаватель кафедры междисциплинарных специализаций музыковедов Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского Елена Владимировна Ферапонтова («Гуманизм, как макротема вокального творчества Ксенакиса»),
- доктор теории музыки, профессор Консерватории Университета Пибоди (США) Ильдар Ханнанов («Пути развития теории музыки в XXI веке: пределы поступательного и возвратного движений»),
- доктор искусствоведения, профессор Тбилисской государственной консерватории  Мария Акоповна Киракосова («К вопросу новаторства вокальных циклов Мусоргского и их художественных связей»),
- кандидат искусствоведения, доцент, заведующий кафедрой истории и теории исполнительского искусства Государственной классической академии им. Маймонида, член Союза журналистов Москвы и РФ Григорий Рафаэльевич Консон («Учение Б. Яворского об интонации (по материалам архива ученого в ГЦММК им. Глинки)»),
- доктор искусствоведения, профессор, заведующий кафедрой народного пения и этномузыкологии Саратовской государственной консерватории им. Л.В. Собинова Александр Сергеевич Ярешко («Народная музыкальная культура астраханского Поволжья в динамике образования новых песенных традиций»),
- доктор искусствоведения, профессор кафедры истории музыки Петрозаводской государственной консерватории им. А. Глазунова Вера Ивановна Нилова («Об ирландской музыкальной историографии»),
- доктор философских наук, кандидат культурологии, доцент, профессор кафедры гуманитарных дисциплин НОУ ВПО «Столичная финансово-гуманитарная академия» (Москва) Ольга Анатольевна Жукова («Серебряный век русской музыки: от классики к постклассике»),
- кандидат искусствоведения, и.о. доцента, заведующая кафедрой истории и теории музыки Волгоградского муниципального института искусств им. П.А. Серебрякова Виктория Павловна Давыдова («Современная дуэтная соната с участием флейты: некоторые размышления о семантике жанра»),
- кандидат искусствоведения, доцент кафедры теории, истории музыки и методики музыкального воспитания Института искусств Адыгейского государственного университета Светлана Ивановна Хватова («От богоборничества к богоискательству: к изучению истории русской музыки рубежа XX-XXI веков»),
- кандидат философских наук, ведущий научный сотрудник Всероссийского научно-исследовательского института технической эстетики (Москва) Людмила Борисовна Фрейверт («Архетипы профессионализма и любительства (диалог и контрапункт)»),
- кандидат искусствоведения, профессор кафедры истории музыки Саратовской государственной консерватории им. Л.В. Собинова Ирина Викторовна Полозова («Современная церковно-певческая практика саратовских старообрядцев»),
- кандидат искусствоведения, доцент кафедры народного пения и этномузыкологии Саратовской государственной консерватории им. Л.В. Собинова Алевтина Анатольевна Михайлова («Феномен бытования саратовской гармоники в полиэтническом регионе Поволжья»),
- кандидат искусствоведения, доцент кафедры народных инструментов Саратовской государственной консерватории им. Л.В. Собинова Александр Евгеньевич Лебедев («Исполнительская интерпретация: опыт междисциплинарного исследования») и ряд других исследователей.
Как и предыдущие научные конференции, проводимые Астраханской государственной консерваторией (среди которых – «Музыкальная семиотика: пути и перспективы развития» (по грантам РГНФ, 2006, 2008), «Творчество Д.Д. Шостаковича в контексте мирового художественного пространства» (2007), «Психология и фониатрия: их роль в воспитании молодых вокалистов» (2007), «Музыка ХХ века в ряду искусств: параллели и взаимодействия» (2008)), Международная научная конференция «Музыкальное искусство и наука в ХХI веке: история, теория, исполнительство, педагогика» явилась важным событием в научном мире России, позволила встретиться специалистам разных отраслей музыкознания и обсудить насущные проблемы современного состояния музыкальной культуры и науки о музыке.

 

В. Петров
кандидат искусствоведения, преподаватель
кафедры теории и истории музыки